Все новости
ВЕРНИСАЖ
5 Апреля 2023, 16:00

Не просто эпоха!

Светлая грусть, детские воспоминания и ностальгия. Именно эти чувства просыпаются в душе каждого, кто посетил персональную выставку «Крылатые качели» с экспозицией работ своеобразного и талантливого художника из г. Владимира, члена Союза художников России Елены Суворовой. Выставка открылась в конце марта текущего года в Уфимской художественной галерее.

Елена Суворова родилась в городе Можайске Московской области в 1977 году. Рисование было любимым занятием с детства. Это и определило выбор выпускницы средней школы.

– В детстве я очень часто болела, – рассказывает Елена Вячеславовна. – Папа на работе, а маме надо было по аптекам бегать за лекарствами. Меня не с кем было оставить. Мама рассказывала, что идеальным вариантом было поставить мне коробку с фломастерами, карандашами и дать альбом. Когда она возвращалась, я была все в том же положении: рисовала, рисовала, рисовала… В детском саду, в школе обращали внимание, что мои рисунки отличаются от других оригинальностью и особым колоритом. А потому после школы поступила и в 2002 году окончила художественно-графический факультет Владимирского государственного педагогического университета, после чего профессионально занималась реставрацией предметов древнерусского искусства. В 2005 году впервые обратилась к живописи.

– Можете рассказать о своей первой выставке?

– Когда мне исполнилось 33, такая символичная дата, я поняла, что то, чем я занимаюсь, – дело интересное, но не этому я хочу посвятить свою жизнь. Я тогда работала в иконописной мастерской. Начала писать, ездить на этюды. Однажды мой друг скульптор спросил, почему я не выставляюсь. И вот в 2011 году я впервые приняла участие в выставке во Владимире. С этого момента я посвятила себя живописи, стала принимать участие в областных, межрегиональных и всероссийских выставках. В 2014-2015 годах жила и работала в Бельгии, активно участвовала в жизни местного художественного сообщества. Кстати, многие этого не знают, но, по моему мнению, в 35 лет художник только начинает формироваться.

– Кого Вы считаете своими главными учителями или наставниками, идейными вдохновителями?

– Судьбоносное знакомство моей жизни – с искусствоведом, членом Союза художников РФ Ниной Рафаиловной Будановой. Она умерла весной 2016 года. Мне посчастливилось провести последний месяц ее жизни с ней. Еe сын, Дмитрий Покровский, возглавлял знаменитый на весь мир одноименный хор. В 1992 году он умер, в 1995-м ушел из жизни ее второй муж. Она осталась одна. Это невероятно интеллигентный, потрясающий человек. Когда я с ней познакомилась, я только начала писать для себя. Нина Рафаиловна попросила показать работы. Именно от нее я услышала: «Леночка, ты живописец». Она стала моей крестной мамой в искусстве. Представьте, старушка, 92 года, она уже не вставала. И первыми словами было, когда я приезжала: «Леночка, покажи быстрее свои работы». Это невероятный человек, которого я вспоминаю каждый день. Когда я к ней приходила домой – просто проваливалась в пространство и понимала, сколько прошло времени, только когда уходила.

– Какую оценку вы ждете от своих зрителей?

– Когда зрители приходят на выставку, они видят улыбающихся художников. На самом деле за каждой картиной стоит невероятный труд, цена которому – одиночество, через него проходят все художники. Мы, четыре стены и все. И это постоянно. Это не на два часа: что-то сделал и убежал. На самом деле надо понимать молодым художникам, что, когда выбираешь этот путь, ты выбираешь путь одиночества. Если среди посетителей выставки найдутся зрители, которые все это будут понимать, любить, уважать, поддерживать во всем – это счастье.

– У вас очень много великолепных картин маслом в жанре пейзажа о родном городе, своих мечтах: «Мой сон», «Весеннее счастье», «Владимирская осень», «Музыка для двоих», «Зимние травы», «Красное в порту» и прочее. Но, в Уфу вы привезли ностальгические картины советской эпохи «Тополиный пух», «Куда уходит детство», «Папин свитер», «Пионерки», «Сладкие парочки», «Первая любовь», «Тишина»…

– Да, это выставка-ностальгия по советской эпохе, которую я воспринимала и переживала, будучи ребенком и подростком. У меня сохранились только самые теплые воспоминания: о вещах, которые действительно были почти в каждом доме, о людях и отношениях, об укладе жизни. Сейчас есть все: от продуктов до автомобилей. А тогда… Тогда элементарные продукты были по талонам, а, чтобы купить пылесос или мебельный гарнитур приходилось записываться в очередь и месяцами ждать, когда она подойдет. Мандарины – только по праздникам, игрушки – самые простые, коньки чаще всего в прокат. Тому, кто не жил при СССР, трудно будет понять, как могут эти простые вещи из прошлого вызывать ностальгию. Но тот, кто жил и рос в годы советской эпохи, поймет меня без слов.

А что скажут уфимские эксперты?

– Очень по-доброму хорошие ассоциации рождает данная выставка, – отметил профессор Амир Мазитов, заслуженный художник Республики Башкортостан, декан факультета изобразительных искусств УГИИ. – Ну и, конечно, мне очень интересны те работы, где, ну вот эти вот маленькие элементы, где хранится какао, мука, соль или такие, ну вот работа, где чашка и название «Остывает». Вроде такие мелкие элементы, но ведь это же наша жизнь и они иногда говорят намного больше, чем какие-то высоколобые философы о нашей жизни. Здесь показана не просто эпоха, а с таким очень интересным подтекстом, с такой метафорой, с гиперболой, с иносказаниями, и я хочу поздравить автора с этой выставкой.

Выставка продолжит свою работу до 18 апреля 2023 года.

Автор:Василий АРТЕМЬЕВ, фото Марат Сарманаев
Читайте нас: