Вырастут в поле и рожь и пшеница.
Их обмолотят – солома родится
Руки коснутся её золотые,
И появляются, словно живые,
Смелый наездник и конь златогривый,
Гордый олень и телёнок бодливый,
Парень весёлый с гармошкой, жар-птица
И с золотою короной девица.
Вот ведь какая она не простая
Это соломка, совсем как живая.
В руки возьмёт лишь её мастерица –
Сразу она в чудеса превратится.
Можно сказать, что Обуховы являются первооткрывателями «соломки» для окладов православных икон. Оклад в их исполнении настолько органично сливается с ликами, а сияние соломки передает внутренний свет иконы, что оклад перестает быть собственно окладом, и видится единый, целостный и глубоко проникновенный образ.
Сергей Викторович и его дочь Вероника передают свою увлеченность и свои знания в декоративно-прикладном искусстве детям в Уфимской воскресной школе «Злагода – Согласие». Школьной студии «Злагода», возглавляемой Сергеем Викторовичем, по праву присвоено звание «Образцовой».
Их работы из соломки в технике плетения сочетают исконно славянские мотивы и органично впитывают современность, позволяя в полной мере раскрыть энергию и фантазию мастеров.
– Сергей Викторович, Вы закончили авиационный институт, техническое образование вроде ничего общего с соломоплетением не имеет, а с чего тогда началось это необычное увлечение?
– Как раз с института. После его окончания я был призван в ряды Советской Армии, естественно как офицер, так как у нас была военная кафедра. Служил в Иркутске, преподавал в Иркутском военном училище предмет «Безопасность полетов и боевые авиационные комплексы». И как-то раз, уже перед демобилизацией, побывал на выставке декоративно-прикладного искусства по соломоплетению. Увиденное меня просто поразило до глубины души. А в душу закралось желание самому сотворить что-нибудь подобное и необычное.
Создал свою первую работу в Иркутске, это был морской парусник размерами 1,5 на 1 метр. Это был 1981 год. После чего уже не мог остановиться, и коллекция поделок постоянно пополнялась. К творчеству подключилась вся семья и на сегодня создано более трех тысяч работ.
– Сергей Викторович, работы Вашей семьи из соломки обладатели многочисленных дипломов и наград, они нашли свое место и в храмах, и в музеях, люди более чем в 20 странах мира украсили ими свои дома. А Вы помните свою первую выставку?
– Такое не забывается. В 1994 году наша первая выставка прошла в Музее интернациональной дружбы. Если вы помните, такой музей был открыт в здании авиационного техникума. Огромная благодарность его директору Марине Владимировне Шумиловой. С ее легкой подачи мы со своими экспонатами проехали вдоль и поперек всю Башкирию: от Янаула до Кумертау и от Учалов до Октябрьского.
Затем была большая выставка в Москве. И вот, посетившая ее первая женщина космонавт Герой Советского Союза Валентина Терешкова сказала тогда: «Эту красоту должен увидеть весь мир». В скором времени я выехал на презентацию нашей первой выставки за рубежом «Рождественский этюд» в Ливан. Затем под эгидой ЮНЕСКО наши экспонаты побывали в Италии, Франции, Дании, Германии и многих других европейских странах.
– Каким образом пришла идея делать из соломы обрамление и оклады для икон. Да и собственно сами иконы?
– Работу над окладами икон благословил священник отец Валерий, ныне иеромонах Нектарий, известный в Уфе, он, к слову, был главным инициатором и участником восстановительных работ в столице двух храмов – Богородско-Уфимского и Свято-Пантелеимоновского. Нам показалось, что оклад не в золотом обрамлении, а в исполнении естественного материала от матушки Земли будет более органично сливаться с ликами святых. Что из этого вышло – судить вам.
– Сегодня художнику приобрести материалы для творчества проще всего, достаточно зайти в специализированный магазин. А где материал берете Вы?
– У нашей семьи есть замечательный друг Вера Георгиевна Деркач, художник-керамист, а также педагог декоративно-прикладного искусства в воскресной школе при Свято-Пантелеимоновском храме. У нее есть дача и большой участок земли, там она и выращивает нам специальную рожь из семян, присланных народным художником Ларисой Сметаниной из города Киров.
Кстати, подготовка материала для очередного изделия – это половина успеха работы художника. Для того, чтобы получить максимальное число оттенков соломки, заготовку злаков производят в два этапа. Первый сбор производят в фазу восковой спелости, когда злаки только начинают созревать и стебли еще наполовину зеленые. Собранная соломка в этот период роста растений получается наиболее эластичной и светлой, почти белой. Второй сбор проводят, когда злак созрел, в фазу полной спелости. Стебель растения в этот период совсем пожелтел, а зерно готово к уборке урожая.
Процесс подготовки материала тоже нелегкий, после «сбора урожая» соломку надо правильно нарезать и высушить, рассортировать по длине и диаметру, для эластичности и податливости замочить или пропарить. Затем идет отбеливание или крашение материала естественными материалами – луковой шелухой, корой ольхи или дуба, разглаживание и прочее. Подготовленная таким образом соломка смотрится как горящая золотом, сверкающая всеми своими тонкими, блестящими, как полированными, нитями. Работать с таким материалом просто удовольствие.
– Удачи Вам, вашей семье и новых творческих успехов! Хотелось бы услышать и Ваши пожелания гостям выставки и жителям республики в дни празднования Крещения Господня.
– В первую очередь пусть каждый сам пожелает сегодня то, что он хочет, и пускай все желания исполнятся. Главное – будьте здоровы! Цените подаренную жизнь и всех, кто в этой жизни с вами рядом. Пусть этот праздник поселит в каждом доме радость, удачу и добро, а в семьях пусть воцарится счастье!