Все новости
ВЕРНИСАЖ
9 Ноября 2022, 15:00

Заглянув за черту, мы можем увидеть дали!

Во все времена искусство выражает потребность человека в постижении и воплощении истины, отражения картины мира, бытия и осознания своего предназначения в нём. Художник в своём творчестве выражает философию и мировоззрение в каждый момент бытия.

Сегодня – гость редакции Зифа Сисанбаевна Тулумбаева. Родилась в Учалинском районе Республики Башкортостан. В возрасте 12 лет начала заниматься в художественной школе, окончила художественно-графический факультет Башкирского педагогического института (ныне БГПУ имени Акмуллы). Своим главным призванием считает педагогическую деятельность. Почти 30 лет посвятила себя педагогической работе. Среди ее достижений много почетных грамот, благодарственных писем как от официальных организаций, так и от родителей и самих детей.

В 2009 году она получила звание «Лучший педагог дополнительного образования подросткового клуба г. Уфы», в 2009 стала лауреатом 2 степени республиканского этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы государственной молодежной политики в номинации «Лучший специалист сферы государственной молодежной политики». С 2016 года живет в Москве. Работает педагогом дополнительного образования ГБОУДО «Дворец творчества детей и молодежи имени А.П. Гайдара». Член Ассоциации учителей предметной области «Искусство». Вдохновение для творчества черпает во всем, что ее окружает.

Большой ее любовью является народное искусство и культурное наследие своего народа. Являясь истинным патриотом своей страны, с большим уважением относится к культурному наследию народов России. В данный момент художница работает над серией работ «Народные мотивы России». А совсем недавно, в Дни Республики Башкортостан в Москве, она представляла наших башкирских художников. В частности, в Полномочном представительстве Республики Башкортостан в Москве и Доме кино. Это и послужило поводом задать ей онлайн несколько вопросов.

*  *  *

– Зифа Сисанбаевна, когда вы решили, что ваше призвание писать картины. Расскажите о переломном, судьбоносном моменте. Словом, как приобщились к рисованию в детстве, кто заметил ваш талант?

– В начальной школе я училась в одном классе с Джалилем Сулеймановым, ныне российским живописцем, членом Союза художников РФ. Тогда он ходил в художественную школу, а меня отец заставлял заниматься музыкой. Я ничего не имею против музыки, но мои короткие пальчики не были предназначены для игры на фортепиано. Да и с педагогом не повезло… Джалиль и второй мой одноклассник Руслан занимались в художественной школе, и я им страшно завидовала. И вот, на мое счастье, в 5 классе к нам в школу пришел новый учитель по рисованию. Мы его звали Риф Климович (если не ошибаюсь, его полное имя Рифкат Калимуллович, фамилию не помню). Он первый заметил мои способности, и после разговора с родителями меня определили в 6-й класс Республиканской художественной школы-интернат (ныне РХГИ имени Давлеткильдеева). Так началась моя жизнь в искусстве.

– Кого вы считаете своими главными учителями или наставниками?

– Мне очень везло с педагогами на протяжении всего периода обучения – и в школе, и в училище, где я приобрела первую профессию – художник лаковой миниатюры. Не могу не отметить огромный вклад в мое художественное образование преподавателей ХГФ БГПИ Масалимова Т.Х, Масленникова А.И., Фаткуллина Р.М., Харисова Р.Г. и др. Но особый вклад в становление меня не столько художника, а личности в целом и педагога внесли мои учителя – наставники Эвелина Павловна Фенина и Земфира Ахатовна Галимова. Благодаря этим женщинам сейчас я являюсь одним из лучших педагогов рисования (простите за нескромность, но это факт, тому есть доказательства).

– Образование для художника – необходимость? Чему научиться можно, а чему нельзя? Может ли художественное образование ограничивать свободу и ставить человека в рамки, которых до этого не существовало?

– Здесь я отвечу, как педагог – да, образование – это фундамент всего. Я не буду утверждать, что только мое мнение правильное. Здесь во многом зависит от компетенции и личности преподавателя. Ребенок – это как самородок, который требует огранки. И от мастерства педагога зависит его будущее. В своей работе я к каждому ребенку стараюсь подходить индивидуально. К каждому пытаюсь «подобрать свой ключик». Бывает так, что не всегда получается. В своей работе не ставлю целью каждого ученика сделать художником. Для меня важно, чтобы они с навыками рисования получали нечто более ценное – творческое самораскрытие. И неважно в какой области они потом будут трудиться. Главное, чтобы они научились мыслить, творчески подходить к любой работе. И при этом могли чувствовать себя причастными к искусству. Что касается академического образования, то это для избранных. Если передо мной талант, то, конечно, я аккуратно буду вводить его в этот сложный мир. Но таких очень мало. Чтобы дойти до желаемого результата, необходима не только работа педагога. Здесь должен быть комплексный подход – отношение родителей к выбору ребенка, создание материальных, моральных, временных (выделение массы времени для художественного образования) условий. Мы живем в период огромного количества предложений отдельных мастер-классов, не выстроенных в систему. Все они создают ложные представления о работе мастера. Людям кажется, что, пройдя курс таких мастер-классов можно легко стать художником. Да, я не исключаю, что есть единицы таких уникальных людей, которым достаточно только показать технику рисования. И дальше они могут саморазвиваться и достигать высот, которые не могут достигнуть профессиональные художники. Все зависит как от самого художника, так и тех людей, которые будут продвигать его творчество. Масса прекрасных художников находятся в забвении только потому, что нет с ними рядом хороших продюсеров. Нельзя научить человека чему-то важному для художника, если он от природы не может сделать то, что от него требуется. Например, мыслить, думать, анализировать, сопоставлять, соизмерять. А еще сопереживать. Все эти качества необходимы художнику. Без них – это просто роботизированный ремесленник. Эти качества, как мне кажется, закладываются либо в раннем детстве родителями, либо даётся Всевышним. А уж награда это или тяжелое бремя выясняется в творчестве. Для кого-то это возможность раскрытия большого потенциала. А кто-то не может вынести всю тяжесть ответственности перед собой, перед искусством. Примеров того в истории искусства множество – Дали, Врубель, Ван Гог… И только от самого художника зависят границы самовыражения. Существуют границы эпатажа для обывателя. Но именно те, кто вышел за эти рамки, двигают искусство. И никто не может предвидеть финальный результат. Многих пугают такие подходы в искусстве. И правильно, что люди опасаются таких художников. Инстинкт самосохранения еще никто не отменял. Но, только заглянув за черту, мы можем увидеть дали. Как бы ни звучало это пафосно, но это правда. Таким образом, я считаю, что образование для каждого случая по-разному может откликнуться. Что касается лично меня, то оно для меня было важно. Без хорошего художественного образования вряд ли я решилась писать картины.

Зифа Сисанбаевна, можете немного рассказать о вашей семье?

– Я замужем. Дети взрослые. Меня часто спрашивают, почему раньше не видели моих картин? Отвечаю: я очень ответственная мать. Пока дети росли, я старалась быть с ними. Помогать им вырасти счастливыми, достойными людьми. Получилось у меня или нет, время покажет. В институте мои педагоги предрекали мне успех. Надеюсь, их надежды с задержкой, но оправдаются. Сейчас моя семья меня очень поддерживает, с пониманием относятся к моим творческим порывам и кризисам. Терпеливо сносят тесноту в квартире из-за большого количества холстов, мольбертов и прочего. За что я им безмерно благодарна. Особенно мужу. Он единственный в семье не творческой деятельности человек, но всех нас понимает. Наша дочь пошла почти по моим стопам – после окончания Уфимского училища искусств по классу живописи Сулейманова Д.А. завершила учебу ВШЭ на факультете дизайна. Сейчас работает программист-дизайнером. Сын профессиональный трубач, играет в нескольких музыкальных коллективах. Но самая большая признательность принадлежит моей маме – Гульсаре Вагаповне. Она всегда меня поддерживает во всех моих начинаниях. Педагог по профессии и по призванию, мудрая, самоотверженная. Несмотря на сложные финансовые и моральные трудности в жизни, она всегда находила и время, и деньги, и силы, чтобы я смогла стать тем, кем стала.

– Как вы считаете, художник иначе видит окружающий мир?

– И да, и нет. Мы, художники, разные. У каждого свои представления о мире. Для кого-то очень важны внешние свойства. Из них получаются хорошие реалисты, или даже гиперреалисты. А для других более важны внутренние переживания, глубинные психологические сферы. Таких сложнее понять. Есть в искусстве и эзотерики, фантасты и сказочники, эстеты и пр. В общем так же, как и у всех. Просто у художников больше возможностей передать свои видения и мысли. И, возвращаясь к вышесказанному, настоящего художника отличает умение размышлять, выделять главное и способность всё это донести до зрителя вместе со своими чувствами.

– У вас удивительные работы. Эмоции одни – восторг, удивление, признание в любви к вашему таланту. А критика была в вашей жизни? И как вы к ней относитесь?

– Нет, конструктивной критики пока не было. Но я жду ее. Мне нужно знать, что думают о моем творчестве коллеги, искусствоведы. Хотелось бы узнать сильные и слабые стороны своего творчества. Сожалею о том, что нет сейчас рядом Эвелины Павловны. Я точно знаю, что она бы дала мне сейчас самую объективную оценку. К критике отношусь неоднозначно. Все зависит от того, от кого оно исходит, в какой форме. Обладая эмпатией, я очень чувствительна к различным скрытым проявлениям – лести, лжи, зависти. Меня не пугает оценка сторонних людей. Но и равнодушной не оставляет. Я обязательно прислушиваюсь к любому мнению. Но это не значит, что я со всем соглашусь.

– Зифа Сисанбаевна, ваши любимые художники? И кого из современных художников можете выделить?

– В число почитаемых художников входят Климт – за стилизацию, Фешин – за потрясающий рисунок, Денейка – за интересную постановку композиции, Перов – за реформацию художественного образования, Моне – за атмосферу, Малявин – за экспрессию, Врубель – за «Жемчужину», Кандинский – за цветохарактеристику, Чижиков – за иллюстрации в любимом журнале детства «Мурзилка», Давлеткильдеев и Имашев – за то, что были первыми, Ситдикова – за самобытность и еще многих-многих. Этот список будет очень долгим и длинным. Современное искусство для меня пока тайна. Я его только изучаю и анализирую. Есть отдельные произведения отдельных мастеров. К сожалению, мало уделяю время для более подробного просмотра работ современных авторов. Поэтому не могу честно ответить на этот вопрос.

– Ваш источник вдохновения?

– Это может быть все что угодно. Люблю народное искусство в любом его проявлении – песня, танец, изделие промысла и т. д. Красивый натюрморт или вид природы. Легенда, сказка, эпос. Бабушки и дедушки. Иногда может накрыть тема религии, как правило, исламской. Но не могу и не хочу рисовать картины, отражающие негативные стороны нашей жизни. Я придерживаюсь мнения, что все наши мысли имеют свойства материализовываться. А я хочу, чтобы в мире царила Любовь, Красота. Доброта, Радость.

– Зифа Сисанбаевна, на фотографиях, что вы прислали, на упаковках с травяным чаем, башкирским безалкогольным бальзамом иллюстрации. Это ваша работа?

– Да, моя картина. И эта же картина тиражировалась на стаканчиках в заправках «Татнефти».

– Чем вызван переезд в Москву, скучаете ли по малой родине?

– Москва – город возможностей. И в первую очередь для дочери и сына. С такими мыслями мы переезжали. А получилось так, что и лично для меня Москва стала больше чем просто город, в котором я живу. Здесь потребовались все мои способности и возможности, то, чем я была готова делиться, но, к сожалению, уфимцам все это казалось лишним. В свою очередь, столица не только встретила меня с распростертыми объятиями, но дала мне много – повышение моего мастерства и квалификации, признание моих заслуг, новые интересные встречи и знакомства. А малая родина всегда была и будет в моем сердце. Я не разрываю родственные, дружеские и деловые связи с Уфой. Более того, здесь в Москве я стала еще ближе к своему народу. Уже более двух лет я активно участвую в проектах Автономной некоммерческой организации популяризации и содействия развитию этнических культур "Сэсэн", где мы продвигаем культуру нашей многонациональной республики. Организовываем концерты, выставки картин и изделий народного творчества, проводим мастер-классы по традиционным видам искусства. При НКО ведется работа литературного клуба и еще много различных проектов, направленных на продвижение уникальных творческих самородков.

– Что вы предпочитаете: заниматься любимым делом и зарабатывать немного денег или заниматься тем, к чему у вас нет сердца, и зарабатывать достойно?

– Однозначно, заниматься любимым делом. И совсем не нужно думать, что любимое дело удел бессеребренника. Наш достаток исчисляется не столько количеством нулей в зарплате (хотя это тоже немаловажно), а сколько радостными моментами жизни, которые ты получаешь от своей деятельности. «Найдите себе работу по душе, и вам не придется работать ни дня в своей жизни». Не могу не согласиться с этой крылатой фразой древнекитайского философа Конфуция. В этом плане я счастливый человек. И не только в этом. Понимаю, что, к сожалению, сейчас не то время, когда люди покупают картины. Но многие все же стремятся к красоте, хотят научиться создавать прекрасное. И я в этом поддержу каждого, независимо от его способностей и дарований. И благодарность не заставит ждать.

– Какая самая большая неудача в вашей жизни?

– Аллах миловал, не припомню такого.

– Без чего вы не можете обойтись и одного дня?

– Мороженого. Имею такую слабость.

– Вы наверняка дарите картины своим друзьям, близким. А расскажите о самом интересном и необычном подарке, который вам когда-либо делали.

– О, почти каждый праздник получаю от своих учеников необычные подарки. Например, мед в сотах, подмосковный. Очень вкусный. Я, конечно, будучи башкиркой, понимаю кое-что в меде. Но и подмосковный тоже хорош. Рекомендую. И еще хочу рассказать об одном сюрпризе. Я каждый год получаю в подарок от детей мой портрет. Но в этом году мне подарили настоящий мой портрет, где я – это действительно Я. И выполнила его тоже моя ученица, если так можно назвать. Скорее соратница, художница в прошлом, но в силу обстоятельств оставивший это ремесло взрослый человек. В прошлом году она решила возобновить занятия рисованием и пришла ко мне. Наверное, впервые в жизни я получила в подарок профессиональный портрет моей персоны.

Поделитесь своими ближайшими творческими планами.

Год назад я приступила к проекту – серии работ «Народные мотивы России». Я уже говорила, что источником вдохновения у меня часто выступает народная тема. Так получилось, что вначале были созданы картины «Хазина» и «Салават» по башкирским орнаментальным мотивам. Затем я впечатлилась татарским народным танцем и появились «Чибэр» и «Гармун моны». Далее «Ольга» – символ плодородия и богатства России. Так несколько работ, отражающих народный колорит, легли в основу этой серии. В планах продолжить этот проект. На данный момент идет работа по изучению культуры финно-угорских народов. Хочется коснуться темы народов Севера и Кавказа. Не знаю, как все сложится, но очень хочется продолжить эту работу. Россия – многонациональная страна с богатой культурой. Здесь такой кладезь для вдохновения. На весь творческий путь хватит.

– Спасибо за беседу, удачи вам, новых творческих планов и замыслов и успешного их воплощения в жизнь!

– Благодарю вас за ваши вопросы. Отвечая на них, я провела некий анализ своего творческого пути. Многие вещи проходят мимо, и мы не задумываемся над ними. Сегодня у меня появилась такая возможность осознать, осмыслить и сделать некие выводы. Желаю вам и вашему изданию процветания, побольше внимательных и благодарных читателей.

Беседу вел Василий АРТЕМЬЕВ

Читайте нас: