Все новости
ВЕРНИСАЖ
25 Февраля , 11:10

Божественный мир Виктора Иванова

В выставочном зале «Ижад» Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова с большим успехом проходит выставка «О России с любовью», экспонирующая 95 графических и живописных произведений уфимского протоиерея Виктора Иванова, приуроченная к 50-летию юбиляра.

Виктор Евгеньевич Иванов – священник, офицер, художник, музыкант, настоятель Свято-Пантелеимоновского храма Уфимской епархии, организатор и руководитель Православного Военно-патриотического объединения «Александр Невский».

Виктор Евгеньевич родился 28 февраля 1972 года в Уфе. Когда мальчику было двенадцать лет, умер его отец, бывший десантник, но, несмотря на жизненные трудности, по настоянию матери, в 1989 году Виктор Иванов с отличием оканчивает художественное отделение Уфимской детской школы искусств (ныне УДШИ им. В.Н. Пегова), затем Уфимский энергетический техникум (ныне УТЭК).

С детства он всегда мечтал стать, как и его отец, офицером-десантником. Однако из-за проблем со здоровьем его не сразу взяли в военно-десантные войска. Именно в армии он причастился и исповедался у священника Иллариона, который привёл его к Богу. Лет через двенадцать, после армии, Виктор Иванов узнал, что тот священник Илларион – уже епископ Венский и Австрийский. Евангелие, что он ему подарил, отец Виктор пронёс через всю службу, часто перечитывая его. После армейской службы он учится в Саратовской духовной семинарии и в 1997 году становится священником.

2002 год для отца Виктора стал судьбоносным. Однажды, зайдя в Воскресную школу, священник увидел мальчиков, вышивающих крестиком. Это занятие смутило его, он справедливо считал, что «пацаны должны быть мужиками». Он начал заниматься с ребятами, сначала это была физическая подготовка – акробатика и боевое самбо, медицинская и парашютная подготовка, затем добавилось ещё несколько дисциплин – манеры поведения в обществе, музыка, живопись, танец и другие. Вскоре Виктор Евгеньевич понял, что молодёжь нужно научить не только постоять за себя, но и помочь обрести им внутренний стержень, духовность. При храме он организовал секцию для работы с трудными подростками Орджоникидзевского района, которая через два месяца разрослась и объединилась в Православный военно-патриотический клуб «Александр Невский». С этого же года Виктор Иванов возвращается к профессиональной акварели, и одновременно преподаёт своим подопечным из клуба классическое письмо акварелью – лессировку – метод, почти забытый сейчас, но который раньше был популярен в дворянских семьях и в художественных заведениях. Практические знания подкреплялись экскурсионными поездками в Москву, в Специализированную школу акварели Сергея Андрияки.

В результате творческой деятельности художник создал свыше 600 акварелей, большая часть которых – пейзажи, провёл более 35 выставок, в том числе персональных. Его картины объездили всю Россию и украсили частные коллекции любителей живописи в Москве, Саратове, Сургуте, Уфе, Казахстане. В выставочном активе протоиерея Виктора – участие в четырёх выставках в Италии.

Работы Виктора Иванова, представленные в экспозиции, охватывают период 2005–2021 годы. Продолжая лучшие традиции русского реалистического искусства, священник и художник Виктор Иванов своим творчеством учит зрителя видеть мир природы таким, каков он есть – с тёплыми закатами и холодными рассветами, высокими холмами и обрывистыми берегами, весёлым летом и хмурой зимой, увядающей осенью и благоухающей весной («Тёплый вечер», «В горах», «Первый зимний закат», «Зимние кружева», «Хмурится», «Осень пришла», «Осенний парк», «Весна идёт», «Март. Орловка», «Скоро весна»).

Акварельное письмо по-сырому, популярное среди известных акварелистов конца XIX–начала XX века, привлёк и Виктора Иванова. Используя этот метод, художник поэтизирует природу, создав лирические «пейзажи настроения» и изумительные цветочные натюрморты («На краю поля», «Осенний день», «Золото осени», «Великий пост», «Осень. Парк Победы», «Нарциссы», «Лёгкий букет», «Бархатный букет», «Цинии», «Яблоневый букетик»).

Дома отец Виктор занимается живописью под классическую музыку, песни Владимира Высоцкого, либо церковный хор. С упоением, без предварительного карандашного эскиза, он изображает российские просторы: поля и луга, простирающиеся до горизонта, лесные опушки и дремучие дебри, спокойную речную гладь и мощные водовороты. С большим вдохновением мастер рисует весенние первоцветы, профессионально и убедительно пишет алые бархатцы на изумрудном и золотом фоне, сочные фрукты и рябину, роскошные букеты сирени и черёмухи, белые пионы.

Волшебная сказка природы продолжает рождаться в изумительных акварелях Виктора Иванова, где царит тишина, покой и умиротворение. Образ неба всегда привлекал художников разных поколений своим величием и необыкновенной красотой. С особым мастерством автор рисует его бездонное пространство с клубящимися облаками, подчёркивая мощь, силу и живописную палитру этого удивительного природного явления («У леса», «Летний день», «Где-то в деревушке», «У дороги»).

Помимо акварели, Виктор Иванов работает в различных графических техниках – графитный и цветной карандаш, тушь, сепия, гелевая ручка. Часто выезжая на этюды, он делает натурные зарисовки мест, наиболее дорогих и памятных художнику. Здесь старая Уфа с покосившимися избами, утопающими в зелени листвы, и озеро Казаково, в зеркальной глади которого отражаются лесистый берег и облака; деревни – с небольшим хозяйством под синим небом, да деревянными домиками в белоснежных сугробах; окраина города в туманной дымке; заросшие пруды и старые крепости…

Работая в графической технике, с помощью разнообразного штриха, в своих рисунках художник мастерски передаёт характер неба, силуэты домов и деревьев, светотеневыми градациями раскрывая состояние природы – тихих вечерних сумерек, ясного солнечного дня, дождливого утра («Ель у дома», «За деревней», «Старая улица», «Весенний разлив», «Домик»).

С болью и тоской художник изображает старую уходящую Уфу. Его кисть запечатлевает развалины старого дома на окраине города, богом забытые деревни («История», «Старая улица», «Прощай, немытая Россия…», «Где-то деревушка…», «Старая крепость», «Одинокий дом»).

По-прежнему дороги ему улица Первомайская, с её архитектурными строениями в стиле 50-х, и весенние цветы – одуванчики, черёмуха, весёлые ромашки.

Рисуя зимние пейзажи с заснеженными дорогами, деревенскими домами, окружёнными ветвистыми деревьями, художник словно возвращает нас в безмятежное детство («Зимушка», «Сугробы», «Дорога», «Русский Юрмаш. Заброшенный дом», «На краю деревушки», «Дом на окраине»). Сказочны и миниатюрны его зарисовки растительного мира – ветки рябины, ёлочки, сосны, липы. И здесь художник не ограничивает себя в выборе техники – акварель, гелевая ручка, сепия. Скрупулёзно выписывая мощную крону и листья деревьев, тонкие стебли и лепестки цветов мастер продолжает представлять зрителю божественную красоту родной природы. Поражает удивительное мастерство и техника исполнения автора, будь это небольшой набросок коры поваленного дерева, либо фрагмент растительного мира – лепесток, травинка, сломанная ветром ветка, подмеченная художником и уверенной кистью превращённая в подлинный шедевр («Старое дерево», «Ветка рябины», «Дерево на склоне», «На вершине»).

В живописных холстах художник продолжает свой рассказ об изменчивости природы во все времена года – золотой осени и белоснежной зимы; бурно пробуждающейся весны, тёплого и звонкого лета («Зеркало осени», «К вечеру», «Вот и зима», «Перед метелью», «Пруд», «Ветрено», «Озеро», «Деревенская дорога», «Пионы»).

Среди пейзажей и натюрмортов, созданных Виктором Ивановым, в экспозицию также вошли графические портреты, с характерной психологической трактовкой образа («Портрет девушки», «Жизнь», «Старость и юность»). Реалистичны натурные зарисовки мужских лиц, с их строгими и суровыми чертами характера. Мягкая сепия и мел на тонированной бумаге великолепно передают тонкие и нежные черты женских лиц («Портрет девушки», «Женский профиль»).

Большое количество отзывов в свой адрес получает отец Виктор от своих близких и друзей, творческой интеллигенции и многих посетителей выставки: «…от работ ваших становится теплее и добрее, душа отдыхает…»; «…спасибо за любовь к Божьему миру, к России, к её широте и красоте…»; «…удивительно гармоничный мир показал нам художник Иванов. Много радости и весёлого удивления перед яркостью, прелестной разбрызганной радостью цветов в букетах, праздничное море и мятежность ветра перед бурей…».

Творческая и подвижническая деятельность Виктора Иванова в наше неспокойное время играет большую роль в духовном и патриотическом воспитании подрастающего поколения. Художник не только знакомит зрителей со своим изобразительным творчеством, но и каждую субботу, в период работы выставки, организует для них творческие встречи, повествуя о своём жизненном становлении, сопровождая интересный рассказ проникновенным исполнением под струны гитары авторских лирико-патриотических композиций.

Работа выставки завершается 27 февраля 2022 года. Спешите посетить!

Автор:Ольга ПОЛЕНОК
Читайте нас в