Все новости
ВЕРНИСАЖ
30 Ноября 2021, 14:10

Тайна пополам со сказкой!

Неожиданно сегодня мы с вами отправимся в Калининградский музей Мирового океана. Но при этом останемся в Петербурге, так как посетим филиал музея – знаменитый ледокол "Красин", пришвартованный на набережной Лейтенанта Шмидта на Васильевском острове.

Ледокол "Красин" – легенда российского флота, исторический памятник государственного значения. На протяжении нескольких десятилетий он был самым мощным арктическим ледоколом в мире. Принят в Ассоциацию военно-исторических кораблей (HNSA).

Всю жизнь освобождал беспомощные корабли изо льдов, искал сгинувшие экспедиции и осваивал неизвестные районы Северного Ледовитого океана. На пенсии он стал музеем, однако форму не потерял: команда из тридцати человек по-прежнему поддерживает все механизмы в рабочем состоянии и вся его героическая история – это тайна пополам со сказкой.

В 2017 году праздновали 100-летие ледокола. Сравнительно недавно, в начале декабря 2014 года, судно вернулось из докового ремонта, куда отправилось 20 сентября 2014 года, на 1 день раньше "Авроры", и ремонтировалось с ним в одном доке, в доке им. Велещинского Кронштадского морского завода.

Итак, ледокол "Святогор" был заложен в 1916 году, когда стало ясно, что ледокола "Ермак" русскому флоту недостаточно. При чем здесь какой-то "Святогор", спросите вы? Просто именно так назвался "Красин" в начале своей более чем столетней жизни.

Сначала посмотрим на него с набережной. Так и не скажешь, что ледоколу более ста лет. Почему его назвали "Святогор" при постройке? Святогор – самый сильный богатырь русского эпоса, а ледокол – самый "сильный" корабль русского флота этого класса на тот момент. Борта у ледокола бочкообразные, чтоб судно льдами выдавливалось наверх. Пробивал себе путь среди льдов, наваливаясь носом на льдины и продавливая их собственным весом.

На экскурсию мы пошли всем классом. Не отказались даже те, кто уже успел здесь побывать. Поднимаемся на борт. Другие туристические группы набираются каждый час у трапа, посещение без экскурсии невозможно. Кассы находятся на борту судна.

И вот мы на борту. Подождать начала экскурсии вам предложат в помещении, посвященном как раз доковому ремонта 2014 года. Там есть фотографии "как это было". И "следы ремонта" – как стало. Тогда становится понятно, что именно ремонтировалось, потому что ремонт на судне – это совсем не ремонт в квартире.

Экскурсия же начинается с якоря. Вам обязательно предложат его погладить и загадать желание. Потом проходим на бак – нос судна. А вот и корабельная рында – колокол, отбивающий склянки.

Тут же на баке находится продуктовый трюм, у него просто огромная крышка.

Кстати, переименован был "Красин" в 1927 году, после возвращения в Россию. Ведь судьба ледокола, как это обычно в нашей стране, была непростой. Построенный в 1916 году и принятый на военную службу, уже в 1918 он был затоплен в устье Северной Двины, чтоб перекрыть вход кораблям противника. Потом поднят и уведен в Великобританию. В 1922 году ледокол был выкуплен при активном участии советского дипломата Л.Б. Красина, чьё имя впоследствии и получил.

Справка: Леонид Борисович Красин (1870–1926) был известен как инженер, дипломат и государственный деятель. В разные годы он служил наркомом торговли и промышленности, путей сообщения, внешней торговли. Красин являлся полномочным и торговым представителем СССР в Британии и Франции. В числе его заслуг – улучшение дипломатических отношений Советского Союза с западными странами. За успешную дипломатическую службу Красина и его старания по возвращению ледокола в 1927 году пароход был переименован в его честь.

Современный облик с надстройками на палубе судно получило только в 50-х годах, но об этом чуть позже. Изначально ледокол работал на твердом топливе, то есть на угле. Максимальная скорость – 15 узлов.

Отправляемся внутрь судна. Перед нами кают-компания. Обратите внимание на бортики у стола, чтоб посуда не съезжала во время качки. А в самую сильную качку, объяснила наш гид, на столы стелили мокрые скатерти, чтоб посуда была устойчивей.

На стене кают-компании висит изображение "Святогора" в начале его жизни. Две трубы, никаких надпалубных надстроек. В 50-х годах ледокол проходил модернизацию на верфях ГДР и тогда его облик изменился, она стал похож на ледоколы послевоенной постройки. Так он и сейчас выглядит. После модернизации число человек в команде уменьшилось, жить на борту стало комфортнее.

Кстати, каюты на судне совсем не такие маленькие, как, например, на подводной лодке, куда мы тоже ходили на экскурсию. Вполне приличные.

А вот каюта писателя Виктора Конецкого. Это мемориальная каюта, организованная по просьбе жены писателя, на самом деле писатель никогда не служил на "Красине". Но в каюте находятся его настоящие вещи, переданные музею женой.

В одной из кают всех нас поразила шкала цветности воды. То есть проба арктическая воды на самом деле сама по себе может быть ярко-зеленой или ярко-синей.

Одно из самых интересных мест на судне – каюта капитана. Конечно, самая шикарная из всех. Она состоит аж из четырех помещений: гостиная, рабочий кабинет, спальня и даже ванная комната!

В спальне кровать с бортиками, но в самую сильную качку (гид то ли шутит, то ли правду говорит!) капитан спал в единственной на корабле ванне. Из нее не выпадешь. И еще у капитана в каюте был огромный холодильник, спрятанный в шкафу. На стенках висят портреты некоторых капитанов.

Полюбовались на жилые интерьеры, отправляемся в технические помещения. Первое из них – радиорубка. Здесь желающие могут попробовать себя в передаче азбуки Морзе по телеграфу. Как правило, неподготовленный человек хорошо справляется только с первой буквой своего имени. Далее следуем на капитанский мостик.

Тут все желающие могут постоять за штурвалом. Или попробовать поговорить по автономному телефону, который приводится в действие динамо-машиной (надо покрутить ручку).

Обычно все экскурсанты спрашивают, зачем на надводном корабле перископ? Конечно, это не перископ, это управление прожектором.

На иллюминаторах есть греющие нити, как на стеклах современных автомобилей, а круглая штука – это стеклоочиститель, стекло вращалось и таким образом не замерзало даже в сильный мороз и пургу.

Еще одно переговорное устройство. Трубки соединяли мостик с машинным отделением, каютой капитана и другими помещениями. Если просто начать говорить – не факт, что телефон услышат, все-таки надо прикладывать ухо к трубке. Поэтому в каждую трубку был вставлен свисток, и сначала надо было дунуть, прочистив систему и дав сигнал о вызове. А поскольку в рубку выходит сразу несколько трубок и неясно откуда свистят, вставлялись еще и дополнительные вылетающие флажки.

В машинное отделение тоже можно попасть, но на отдельной экскурсии.

Выходим на открытый мостик капитанской каюты (я бы назвала это верхней палубой), откуда открывается вид на нижние палубы. В случае аварии, поясняет гид, вся команда должна была помещаться в шлюпки по одному борту, потому что при большом крене доступны будут шлюпки только с одной стороны. А вот, что-то похожее на батискаф, но это не батискаф, а просто закрытая шлюпка, закрытая от непогоды и волн в бурном море.

Экскурсия длится где-то час, в теплоходе тепло, но гардероба нет, будьте готовы носить куртки в руках. Но это неудобство сглаживают яркие впечатления. Очень интересное место, абсолютно оправдало все ожидания. Ледокол в отличном состоянии, прекрасная иллюстрация различных исторических событий и развития научных исследований. Интересная сувенирная и книжная лавка с изданиями о полярных исследованиях для детей и взрослых.

Гиды просто профессионалы, экскурсии проводят интересно, прямо "прикасаешься" к истории корабля. Великолепный музей о невероятном жизненном пути ледокола, и его не менее легендарных экипажей. Это история была экранизирована в художественном фильме «Красная палатка».

Судно, являющееся живой легендой, с невероятной историей, с душой и характером. Мы узнали огромное количество исторических фактов и случаев из долгой жизни ледокола. Так, Орденом Трудового Красного Знамени «Красин» был награждён за спасение экспедиции Умберто Нобиле и оказание помощи германскому пассажирскому судну «Монте Сервантес».

Ледокол обрел мировую славу, когда случилась авария на дирижабле «Италия», возвращавшемся с Северного полюса. 7 человек погибли, а 9 членов экспедиции во главе с генералом Умберто Нобиле оказались дрейфующими на льдине. Ни одно судно не могло им помочь. Итальянские власти обратились за помощью к СССР. На выручку послали «Красин».

Была проведена очень сложная операция, но в итоге оставшиеся члены экспедиции были спасены благодаря умелым действиям экипажа нашего ледокола. Возвращаясь домой, «Красин» оказал помощь и встреченному по пути немецкому кораблю, который получил пробоины, налетев на льды. На его борту было 1,5 тысячи людей. В итоге этот поход стал поистине героическим. Осенью 1928 года экипаж встретили в Ленинграде настоящим триумфом.

В 1930-е годы «Красин» помогал еще множеству судов, которым нужно было пробираться через Ледовитый океан. На ледоколе тогда служили весьма молодые люди, капитану было всего 30 лет. Судно участвовало в сложнейших научных исследованиях, и благодаря ему удалось получить много новых сведений об Арктике. Также «Красин» продолжал спасать затерянные во льдах корабли и терпевших бедствие людей.

Когда началась Великая Отечественная Война, «Красин» был на Чукотке. Перед ним стояла задача пройти Тихий и Атлантический океаны и попасть в Арктику. На севере уже бушевала война и в этих условиях ледокол должен был продолжать свою и без того опасную работу. «Красин» осуществлял проводку судов, которые возили грузы хозяйственного и оборонного назначения. За пароходами, которые однажды вел «Красин», начал охоту один из немецких линкоров, но ледоколу удалось чудом избежать встреч с неприятелем.

Весной 1942 года «Красин» в составе арктического конвоя направлялся из Исландии в СССР. На борту 25 кораблей находилась британская и американская военная техника и стратегические грузы. Подобные конвои были крайне опасными, поскольку путь надо было держать мимо баз немецких подлодок и вражеских аэродромов. В этих конвоях всегда гибли люди, и потому экипажи кораблей составляли исключительно добровольцы.

Караван, который вел «Красин», подвергся бомбежке с воздуха. Судна в составе конвоя сбили немецкие самолеты, причем два из них уничтожили члены экипажа «Красина».

Ближе к концу войны перед ледоколом была поставлена задача провести корабли по Северному Морскому пути. Данная операция была последней страницей в военной истории «Красина».

Во второй половине 1940-х годов «Красин» продолжил ходить по Северному Морскому пути. В 1950-х годах ледокол отправили на ремонт в ГДР. Там его практически полностью реконструировали и модернизировали. Внешний облик «Красина» изменился так, что его было трудно узнать. Была создана новая энергетическая установка, вместо двух труб сделали одну, на борту обустроили площадку для вертолетов. Работы велись очень долго. Только в 1960 году судно снова вернулось в строй и было направлено на привычный для него Севморпуть. Там «Красин» трудился больше 10 лет.

В качестве ледокола «Красин» ходил до 1972 года. Затем он стал работать на Министерство геологии и потерял класс ледокола. «Красин» переделали, и он вошел в состав научно-исследовательских кораблей.

В конце 80-х годов было решено превратить бывший ледокол в музей. Но еще несколько раз «Красин» выходил в море и посетил Норвегию, Англию и Нидерланды. И только в начале 90-х судно обрело статус исторического памятника. Кстати, 90-е годы были трудными. Корабль даже думали продать за границу.

Этого удалось избежать, но он не получал достаточного финансирования и потихоньку умирал. После долгих поисков удалось отыскать организацию в городе Калининград, которая согласилась сделать из «Красина» полноценный музей.

В 2004 году ледокол полностью взял на содержание расположенный в Калининграде Музей Мирового океана и с тех пор «Красин» – его филиал. Местом постоянной стоянки была выбрана набережная Лейтенанта Шмидта в Петербурге. Сегодня «Красин» – очень популярный музей. Каждый год его посещает примерно 40 тысяч человек.

Каждый уголок судна, каждое его помещение интересно и занимательно. Несмотря на то, что ледокол уже не используется по назначению, он находится в абсолютно исправном состоянии и до сих пор приписан к флоту. Низкий поклон команде судна и всем участвующим в поддержании надлежащего состояния ледокола. Спасибо большое гиду за познавательную и очень интересную экскурсию. Понравилось всем, эмоций и радости даже больше, чем на «Авроре».

Автор:Елизавета СИДОРКИНА (КОРОВКИНА)
Читайте нас: