Все новости
ВЕРНИСАЖ
18 Сентября 2020, 20:10

"Чужеземец из Византии..."

На выставке «Густав Климт. Золотой поцелуй», ныне проходящей в выставочном зале «Ижад» Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова зрителю предоставлена уникальная возможность увидеть работы четырёх знаменитых художников-модернистов – Густава Климта, Эгона Шиле, Альфонса Мухи и Анри де Тулуз-Лотрека, каждый из которых велик или даже гениален в своём творчестве.

В экспозиции более 80 высокохудожественных репродукций, выполненных в технике жикле, позволяющей при помощи современных уникальных компьютерных технологий, полностью воссоздать бессмертные шедевры на натуральном холсте, воспроизвести мельчайшие нюансы цвета и светотени, передать характер и фактуру мазка.
Речь пойдёт об одном из самых ярких представителей венского модерна – Густаве Климте (1862–1918). «Чужеземец из Византии» – так прозвали австрийского живописца, графика и декоратора Климта за его любовь к золотому фону, мозаичность манеры и стилизацию линий.
Изобразительная манера художника складывалась из многих источников: любимых им византийских мозаик, живописи прерафаэлитов, японской графики и примитивного искусства. Для работ Климта характерны яркие цвета: синий, зелёный, красный, а также плоскостной рисунок, экспрессивные силуэты, орнаментальность линий и особая живописная фактура, состоящая из множества мелких квадратов и прямоугольников. Климт любил мозаичность красок, золото и серебро фона. Его картины – как живописные панно, в которых Климт соединял живопись маслом или темперой с инкрустацией золотой фольгой, мозаикой из полудрагоценных камней, кораллов и смальты. Такое отношение к материалу, как и символизм образов, является характерной чертой культуры модерна.
Одна них – «Портрет Адели Блох-Бауэр I», названная «Австрийской Моной Лизой» и «Золотой Аделью», оценённая на торгах 2006 года в 135 миллионов долларов. Кстати, однажды «Золотая Адель» стала причиной громкого международного скандала. После того, как Климт её закончил, она хранилась в семье Блох-Бауэр, затем во время войны была конфискована нацистами, а потом заняла своё место в галерее Бельведер, став национальным австрийским достоянием. Однако на самом деле, согласно завещанию Фердинанда Блох-Бауэра, картина должна была принадлежать его племяннице Марии Альтман, бежавшей во время войны в США. Мария узнала о своём исключительном праве на картину лишь в 1998 году и с помощью адвокатов, спустя пять лет судебных тяжб, вернула её себе.
Климт обладал глубоко эротической натурой. Изображая женщин, художник часто прибегал к аллегории и мифологизации. Так в картине «Юдифь и Олоферн», моделью для которой стала знаменитая «золотая» Адель Блох-Бауэр, и полотне «Даная» библейский и мифологический сюжет приобрёл сакральный смысл.
Мужское и женское начало присутствует в легендарном произведении «Поцелуй». Одеяние героя изобилует чёткими квадратами и треугольниками, в то время как наряд его возлюбленной украшен растительным орнаментом, с преобладанием более мягких и женственных круг и спиралей.
На выставке представлены также женские портреты, созданные Климтом по заказу знаменитых вельмож. В них фон становится более декоративным, художник концентрирует внимание на лицо и платье модели, в цветовой палитре золота практически нет, больше преобладают холодные оттенки голубого, серого и коричневого. («Портрет Эрмине Галлии», «Портрет Маргарет Стонборо-Витгенштейн»). Зная, как угодить мужьям, художник рисовал их жён с безмятежным и мечтательным выражением на лице, придавая им напускное равнодушие, надменность и отрешённость от мира.
Мягкость и трогательность переданы в очаровательных детских образах (портреты Хелен Климт и Мады Примавези).
Для своих пейзажей Климт выбирает квадратный холст, считая, что такая форма расширяет возможности изображения пространства. Выбрав высокую или низкую линию горизонта, Климт использует стиль «неопуантализм» – мозаичную живопись. Но если в одном случае, его палитра носит мрачный характер, то в другом – светлый, жизнеутверждающий. Причём, каждая из них повторяет «климтовский» мотив с вертикалями деревьев и введением растительного орнамента («Большой тополь II /надвигающаяся гроза/, «Буковая роща», «Подсолнух», «Кусты роз под деревьями», «Утро на пруду в парке дворца Каммер», «Озеро Аттерзее»).
Это только часть экспозиционных работ Густава Климта. С другими его полотнами в технике жикле, а также с произведениями австрийского экспрессиониста Эгона Шиле, чешского живописца и графика Альфонса Мухи и французского художника Анри де Тулуз-Лотрека, зритель может познакомиться на выставке, которая продлится до 27 сентября.
Ольга ПОЛЕНОК, фото автора