Все новости
ВЕРНИСАЖ
29 Августа 2020, 20:05

Гималаи Николая Рериха

Гималайские этюды Николая Рериха – явление в мировом искусстве уникальное. И это проявляется не только в их исчисляемом сотнями количестве и в многолетней преданности художника выбранной теме, но прежде всего – в особенностях ее решения, в изначальном замысле художника, в самой идее цикла.

В истории живописи можно найти немало ярких примеров горных пейзажей. В русском искусстве сразу же вспоминаются работы Верещагина и Куинджи, в восточном – цикл видов горы Фудзиямы, исполненный японским мастером Хокусаем, в западноевропейском – горные пейзажи как символ горнего, высшего начала Бытия в картинах мастеров Возрождения. Иными словами, тема гор, в частности, тема Гималаев, была открыта в мировом изобразительном искусстве еще до Рериха.
В чем же особенность его Гималайских этюдов? Чем отличаются он, к примеру, от тех же гималайских видов Верещагина? Избрав тему Гималаев, Рерих впервые в мировом изобразительном искусстве раскрывает перед нами уникальность конкретного места на Земле с разных позиций. Он показывает Гималаи и с точки зрения эстетической – как места необыкновенной Красоты, и с точки зрения философской, создав образ пространства, где Космос сливается с нашей планетой в едином потоке мощного и гармоничного созвучия. И создается этот образ художником совершенно сознательно. Об этом пишет он в своих очерках, об этом его слова: «С гор – скрижали Завета. С гор – герои и подвиг».
Отношение Рериха к Гималаям как к особому энергетическому месту на Земле, которое, Соприкасаясь с Космическим пространством, насыщает нашу планету живительной энергией красоты, рождало под рукой мастера удивительный поток цветовых созвучий, который до него никем из художников не был воспринят.
Необычность подхода мастера к созданию этой Космической симфонии заключена и в обращении к этюду, то есть к мгновенному запечатлению состояния. Каждый пейзаж Гималайского цикла создавался практически мгновенно, в один прием, – техника темперы по влажному картону требовала именно такого темпа работы. Тем более удивительны красочность и глубина осмысления видимого пространства в этих небольших по размеру этюдах, которые делают нас свидетелями момента озарения Высшим, некой духовной энергией, когда из ее сокрытого потенциала начинает проявляться видимая форма – еще далекая от классического завершения, но уже узнаваемая и при этом не потерявшая связи со своим духовным источником. Поэтому она, форма, выявляет себя в ритме и цвете, полна музыки и движения. Этот творческий акт пространства, это пограничное состояние возможно передать только в этюде – если, конечно, он возникает под рукою такого Мастера, как Рерих.
Восприятие этюда как самоценного произведения, призванного остановить прекрасное мгновение, утвердилось в мировом искусстве в начале ХХ века. С этого времени этюд стал равноправным членом выставочных экспозиций. Именно тогда Рерих создал свой первый цикл этюдов, запечатлевших памятники древнерусской архитектуры и названных в прессе «архитектурной сюитой». Гималайские этюды – следующий опыт художника в воссоздании цикла мгновений.
Реализм Гималайских этюдов заключен в том, что написанные с натуры произведения отразили очевидные цветовые реалии, воспринятые через призму духовного опыта мастера. Духовный опыт позволил художнику в очевидных формах запечатлеть то, что А. Блок когда-то назвал «не сказуемым», то, что и сейчас трудно выразить словами, но ощущение слияния Космического пространства с нашей планетой очень сильно в этом рериховском цикле.
Новый пласт реальности открывается зрителю в Гималайских этюдах художника. Этому способствует и символичность его живописного языка. Как писал Н. Бердяев: «Только символы и образы приближают к тайне бытия».
Горнее в горном – то мощными аккордами, то нежными переливами – запечатлевает мастер в этюдах Гималаев. Сотни их разошлись по всему свету. И в этом проявилось сознательное стремление художника донести весть Красоты будущего во все уголки нашей планеты.
В устремлении в будущее видел Рерих задачу искусства. «Искусство, довольствующееся временем и не стремящееся к вечности, должно быть и будет признано фальсификацией», – цитировал мастер слова современника, русского философа П. Успенского.
Именно в таком устремлении в будущее, в Вечность создавались Гималайские этюды, и нам еще предстоит их осмыслять и переоценивать. Как писала Елена Ивановна Рерих: «Не будет больше такого певца Горней Обители Гималаев. Он первый и последний!».
Наталья ТЮТЮГИНА
Читайте нас: