Все новости
ВЕРНИСАЖ
1 Ноября 2019, 20:07

Хранители общей культуры

Если в общем глобальном потоке информации знания человека-индивидуума – это лишь песчинка, пылинка, то связующим звеном, цементирующим эти знания должна и обязана стать общероссийская национальная идея, основанная на общей культуре каждого гражданина. Ведь на песчаной горе хороший, добротный дом не построишь.

Процесс глубокой раздробленности знаний и отрыв самого процесса организации обучения от главного гуманистического направления педагогического процесса, выражающий необходимость сочетания целей общества и личности, постоянно и незаметно разрушает все на своем пути. Мы в науке достигли очень больших вершин, мы – ядерная держава, мы – космическая держава, мы впереди планеты всей. Это факты. Но прорывы вперед имеются только по отдельным направлениям, многочисленным дифференцированным наукам, оторванным от общественных, общенациональных идей. Простому гражданину России, бедствующему в результате ежегодных реформ и переустройств то экономики, то власти, приходится нелегко.
Дифференциация знания, ее отрыв от целей общества заметны и в быту. Мы улыбаемся и шутим, когда человек со средним специальным образованием, надеясь на калькулятор, не может в уме умножить двухзначное число на однозначное (видите ли, забыл таблицу умножения). Когда специалист с дипломом техника-энергетика не умеет работать с приборами измерения силы тока, мы тоже шутим и говорим: кто же тебя учил?
Время проходит быстро, и наступит момент, когда руководителями организаций и территорий станут высокопрофессиональные специалисты узкого профиля, недостаточно глубоко понимающие цели общества и его отдельных граждан. А ведь жизнь у каждого человека одна, и он старается прожить ее достойно сегодня, сейчас, а не потом, не через 10 лет или век.
Дифференциация знания ежечасно, ежедневно увеличивает свои обороты. Это и похвально, и грустно, потому что в дифференцированном знании человек теряет связь с общечеловеческими проблемами и сам со временем может стать только шурупчиком, винтиком или шестерней информационно-технологического, хаотического, бездуховного мира, мира без человеческого лица. Мы сегодня находимся в начале этого общемирового процесса.
Анализируя данный процесс и зная его могущественную и безвозвратную разрушительную силу, мы обязаны правильно организовывать и проводить обучение и воспитание подрастающего поколения, постоянно видеть в этой глобальной системе неразрывную связь современной информации с глубокими корнями общей культуры российского народа.
Современный опыт обучения и воспитания вынуждает нас делать вывод о том, что не математизация гуманитарных наук, не гуманитаризация технических дисциплин, а ежедневная, целенаправленная, хорошо продуманная система воспитания общей культуры человека является самой острой проблемой всего общества.
Результатом образовательного процесса учебных заведений всех уровней сегодня должен быть выпуск не только образованного специалиста, но – самое главное и важное для всего общества – воспитание у всех выпускников высокой общей культуры.
Только человек, имеющий солидную основу общей культуры, сможет противостоять информационной буре современности, не потерять главные, жизненно важные ориентиры общечеловеческих ценностей и спасти человечество от общественных и техногенных катастроф.
В решение этой глобальной задачи воспитания общей культуры у отдельного гражданина должны внести свой весомый вклад и историко-краеведческие музеи.
В просторных, хорошо оформленных залах Национального музея накоплен огромный неповторимый жизненный опыт ушедших поколений, имеются большие педагогические резервы в обучении и воспитании подрастающего поколения.
Педагогика историко-краеведческого музея – это важная отрасль музейно-педагогических знаний, направленных на комплексное информирование, воспитание посетителя, основанное на развитии патриотических чувств к своей Родине, к своему народу, к великой России.
Находясь в экспозиционных залах историко-краеведческого музея, посетитель при активном участии музейного сотрудника-экскурсовода становится свидетелем, как бы даже участником тех или иных далеких или близких исторических событий, происходивших в родном краю и России.
Педагогическое воздействие историко-краеведческого музея на посетителя зависит от наличия фондовых коллекций, тематических экспозиционных залов, уникальных экспонатов. Педагогика историко-краеведческого музея неповторима и уникальна, как и его фонды, ведь в мире нет одинаковых музеев.
Таким образом, ставшая самостоятельным музейно-педагогическим направлением «Педагогика историко-краеведческого музея» – это междисциплинарная область научного знания, формирующаяся на пересечении музееведения, педагогики, психологии, искусствоведения, истории и других профильных предметов, основанная на музейной коммуникации и направленная на всестороннее информирование и патриотическое воспитание.
В историко-краеведческом музее образовательная деятельность имеет широкий спектр педагогических действий. Для детального изучения возможностей историко-краеведческого музея в музейной педагогике рассмотрим пример Национального музея Республики Башкортостан.
Экспозиции музея, широко доступные посетителям всех категорий, расположены в 33 залах.
Имеются следующие экспозиционные залы:
Цокольный этаж.
1. Рыбы, земноводные и пресмыкающиеся Башкортостана.
2. Пещеры Башкортостана.
1 этаж.
3. Вводный зал: история создания музея; краткая информация о Республике Башкортостан.
4. Полезные ископаемые. История развития Земли. Доисторические животные. Учалинский ГОК.
5. Ландшафты Башкортостана. Охраняемые территории, заповедники.
6. Бабочки Башкортостана.
7. Башкирская лошадь.
8. Башкирская бортевая пчела бурзянка.
9. Залы археологии.
10. Ученые-археологи, исследователи Башкортостана.
11. Башкиры в XV-XVII веках.
12. Присоединение Башкирии к России.
13. Горнозаводская промышленность XVIII в.
14. Восстание Е. Пугачева.
15. С. Юлаев – национальный герой башкирского народа.
16. Башкортостан в начале XIX века.
17. Уфа в начале XX века.
18. Малые города Башкортостана.
2 этаж.
19. Октябрьский переворот и Гражданская война. Образование Республики Башкортостан.
20. Городской быт в начале XX века.
21. Башкортостан в 20-30-е годы XX века. Индустриализация, коллективизация.
22. Герои социалистического труда.
23. Башкортостан в годы Великой Отечественной войны.
24. Герои Советского Союза, полные кавалеры ордена «Славы».
25. 50-60-е годы XX века. Основные события.
26. 90-е годы. Суверенитет Республики Башкортостан. Символы, награды РБ. Основные события.
27. Национальный музыкальный инструмент – курай.
28. С. И. Руденко – выдающийся ученый, этнограф.
29. Этнография тюркских народов.
30. Этнография финно-угорских народов.
31. Этнография восточных славян.
32. Обработка дерева.
33. Залы этнографии башкирского народа.
Выставочные залы.
Только перечислив экспозиционные залы, мы понимаем, что для развития, расширения музейной педагогики имеются хорошие перспективы. Каждый преподаватель и воспитатель может и обязан найти точку опоры в музейной экспозиции для организации интереснейших уроков по предметам обучения, проведения не менее запоминающихся мероприятий воспитательного характера – будь то беседа, викторина, лекция или простое посещение экспозиционных залов по будущим или пройденным темам. Образовательная и воспитательная деятельность историко-краеведческого музея многогранна и может реализоваться на практике только через широкий спектр педагогических действий.
На какие фундаментальные принципы организации педагогической деятельности должны опираться историко-краеведческие музеи?
В поисках ответа на этот принципиальный вопрос уточним, что историко-краеведческий музей – это хранилище истории данного общества и имеет непосредственную связь со всеми сторонами деятельности его представителей. Музей – это срез общественных процессов материального или духовного уровня в историко-краеведческом плане, где сегодняшнее состояние развития общества имеет возможность сравнения и анализа.
В экспозициях Национального музея РБ история родного края показана в хронологическом порядке, само научное видение экспозиции проанализировано (иногда несколько раз), утверждено на заседании Ученого совета музея и оформлено художниками-дизайнерами, имеющими большой профессиональный опыт в строительстве музеев.
Сама философия музейной экспозиции основана на гуманистическом, бережном отношении к истории края, которая благодатно совпадает с ведущим принципом педагогического процесса, выражающим необходимость сочетания целей общества и индивидуума и имеющим глубоко научное начало.
В музее история родного края раскрывается показом всех важных этапов жизни народов. В этнографических залах демонстрируются материалы тюркоязычных, финно-угорских народов и восточных славян, показывающие вековые традиции воспитания башкирского народа.
Сам процесс воспитания диалектичен, что выражается в его непрерывном развитии, динамичности, подвижности и раскрывается в противоречиях этого процесса.
В воспитательном процессе важно учитывать все аспекты развития личности: социальные, психические, педагогические.
Учитывая зависимость воспитания от социальных условий, психических особенностей (возраста, пола, индивидуальных особенностей) и сущность самого воспитательно-педагогического процесса, которая дает положительные результаты только в деятельности и общении, мы можем утверждать, что все эти педагогические принципы должны действовать в педагогике историко-краеведческого музея. И практика это доказывает.
Человек с развитой общей культурой – опора сегодняшней и будущей цивилизации.
Гали ВАЛИУЛЛИН
Читайте нас: