Процесс глубокой раздробленности знаний и отрыв самого процесса организации обучения от главного гуманистического направления педагогического процесса, выражающий необходимость сочетания целей общества и личности, постоянно и незаметно разрушает все на своем пути. Мы в науке достигли очень больших вершин, мы – ядерная держава, мы – космическая держава, мы впереди планеты всей. Это факты. Но прорывы вперед имеются только по отдельным направлениям, многочисленным дифференцированным наукам, оторванным от общественных, общенациональных идей. Простому гражданину России, бедствующему в результате ежегодных реформ и переустройств то экономики, то власти, приходится нелегко.
Дифференциация знания, ее отрыв от целей общества заметны и в быту. Мы улыбаемся и шутим, когда человек со средним специальным образованием, надеясь на калькулятор, не может в уме умножить двухзначное число на однозначное (видите ли, забыл таблицу умножения). Когда специалист с дипломом техника-энергетика не умеет работать с приборами измерения силы тока, мы тоже шутим и говорим: кто же тебя учил?
Время проходит быстро, и наступит момент, когда руководителями организаций и территорий станут высокопрофессиональные специалисты узкого профиля, недостаточно глубоко понимающие цели общества и его отдельных граждан. А ведь жизнь у каждого человека одна, и он старается прожить ее достойно сегодня, сейчас, а не потом, не через 10 лет или век.
Дифференциация знания ежечасно, ежедневно увеличивает свои обороты. Это и похвально, и грустно, потому что в дифференцированном знании человек теряет связь с общечеловеческими проблемами и сам со временем может стать только шурупчиком, винтиком или шестерней информационно-технологического, хаотического, бездуховного мира, мира без человеческого лица. Мы сегодня находимся в начале этого общемирового процесса.
Анализируя данный процесс и зная его могущественную и безвозвратную разрушительную силу, мы обязаны правильно организовывать и проводить обучение и воспитание подрастающего поколения, постоянно видеть в этой глобальной системе неразрывную связь современной информации с глубокими корнями общей культуры российского народа.
Современный опыт обучения и воспитания вынуждает нас делать вывод о том, что не математизация гуманитарных наук, не гуманитаризация технических дисциплин, а ежедневная, целенаправленная, хорошо продуманная система воспитания общей культуры человека является самой острой проблемой всего общества.
Результатом образовательного процесса учебных заведений всех уровней сегодня должен быть выпуск не только образованного специалиста, но – самое главное и важное для всего общества – воспитание у всех выпускников высокой общей культуры.
Только человек, имеющий солидную основу общей культуры, сможет противостоять информационной буре современности, не потерять главные, жизненно важные ориентиры общечеловеческих ценностей и спасти человечество от общественных и техногенных катастроф.
В решение этой глобальной задачи воспитания общей культуры у отдельного гражданина должны внести свой весомый вклад и историко-краеведческие музеи.
В просторных, хорошо оформленных залах Национального музея накоплен огромный неповторимый жизненный опыт ушедших поколений, имеются большие педагогические резервы в обучении и воспитании подрастающего поколения.
Педагогика историко-краеведческого музея – это важная отрасль музейно-педагогических знаний, направленных на комплексное информирование, воспитание посетителя, основанное на развитии патриотических чувств к своей Родине, к своему народу, к великой России.
Находясь в экспозиционных залах историко-краеведческого музея, посетитель при активном участии музейного сотрудника-экскурсовода становится свидетелем, как бы даже участником тех или иных далеких или близких исторических событий, происходивших в родном краю и России.
Педагогическое воздействие историко-краеведческого музея на посетителя зависит от наличия фондовых коллекций, тематических экспозиционных залов, уникальных экспонатов. Педагогика историко-краеведческого музея неповторима и уникальна, как и его фонды, ведь в мире нет одинаковых музеев.
Таким образом, ставшая самостоятельным музейно-педагогическим направлением «Педагогика историко-краеведческого музея» – это междисциплинарная область научного знания, формирующаяся на пересечении музееведения, педагогики, психологии, искусствоведения, истории и других профильных предметов, основанная на музейной коммуникации и направленная на всестороннее информирование и патриотическое воспитание.
В историко-краеведческом музее образовательная деятельность имеет широкий спектр педагогических действий. Для детального изучения возможностей историко-краеведческого музея в музейной педагогике рассмотрим пример Национального музея Республики Башкортостан.
Экспозиции музея, широко доступные посетителям всех категорий, расположены в 33 залах.
Имеются следующие экспозиционные залы:
1. Рыбы, земноводные и пресмыкающиеся Башкортостана.
3. Вводный зал: история создания музея; краткая информация о Республике Башкортостан.
4. Полезные ископаемые. История развития Земли. Доисторические животные. Учалинский ГОК.
5. Ландшафты Башкортостана. Охраняемые территории, заповедники.
6. Бабочки Башкортостана.
8. Башкирская бортевая пчела бурзянка.
10. Ученые-археологи, исследователи Башкортостана.
11. Башкиры в XV-XVII веках.
12. Присоединение Башкирии к России.
13. Горнозаводская промышленность XVIII в.
14. Восстание Е. Пугачева.
15. С. Юлаев – национальный герой башкирского народа.
16. Башкортостан в начале XIX века.
17. Уфа в начале XX века.
18. Малые города Башкортостана.
19. Октябрьский переворот и Гражданская война. Образование Республики Башкортостан.
20. Городской быт в начале XX века.
21. Башкортостан в 20-30-е годы XX века. Индустриализация, коллективизация.
22. Герои социалистического труда.
23. Башкортостан в годы Великой Отечественной войны.
24. Герои Советского Союза, полные кавалеры ордена «Славы».
25. 50-60-е годы XX века. Основные события.
26. 90-е годы. Суверенитет Республики Башкортостан. Символы, награды РБ. Основные события.
27. Национальный музыкальный инструмент – курай.
28. С. И. Руденко – выдающийся ученый, этнограф.
29. Этнография тюркских народов.
30. Этнография финно-угорских народов.
31. Этнография восточных славян.
33. Залы этнографии башкирского народа.
Только перечислив экспозиционные залы, мы понимаем, что для развития, расширения музейной педагогики имеются хорошие перспективы. Каждый преподаватель и воспитатель может и обязан найти точку опоры в музейной экспозиции для организации интереснейших уроков по предметам обучения, проведения не менее запоминающихся мероприятий воспитательного характера – будь то беседа, викторина, лекция или простое посещение экспозиционных залов по будущим или пройденным темам. Образовательная и воспитательная деятельность историко-краеведческого музея многогранна и может реализоваться на практике только через широкий спектр педагогических действий.
На какие фундаментальные принципы организации педагогической деятельности должны опираться историко-краеведческие музеи?
В поисках ответа на этот принципиальный вопрос уточним, что историко-краеведческий музей – это хранилище истории данного общества и имеет непосредственную связь со всеми сторонами деятельности его представителей. Музей – это срез общественных процессов материального или духовного уровня в историко-краеведческом плане, где сегодняшнее состояние развития общества имеет возможность сравнения и анализа.
В экспозициях Национального музея РБ история родного края показана в хронологическом порядке, само научное видение экспозиции проанализировано (иногда несколько раз), утверждено на заседании Ученого совета музея и оформлено художниками-дизайнерами, имеющими большой профессиональный опыт в строительстве музеев.
Сама философия музейной экспозиции основана на гуманистическом, бережном отношении к истории края, которая благодатно совпадает с ведущим принципом педагогического процесса, выражающим необходимость сочетания целей общества и индивидуума и имеющим глубоко научное начало.
В музее история родного края раскрывается показом всех важных этапов жизни народов. В этнографических залах демонстрируются материалы тюркоязычных, финно-угорских народов и восточных славян, показывающие вековые традиции воспитания башкирского народа.
Сам процесс воспитания диалектичен, что выражается в его непрерывном развитии, динамичности, подвижности и раскрывается в противоречиях этого процесса.
В воспитательном процессе важно учитывать все аспекты развития личности: социальные, психические, педагогические.
Учитывая зависимость воспитания от социальных условий, психических особенностей (возраста, пола, индивидуальных особенностей) и сущность самого воспитательно-педагогического процесса, которая дает положительные результаты только в деятельности и общении, мы можем утверждать, что все эти педагогические принципы должны действовать в педагогике историко-краеведческого музея. И практика это доказывает.
Человек с развитой общей культурой – опора сегодняшней и будущей цивилизации.