Все новости
ВЕРНИСАЖ
19 Сентября 2019, 13:33

«…И оживают куклы»

Под таким названием в выставочном зале «Ижад» проходит ретроспективная выставка, посвященная Году театра в России. Совместный проект, объединивший Башкирский государственный театр кукол и Башкирский государственный художественный музей им. М.В. Нестерова, представил зрителю 63 персонажа из 25 спектаклей БГТК, созданных в различные годы 15-ю художниками театра; и более 60 произведений декоративно-прикладного искусства, в том числе 46 авторских кукол и 21 художника Уфы. Кукольные мизансцены, напоминающие театральное действие, оформлены текстилем, предоставленным художниками-прикладниками – участниками выставки.

В экспозицию, представляющую театральную куклу БГТК вошло несколько ее видов: куклы-тростевые, куклы-планшетные и куклы-марионетки.
Тростевая кукла – это одна из разновидностей верховой куклы, получившая свое название от тростей (деревянных, металлических, костяных), при помощи которых поддерживаются и приводятся в движение туловище, голова и конечности куклы. Этот вид куклы известен с древности – в Индонезии (остров Ява), Японии и Китае, – впоследствии получивший распространение и в других странах. Высота тростевой куклы составляет от 40 до 120 см.
Планшетные, или паркетные куклы умеют ходить по полу, паркету, настилу сцены, который называется «планшет». Отсюда их название. Известны разные типы планшетных кукол. Кукольники средневековья, например, ставили куклу на стол и управляли ею с помощью веревок. Кукла так здорово танцевала, оживая на глазах у зрителей, что кукольников того времени часто обвиняли в колдовстве, для некоторых это заканчивалось плохо.
Есть планшетная кукла, которая движется не руками, а… ногами кукольника. Один конец веревки прикреплен к колышку, вбитому в землю, другой – к колену артиста. Сама же веревка продета через туловище куклы. Артист играет на флейте, а его кукла танцует. Таким образом, артисты разыгрывали целые сцены с несколькими куклами. Иногда вместо артиста куклами управляла… лошадь.
К планшетному виду театральных кукол здесь относятся куклы к спектаклям «Божественная комедия» и «Про все на свете» (оба – художник В. Смирнова), «Эгле – королева ужей» и «Таганок» (оба – художник Н. Байбурин), «Остров сокровищ» (художник В. Никоненко), «Дюймовочка» (художник И. Капатов), «Лисенок не хочет быть хитрым» (художник Н. Бирюкова), «Урал-батыр» (художник В. Яшкулов), «Дикие лебеди» (художник А. Волков), «Тысяча и одна ночь» (художник – А. Торик) и «Волшебные приключения игрушек» (художник А. Степанов).
Примером синтеза тростевой и планшетной кукол служат персонажи из спектаклей «Я – цыпленок, ты – цыпленок» (художник З. Сахно).
Кроме того, в некоторых спектаклях используются куклы в виде масок, в таком случае, маску надевает на голову сам актер, разыгрывая кукольное представление («Урал Батыр», «Озеро заколдованного коня» художник А. Миннекаев).
Еще одна из разновидностей управляемой театральной куклы, которую кукловод приводит в движение при помощи нитей или металлического прута – это кукла-марионетка (итал. marionetta), появившаяся в начале XVI века.
Слово «марионетка» происходит от средневековых кукол, изображавших Деву Марию и часто называвшихся уменьшительными вариантами имени Мария. В частности, в Венеции, деревянные механические куклы появлялись в дни ежегодных церковных праздников. В старой литературе встречается утверждение, что ее название произошло от имени изобретателя, итальянца Мариони.
Марионетка бывает штоковой (управляются только тело и ноги) или профессиональной (управляется все).
Кукла, как правило, практически целиком состоит из ткани, но некоторые части делаются и из других материалов. Наиболее часто употребляемый материал – глина. К рукам, ногам, туловищу и голове куклы крепятся веревки, продеваемые через отверстия так называемого «креста» (в профессиональном произношении «вага») посредством наклонений которого кукла делает человекоподобные движения.
К этому виду относится театральная кукла к спектаклю «Аленький цветочек», (художник А. Иванов).
В завершающей экспозиции выставки представлен текстиль и авторская кукла известных в республике и за ее пределами уфимских художников. Их тематика связана с театром, цирком и кино. Так, забавных цирковых артистов зрителю представили Марина Габитова («Оранжевый клоун», «Жонглер», «Пьерро», «Мим. Скрипка», «Мим. Приглашение»), Альфия Ахтариева («Цирк») и Диана Шарапова («Королевский шут»).
В традициях задорного народного фольклора решены текстильные куклы Людмилы Васильковой («Купчиха», «Встреча у колодца», «Семья») и Любови Лаврентьевой («Берегиня», «Домовой», «Птица счастья»). Психологизмом и тонким юмором наделены персонажи в жанровых мизансценах Анастасии Агафоновой «Нелетная погода» и Александры Елхиной «Аэроплан, однако…».
Сюжеты популярных русских и западноевропейских сказок использовали в своих кукольных композициях Альфия Ахтариева («Мальвина»), Динара Гарифуллина («Кролик», «Мышиный король», «Мудрая сова»), Евгения Черво («Виват, король!») и Райса Попова («Пиноккио»).
Интересны и своеобразны куклы Ольги Самосюк («Княжна», «Невеста», «Путник», «Фигуристка», «Синеглазка»). Они выполнены в различных материалах (папье-маше, дерево, пластик, текстиль), с использованием бутафории и бижутерии.
Теме кино посвящены текстильное панно к одноименному фильму «Обыкновенное чудо» Альбины Сафиуллиной и персонаж к фильму «Баязит» Марины Габитовой.
Авторский дуэт Рафиды Губайдуллиной и Ирины Хлесткиной представил на выставке композицию, в которой ярко и образно переданы персонажи из знаменитой «Божественной комедии» («Сон Евы», «Адам/созерцатель/, «Начало»).
Ретроспективная выставка, совместившая в себе и театральную, и авторскую кукол, дала возможность зрителю узнать не только технологию создания того или иного персонажа, увидеть тонкости мастерства художника, но и почувствовать значимость определенного спектакля, темы, сюжета.
Ольга ПОЛЕНОК, фото: Валерий Широков