Все новости
ВЕРНИСАЖ
19 Ноября 2018, 13:56

Время и миф – художественное осмысление

ГАЛАРИНА Грядет 100-летие Республики Башкортостан – и такой большой юбилей подается с размахом. Одним из интереснейших моментов юбилейной программы стал Всероссийский конкурс произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Итоги первого тура – 583 произведения 218 художников из 43 городов. По результатам второго тура усилиями экспертной комиссии сформирована Всероссийская гала-выставка из 317 произведений 149 художников. Сейчас она экспонируется в Уфе на двух площадках – в музее им. М.В. Нестерова и Уфимской художественной галерее.
Начала я осмотр этой грандиозной выставки с ул. Революционной, 34. Именно по этому адресу, рядышком с Центральным рынком, находится Уфимская художественная галерея. Вход в нее зажат аптеками и обувным магазином, однако баннер с надписью «Гала-выставка» виден издалека, дверью не промахнетесь. В первом же зале, глядя на большие монументальные исторические полотна Ф.А. Исмагилова и З.Г. Гаянова, посвященные войне 1812 года, или относительно них немного камерную работу В.Н. Пегова «М.И. Калинин в Иглино», захотелось воскликнуть: «Дух Сурикова благословил эти картины». Всероссийский староста в валенках в сельском клубе или ряды конников на заснеженном поле – все вызывает аллюзии и отклик в душе зрителя.
Страна глядит с портретов тружеников нашего края – от деревенского плотника до писательницы Зайнаб Биишевой, от эпического акына до девушки на выданье возле своего приданого из сундука и перин, и, конечно, дети и старики останавливают внимание художников – наше будущее и прошлое. Иногда художественное обобщение поднимается до метафоры, как у З.Х. Хибатовой «Воспоминание о дедушке» изображено через простые предметы, – изгородь, седло и колесо от телеги.
Во втором зале внимание приковывает арт-объект: бредущий через время «штрих-код» медведь Р.А. Хасанова, бело-черные полоски словно символы благих и лютых лет в истории страны. Потом замечаешь рядом с картинами о течении жизни и прекрасной природе вычурную резьбу Р.М. Фаткуллина «Мелодия» и «Акбузат», похожую изгибами на искусство Ар-нуво.
В третьем зале еще больше экспонатов и еще разнообразнее замыслы художников по техникам исполнения, и все достойны восхищенных слов и пристального внимания. Но отмечу особо пронзительный, неяркий, практически черно-белый «Портрет поэта Юрия Шевчука» А.Н. Заярнюк – наша современная жизнь, то к чему мы пришли из разноцветных славных бабушкиных ковриков и роскошных дубрав у подножия гор, смотрит на нас испытующим взглядом с этого полотна.
Выставка недаром имеет приставку гала, масштаб и праздничность присутствуют в количестве и главное качестве выставленных работ. Зрить все великолепие можно каждый день по будням, начиная с 11 утра.