Все помнят историю о Вавилонской башне, думаю, пересказывать не нужно. Но эта история не только о строительстве, сколько о разделении, ею объясняется появление множества языков на планете Земля. По последним данным, их сейчас насчитывается более 7 тысяч. Но есть универсальный язык, понятный всем и не требующий перевода – искусство. Чтобы понимать звуки музыки, картину или скульптуру – слов не нужно, образы разговаривают сами по себе и люди разных культур и языков могут спокойно изъясняться, не требуя пояснения для своих работ.
Вот и «Вавилонская азбука» почти молчит на знакомом нам языке, зато красноречиво разговаривает образами. Но не всегда. На картинах часто проявляются описания, буквы разного порядка и размеров. Одни напоминают даже страницы детской азбуки, по которой многие из нас учились читать, но уже с достаточно взрослым содержанием. Некоторые герои картин все же умудряются разговаривать, как например, на картине «Периферия». А некоторые и вовсе исписаны незнакомым нам языком и символами. Но так ли это важно?
Да нет, ведь и разнообразие стилей в картинах также меняется, как и разнообразен язык народов планеты. Объясняется это просто – выставка сборная: здесь в двух залах собрались вместе как маститые профессионалы, так и люди, не занимающиеся изобразительным ремеслом, но желающие его творить. Всего художников тридцать два из разных регионов Башкортостана, и не только. Как вам такой размах?
Но еще интереснее, как художники играются с темами, отчасти даже злободневными. Здесь и ироничный реверанс в сторону пенсионной реформы, и последние события в Голливуде, и даже самые очевидные вещи порой не то, чем кажутся. Благо, подписи под картинами все же есть, и можно оценить мысль или иронию, но даже это не самое главное, ведь языки здесь размываются и становятся необязательным элементом. Един только язык кисти и красок. А также нашего осознания. И когда все это соединяется вместе, и возникает тот самый Вавилонский язык – казалось бы, утерянный и несуществующий, но, кажется, художники в этот раз его отыскали.
Впрочем, от вавилонского столпотворения здесь совсем не тесно, скорее, наоборот – немое многоголосье раздается из разных углов зала и позволяет слышать, и главное, видеть. Но еще важнее – понимать. И если возвратиться к мифу о башне: что же на самом деле произошло? Исчезло понимание, и люди разбрелись по разным континентам, развиваться каждый в своем микроклимате. Соединение 32 художников в одном пространстве пусть и не дает должного понимания, но есть стремление к нему. Есть о чем подумать.
Итак «Вавилонская азбука» – поистине уникальна. И не только замыслом идеи и разнообразием. Скорее, она действительно позволяет пофилософствовать о природе слова и языка, об универсальности художественного искусства. И разве всегда так важны слова, когда можно разговаривать молча?