Все новости
ВЕРНИСАЖ
23 Мая 2018, 13:28

Вечная живопись и майская музыка

.Алексей КРИВОШЕЕВ С 17 по 20 мая конвенционально с акцией «Ночь музеев» в Уфе стартовал Международный фестиваль современного искусства «БашкортАРТстан», который собрал под своим флагом передовых носителей современного искусства Российской Федерации и Республики Башкортостан: художников, скульпторов, танцовщиков и искусствоведов.

Организаторы фестиваля – Российский музыкальный союз, Министерство культуры Республики Башкортостан, Башкирская госфилармония им. Х. Ахметова, государственный концертный зал «Башкортостан», Уфимский государственный институт искусств им. З. Исмагилова, Международная федерация художников – творческий союз художников Республики Башкортостан, Юношеская филармония Республики Башкортостан.
Председатель оргкомитета фестиваля Азамат Хасаншин.
Четыре вида творчества – музыка, театр, танцы, изобразительное искусство – во время фестиваля слились в едином синтезе, обещанном постмодернизмом, «в конце XX века осуществившим радикальный разрыв с «классическим» искусством», – так заявили устроители Международного фестиваля. Именно искусство
в синтезе – главный ключ, декодирующий новую реальность.
На площадках БГФ им. Х. Ахметова, УГИИ им. З. Исмагилова и ГКЗ «Башкортостан» были созданы нестандартные условия представления современного искусства. (Надо полагать, все «классическое» художество, бывшее до конца XX века, было сплошь «стандартным» – А.К.) Во время фестиваля в залах, фойе и на уличной территории были организованы концерты, флешмобы, перформансы, мастер-классы по музыкальным, изобразительным и хореографическим техникам; встречи с гостями фестиваля, а также научный симпозиум по проблемам современного творчества.
Итак, главной задачей фестиваля, по замыслу устроителей, было познакомить сегодняшнего зрителя с «иным искусством».
Фестиваль задуман грандиозным. Администрация города бесплатно предоставила пространство для реализации совместных проектов между республиканскими, российскими, иностранными танцовщиками, исполнителями и художниками. В дальнейшем из их общения должны родиться идеи, которые обогатят культуру республики и страны – не сомневаются организаторы фестиваля.
И действительно, вот ведь что важно: «В работе над проектом реализуется один из актуальных современных постулатов – гуманистическая направленность в искусстве (видимо «классика» представляла не совсем человеческий период в истории – А.К.). Проект полностью отвечает актуальным (опять это таинственное, но красивое слово – А.К.) проблемам современности, поскольку содействует сближению различных культур, пропагандирует культурное наследие республики, страны (уж не «классическое» ли наследие, возникает закономерный вопрос – А.К.) «БашкортАРТстан» формирует благоприятный имидж России и Башкортостана, способствует расширению культурных и гуманитарных связей», – утверждает председатель оргкомитета фестиваля Азамат Хасаншин.
А когда так, то это не разрыв, а курс именно на классический уровень, ибо «классика» – это не просто единство времени, места и действия, как у теоретика классицизма Буало. Подлинная классика, будь то романтизм или модернизм – суть всегда некое сверхъединство. Это человек, каким он заявлен в искусстве, гомо сапиенс – но в своей высшей индивидуальности. Если угодно, всечеловек, попытка его.
Что ж, проведение культурного мероприятия, в любом случае, прекрасно. Надеемся, Международный фестиваль в нашем городе отныне станет доброй традицией.
Принять патронаж государственных или коммерческих структур – выбор за свободным искусством, важно, чтобы он был не навязан, а дарован.
Жаль, что поэзия, как изящная словесность, не представлена в рамках фестиваля.
Впрочем, возможно, потому, что искусство поэзии – в слове как раз и являет синтез всех вышеназванных искусств, выпущенных фестивалем. Именно в ней, в поэзии, как в магическом кристалле – достаточно только развернуть книгу и заглянуть в нее при наличии живого воображения и выработанного благодарного читательского прочтения – как самая восхитительная живопись у вас на глазах совпадет и начнет вытанцовывать с неслыханной доселе музыкой, а таинственное театральное представление сольется с танцем высочайшего, небывалого доселе смысла – и все это в единой художественной сфере изысканного, вечного поэтического слова. В котором и кинематограф (кадр имеет моделью ту же стихотворную строфу), и театральное представление уже выражены в совершенстве, преодолевшем сопротивление материала.
И все это напрямую с читателем стихов, без посредничества отягощающих восприятие единого прекрасного (или того самого заявленного синтеза) технических средств. Впрочем, может быть, для этого уже потребуется тот самый «классический» зритель, только открытый новому – он же внимательный читатель, с которым «постмодернизм радикально (якобы) разорвал в конце XX столетия». Истинный постмодернизм – это не «разрыв» (как бы мы не сбрасывали с очередного «корабля современности» классику прошлого или будущего). И современный зритель, да и творец подлинного постмодернистского искусства не разорвал, но унаследовал эти превосходные качества у изящной словесности и великой поэзии всех времен и народов. Тогда и грядущий фестиваль опять явит миру и городу то, что стало возможным сегодня благодаря уже и новым техническим условиям и неутомимой работе городских властей и организаторов Международного фестиваля.
Читайте нас: