Такие абстрактные знаки существуют и в пещерах Пиренейско-Сантабрийского района Франции. Никто пока не знает, что хотели передать древние люди этими знаками. Сейчас нам трудно понять первобытную психологию. В пещере много неясных рисунков, которые пока невозможно классифицировать, расшифровать. Это целая философская система. Вот, например, треугольник считается женским символом. Но есть много других тайн и загадок.
В каждом уголке пещеры Шульган-Таш пытливого и внимательного исследователя может ждать сюрприз, неожиданное открытие, редкая находка. Лесник заповедника Саша Антонов в зале Хаоса нашел палитру древнего художника – чашечку для краски из зеленого благородного серпентинита, которая пролежала в щели между глыбами до нашего времени. С 1982 года археологические исследования проводились ленинградскими учеными. Археолог Вячеслав Евгеньевич Щелин в зале Знаков раскопал культурный слой палеолита. На глубине около полуметра в раскопке появились угли. Затем было обнаружено множество каменных, костяных изделий, сколов, украшений. Найден обломок известняка с рисунком, нанесенным хной. Культурный слой и рисунки на стенах приблизительно одного возраста.
Еще в августе 1923 года известный уральский геолог Георгий Васильевич Вахрушев во время исследования пещеры нашел квадратные доски из лиственницы. На них были вырезаны эллипс и параллелограмм, две рыбы, звезда. Что это – предметы, случайно оставленные скрывавшимися во время лихолетья людьми, или же приношения духу-хозяину пещеры – пока остается загадкой. Потом нашли еще две доски. В одной из них – восьмигранная лунка, у другой – бортики. Сейчас доски находятся в музее природы заповедника. В пещере Шульган-Таш много таких тайн. Задача и забота ученых – подготовить материалы для дальнейших исследований.
Рисунки пещеры Шульган-Таш в основном выполнены красной охрой, только некоторые сделаны фиолетово-коричневой.
Каков же состав охры? В этих местах много бурых железняков, встречаются так называемые «вазы-заморыши», пустотелые и очень красивые. Бурый железняк состоит из множества минералов. Древние художники обжигали эту породу и переводили в гематит вишнево-красного цвета. Смешивали его с глиной, минералами, а также кровью и жиром животных. Так краска не растекалась, легче проникала в поры известняка. Археологи называют ее «животным клеем». Когда отдавали охру в Эрмитаж на анализ, специалисты сказали, что это – специально приготовленная краска. Она очень стойкая, может существовать тысячи лет практически без изменений. Условия в пещере не меняются, внутри низкая температура, постоянная влажность. Продукты можно хранить долго, и никаких холодильников не надо. Естественно, и краситель, и рисунок просуществовали тысячелетия.
Но требуется особая чуткость в общении с пещерным миром. Его хрупкое кальцитовое убранство может быть легко уничтожено. В отличие от лесов, лугов, архитектурные памятники вернуть невозможно. По своей природе пещеры как геологические памятники невозобновимы. Поэтому нельзя нарушать гармонию природы, надо особенно бережно относиться к уникальным палеолитическим рисункам.
Результатом комплексных исследований стала подробная и точная карта пещерного массива Шульган-Таш. В карте сведено все: залы, воронки, каньоны, поверхность… Топографические работы позволили уточнить положение карстовых полостей в рельефе, выявить их взаимосвязь. Посетили все полости пещеры, промерили их длину, сделали замеры высоты, расстояний от стен до центральной осевой линии, угол наклона стен к горизонту, нарисовали абрис стен… После новой съемки, многочисленных и детальных замеров форма многих залов существенно уточнилась. Новая карта, составленная петербургскими исследователями, точно передает очертания стен. Анализ трещиноватости и подкраска ручья показали пункты возможного поглощения воды в каньоне Шульгана. Это очень важно, так как потоки, попадая по трещинам в залы с рисунками, наносят им большой вред и могут со временем полностью их уничтожить. Особенно тревожная ситуация сложилась в зале Хаоса. Сейчас путь подземных вод к рисункам установлен, есть шанс убрать эту воду, спасти «лошадок» от размыва.
Во Франции и Испании все известные пещеры с рисунками строго охраняются. Французскому правительству и научной общественности через восемнадцать лет после закрытия пещеры удалось спасти бесценную живопись. В пещеру допускаются только специалисты. Для публики в пригороде Парижа создана точная копия пещеры с факсимильными изображениями рисунков. История спасения древних рисунков в Западной Европе очень поучительна.
Достойна такого бережного отношения и пещера Шульган-Таш. Тем более что вредное антропогенное воздействие на нее пока еще не достигло критического уровня. Есть надежда, что судьба сохранившихся рисунков будет более счастливой. Сейчас еще не поздно прекратить хождение туристов в пещеру и провести очень бережное и осторожное обустройство ближней части пещеры, где можно, не нанося вреда, проводить экскурсии, смотреть копии древних рисунков. В передний зал практически перенесены копии всех самых интересных композиций. Для посетителей этого вполне достаточно. Здесь они увидят истинную красоту Шульган-Таша, его грандиозный входной грот – Портал, Главную галерею, почувствуют величие и прелесть окружающей природы. Можно подняться наверх и посмотреть на прекрасный и удивительный мир Шульган-Таша с высоты. А посещение заповедных залов с оригиналами рисунков в глубине пещеры создает опасность для их сохранности. Это должен понимать каждый истинный любитель природы.
В этом прекрасном уголке нужно создать историко-археологический, ландшафтно-спелеологический музей-заповедник. Здесь святые для башкир места, сохранившие первозданную прелесть и очарование. С пещерой Шульган-Таш и озерами связано множество легенд, сказаний, древнейших эпосов: «Урал-батыр», «Акбузат», «Миней-батыр и Шульган», «Кара-юрга», «Акхак-кола». Не случайно и пещера, и озеро носят имя подземного и подводного царя Шульгана. Именно из озера Шульган вышел Акбузат с табуном лошадей, из-за чего его еще называют Йылкысыккан-куль – «озеро, из которого вышли кони». На его берегах правнук Урала Хаубан пленил прекрасную дочь Шульгана. Именно в этих местах Урал и его потомки вели долгую и упорную битву с коварным хозяином подземного царства, вероломным братом Урала – Шульганом. Рядом с пещерой течет река Агидель. Она названа именем старшего сына Урала. Здесь – столетние сосны и дубравы, глубокие каньоны, чистые реки, ароматные луга. Только здесь сохранились бурзянские бортевые пчелы… Чудесный край!
Одно из интереснейших мест в пещере – Верхнее озеро. С ним связано много легенд. Сюда приходили люди, чтобы, искупавшись, излечиться от всех болезней или омолодиться. На дне озера еще можно различить дощатую плоскодонную лодку. Как проволокли ее через всю пещеру – остается загадкой. Говорят, что в старину за озером был ход, впоследствии якобы обрушившийся.
Многие даже не представляют, какая здесь красота зимой. Это – сказка! Свод Портала украшается десятками ледяных сталактитов, достигающих двух-трех метров в длину. На полу грота возникают причудливые наледи, напоминающие сказочных дивов, неизвестных животных… Поэтому Шульган-Таш притягивает сюда поток паломников, туристов и экскурсантов. Конечно же, будущее Бурзяна – за туризмом. Вне всякого сомнения, территория должна использоваться по назначению. Необходима специализированная структура, которая работала бы на просвещение, воспитание наших современников и на сохранение, регламентированное использование памятника культуры всемирного наследия. Такой памятник должен быть под постоянным наблюдением. Сотрудники, специалисты стационарного музея-заповедника круглогодично будут следить за состоянием пещеры: нет ли сдвигов, изменений, влияющих на естественный микроклимат Шульган-Таша. В соответствии с этим, число и время посещений могут быть сокращены или увеличены.
Необходимо разработать маршруты к былинным местам, на вершину Шульган-Таша. Недалеко от этих мест, вдоль дороги, примерно там, где Шульган уходит в землю, нужно создать центр музея-заповедника. Оттуда можно водить экскурсии. Если мы не создадим такой орган, не организуем современный туризм, то не обеспечим экологическую безопасность заповедной прелести Южного Урала. Иностранцы не могут понять, почему мы так безразлично относимся к своим богатствам, восхитительному памятнику природы – пещере Шульган-Таш. Это – невосполнимая ценность!