Новая Галатея. Часть первая
Все новости
ТУСОВКА
23 Декабря 2020, 17:04

Найти человеческий язык на социальной дистанции

Сходила в зум на заключительную читку по итогам уфимского семинара драматургов по технологии документального театра. Название темы – «Социальная дистанция». В общем, вербатим эпохи карантина вывернулся наизнанку в эссе про себя и отношения с другими. Теперь пишу заметку в стиле, как подглядеть за интересной жизнью «демиургов». Благодарю за приглашение организатора Алию Яхину и всех участников этого этапа (16 человек драматургов и двух актеров).

Приведу поток мыслей-образов, которые законспектировала моя рука во время читки и последующего обсуждения (некоторые фразы мои, поэтому, господа драматурги-семинаристы, не удивляйтесь «мы, мол, такого не писали»).
Когда пространство бежит быстрее тебя.
Странная добродетель сохранить отношения.
Панибратство – дистанция между отношениями.
Дистанция между отношениями – твоё представление о себе и представление других о тебе.
Сократить дистанцию, чтоб завязать отношения. Сохранить дистанцию определенную, чтоб сохранить отношения.
Диссоциация – стена между самим собой и частью себя, которая откололась в результате чего-то.
Если я долго хожу – я не могу думать. Если я много думаю – то не могу ходить.
Разговариваем человеческим языком и пытаемся его найти.
Первый этап работы – это слепок четырех дней семинара с Анастасией Патлай. День первый состоял из знакомства с технологией: «Что такое документальный театр? Направления и методы. Вербатим. Историческое исследование (эго-документы). Свидетельский театр. Социология в документальном театре. Исследование пространства. Исследование предмета. Документальная хореография. Документальная опера. Примеры». И было выдано домашнее задание – написать эссе (одну страницу).
День второй: «Обсуждение эссе (предложений участников). Выбор общей темы. Вычленение основных сюжетов и персонажей». Домашнее задание: вербатим, интервью друг у друга.
День третий: «Выбор героев и методов. Методика работы над документальной пьесой: структура, система персонажей, основные сюжетные линии».
Домашняя работа по расшифровке интервью. Эссе «Структура общей пьесы», главные линии и герои, предложение по началу и финалу пьесы.
День четвертый: «Доведение пьесы до ума в общем документе».
И итоговый день – читка пьесы профессиональными актерами в зуме, туда и меня подключили послушать-посмотреть.
Смонтировалась по итогу семинара пьеса про то, как через отношение к другим выстраивается ум человека и его отношение к себе.
Отчуждение текста через его передачу другому человеку – интересное ощущение испытали все участники семинара. Кто-то пожалел себя и не рассказал, защитился или пожалел другого. Кто-то пожалел времени и не вложился. Хотелось бы, чтобы это был не материал для материала.
Другое измерение ZOOM – вижу другой угол – чувство соучастия, чего-то нового. Все голоса сложились. Может сделать аудиоспектакль?
Вот эти все истории вместе впечатляют – накрыло лавиной этими монологами. И про виноградинку и колокол добило. В конце была история про лестницу, которая к колоколу ведет. Вот все драматурги идут по этой лестнице чтобы ударить в колокол: текст пьесы это било, язык колокола, который издает звук, лишь соприкоснувшись со стенками самого колокола, так и текст должен соприкоснуться с сознанием зрителя-слушателя, чтобы возник звон-резонанс.
Какие-то тексты интереснее читать, какие-то слушать. Было много рассуждений, хотелось каких-то историй.
По поводу недостатка материала – как будто шли по воде и погружались всё глубже и вдруг испугались – и обратно на мелководье абстрактных рассуждений.
За счёт актёров высветился какой-то юмор. Это зона роста: за счёт юмора мы открываемся как зрители и можем что-то усвоить. А то когда нас закидывают драмой, прям тяжелыми драматичными камнями – зритель закрывается щитом. Актеры играли не «драму-драму», а жизнь. А в ней есть всё.
Лаборатория была удачной, прекрасной. Мы многое прошли. Финал это такой красивый маячок, который свидетельствует о лихорадочной работе. Не было провисов внимания – всё к месту.
Классная эта тема – дистанции! И как по-разному эта тема раскрылась. Оказывается, мы всё время в дистанции с чем-то, с кем-то, не только во время этой пандемии эти социальные дистанции возникли.
Обожаю лаборатории – всегда какой-то новый бульон заваривается. «Документальный театр», может, заживёт ещё в нескольких театрах.
И в заключение прозвучало от руководителя семинара Анастасии Патлай: «Почему документальный театр работает. У каждого из нас есть табуированные такие истории – мы считаем, что не имеем права грузить других. И люди, приходя в театр, видят, что другие люди рассказывают эти истории – и зрителям это дает продохнуть невысказанную боль».
Обещают вторую часть семинара в марте. И возможно, эскиз спектакля – некая постановка будет. Интересно сходить очно. Было бы.
Будем надеяться на приемлемое сокращение социальной дистанции, а лучше на отмену карантина.
ГАЛАРИНА
Фото из открытых источников и автора
Читайте нас: