Все новости
ЛАЙФХАКИ
13 Марта , 11:00

Как вернуть ошибочный перевод?

Во время осуществления банковского перевода была допущена ошибка: деньги попали на счет постороннего физического лица. Редко кто из нас не попадал в такую ситуацию. А возможна ли процедура возврата переведенных средств обратно? На этот вопрос отвечает юрисконсульт Ф. А. Давлетьяров, г. Уфа.

— При возникновении соответствующей ситуации важны время и способ отправки перевода, — поясняет Фаниль Ахметович. — Чем раньше была выявлена ошибка, тем проще разрешить ситуацию.

Если перевод осуществлялся с помощью платежной системы, с помощью платежного терминала или посредством банковского перевода на расчетный счет контрагента, тогда процедура возврата денежных средств допустима до момента наступления «безотзывности перевода».

Что это значит: любая финансовая организация устанавливает срок поступления денежных средств на счет получателя в период от нескольких минут до нескольких банковских дней. Следовательно, до момента поступления средств на указанный счет они находятся на балансе финансовой организации и могут быть возвращены плательщику по его требованию. Основанием для этого является письменное заявление, составленное в свободной форме с указанием ошибки в ранее указанных реквизитах и предоставлением новых реквизитов для осуществления повторного перевода денег. К заявлению в обязательном порядке прилагается квитанция неверно совершенного перевода.

После попадания денег на указанный счет наступает момент «безотзывности перевода», то есть поступившие на счет деньги становятся собственностью получателя и могут быть возвращены только в случае его добровольного согласия или путем судебного разбирательства.

Отправитель перевода может составить заявление на возврат денег в банке, посредством которого клиент, получивший ошибочный перевод, будет уведомлен о необходимости возврата ошибочно полученных денег. В случае его отказа отправитель может подать соответствующий иск в суд — для востребования собственных денег через уполномоченные органы.

В случае перевода денег с карточного счета онлайн или прямого банковского перевода на карточный счет, процедура зачисления средств является мгновенной, и возврату не подлежит. Порядок наступления безотзывности перевода регламентируется п. 7 ст. 5 Федерального закона «О национальной платежной системе».

Чтобы можно было подтвердить сведения о признаках мошенничества в действиях незнакомца, придется обратиться в полицию с заявлением. Причем оно должно быть зарегистрировано в разумные сроки. Обращение в полицию спустя год-два после транзакции вызовет у суда обоснованные сомнения в добросовестности истца.

При обращении в полицию офицер дежурной части обязан оформить и выдать на руки заявителю талон-уведомление, в котором будут указаны дата регистрации сообщения и номер в книге учета сообщений о преступлениях (КУСП). На проверку таких сообщений дается три дня.

Как и в первом случае, клиент может обратиться с заявлением в банк для уведомления контрагента о добровольном возврате средств или непосредственно в суд, если получатель отказывается от возврата средств или вовсе игнорирует обращения. Если быстро отменить перевод не удалось, а получатель денег отказался добровольно вернуть денежные средства, необходимо обратиться в суд с иском о неосновательном обогащении ответчика (п. 1 ст. 1102 ГК РФ).

При обращении в банк лично нужно иметь при себе два экземпляра заявления. Один вы передаете сотруднику банка, а на втором экземпляре он должен проставить дату получения заявления, свои должность, фамилию, инициалы и подпись. Также заявление можно направить заказным письмом. Трек-номер в квитанции позволит отследить его движение. А вот для направления заявления электронной почтой необходима верификация отправителя в соответствии с правилами банка. Можно использовать квалифицированную электронную подпись. В этом случае доказательством обращения с заявлением станет ответ банка на него.

Автор:Подготовил Василий АРТЕМЬЕВ
Читайте нас: