Все новости
ЛАЙФХАКИ
11 Января 2022, 11:47

Съедобные камни

На вопрос, бывают ли съедобные камни, вы наверняка скажете: – Брось фантазировать, разве камни едят? Пусть на первый взгляд это кажется абсурдом, но все-таки съедобные камни существуют.

Далеко за примером ходить не надо. Возьмем самую обычную поваренную соль, без которой человек не может обойтись (на техническом языке – каменная соль, на геологическом – галит). А сколько минералов люди издревле используют в медицине? Чтобы перечесть их, понадобится составить большой список!

Но не только соли человек использует в пищу, идут в дело и другие разновидности камня – скажем, барит или тяжелый шпат. Правда, делает это человек обычно не по своей воле. Барит – минерал мягкий, хорошо размалывается, не слишком дорог. И совсем нередки были случаи, когда предприимчивые дельцы добавляли молотый барит в пшеничную муку. Доходило до того, что из-за подобных махинаторов от торговли острый дефицит барита испытывала промышленность.

Другой пример – тальк (башкиры называют его «майташ», «масляный камень»). Он жирен на ощупь и очень мягок, легко мнется рукой. Этот камень недобросовестные производители используют… при производстве конфет, причем в изрядных количествах. Возможно, особого вреда от тальковой добавки и нет, но и пользы наверняка тоже.

Словом, разного рода минералы – барит и тальк, мел и белую глину, гипс и ангидрит, – увы, добавляют в продукты не так уж и редко: лишь бы шли денежки, было больше барыша. Здоровье человека перед прибылью отходит на второй план, и предпринимателей в этом случае совесть не мучает. Так, квасцы, гипс, различные минеральные соли белого цвета порой добавляются в молоко.

В Колумбии, Венесуэле и других странах Центральной Америки с удовольствием едят отдельные разновидности глин органического происхождения. Некоторые африканские племена считают лакомством жирную битуминозную глину – такая встречается и на дне некоторых озер Башкортостана (Талкас, Ургун, Калган, Якты-Куль, Учалинское (большое)). Такая глина обогащена продуктами распада микроорганизмов, населяющих эти озера.

В Иране съедобные глины продают на базарах даже в годы обильных урожаев. В Италии в тесто из пшеничной муки добавляют разновидность глин – мергель. Имеются сведения, что в XVIII веке в Сибири в блюда из оленьего молока добавляли белую глину – каолин. Такое блюдо считалось особо питательным, и готовили его лишь в особо торжественных случаях – например, когда наезжали торговые гости. Кстати, кондитерская и сахарная промышленность сегодня не обходится без добавки высококачественного известняка (например, Башкирский медно-серный комбинат разрабатывает Худолазовское месторождение известняков для сахарного производства).

В наши дни учеными «уличены» в камнеедении и звери – лоси, олени, куланы. Явление это довольно распространенное. Так, жвачные любят поваренную соль.

К слову, ученые давно обратили внимание на необычное «меню» четвероногих обитателей лесов. Еще в 1922 году сибирский геолог П. Драверт отметил камнеедение у маралов, лосей и даже волков. А вот о том, что камнеедение – своего рода самолечение, а точнее, способ регулировки солевого баланса в организме, стало известно не так давно.

Доктор геолого-минералогических наук В. Богатов обратил внимание на то, что в районах, где животные склонны к камнеедению, ныне открыты промышленные месторождения цеолитов. Этот ученый сопоставил старинные якутские названия некоторых территорий в районе современного города Охотска (они звучали как «каменное масло» или «земляная сметана») с обнаружением на этих землях нерудных полезных ископаемых.

Цеолиты, сапропели – названия ряда видов минерального сырья. Интерес к ним обусловлен результатами многочисленных сельскохозяйственных и геологических экспериментов. Особую известность приобрели цеолиты – они применяются в качестве подкормок домашних животных и птиц, добавок в удобрения, катализаторов роста биомассы.

Башкирские геологи после изучения бортов Сибайского карьера на предмет присутствия цеолитов, подсчитав их запасы, кроме использования в виде добавок на птицефермах и свиноводческих хозяйствах (дают повышение продуктивности на 25%!) предложили еще один вариант использования свойств этого минерала – как очистителя питьевой воды от вредных примесей.

До сих пор для домашних животных ценную подкормку разыскивал человек. А что если заставить животных самих выступить в роли разведчиков? Разумеется, диких животных, для кого тайга и горы – родной дом.

В Киргизии в 50-х годах прошлого века был зафиксирован такой факт. На свиноводческой ферме в Чуйской долине старые глиняные заборы – дувалы – заменили современной железобетонной оградой. Вскоре свиньи стали хиреть и чахнуть. Оказывается, глина, из которой сооружали традиционные азиатские дувалы, служила им чем-то вроде сорбционного средства. Примечательно, что в глине не было ни капли соли. Следовательно, наряду с солонцами, содержащими хлористый натрий, существует и другая «съедобная земля», потребляемая животными. Инстинкт подсказал хрюшкам один из таких «несоленых солонцов». А у диких животных инстинкт должен быть намного сильнее.

Опираясь на рассказы охотников и лесников, давно отметивших любовь оленей к определенным лесным уголкам с наличием «каменного масла» и «земляной сметаны», стали изучать, что же кроется за настойчивым стремлением животных к камнеедению. Зверина тропа привела ученых на поляну, сплошь «перепаханную» лакомившимися животными, – земля была съедена на 30 сантиметров вглубь! Первые же лабораторные эксперименты показали: в поедаемых оленями землях содержится до 70% цеолитов!

Ученые провели исследования на огромной территории Приморья и выявили до 300 таких площадей. Если бы поиск вели традиционными методами, он занял бы больше времени и обошелся в 15 миллионов рублей (в ценах 50-х годов ХХ века).

Словом, примеров использования «съедобных» камней можно привести много. Но вот выяснить, несет ли камнеедение пользу человеку, – задача медицинской науки.

Автор:Миниахмет МУТАЛОВ
Читайте нас: