Все новости
ЛАЙФХАКИ
14 Сентября 2020, 13:07

Диктатура озеленения

Ребенок бессознательно копирует своих родителей. Глядя на старших, прикуривают свою первую сигарету и пьют пиво подростки. Впрочем, подражание свойственно и взрослым. Правда, они подражают знаменитостям чаще сознательно, а привычки начальства копируют из стремления угодить.Полвека назад комсомольские лидеры обращались к своим коллегам не иначе как «батенька» (судя по фильмам, это было любимое ленинское обращение).

Во времена генералиссимуса Сталина высшим шиком в компании было закурить папиросы марки «Герцеговина флор», во времена Леонида Ильича – сигареты «Новость». Был период, когда атрибутом благополучного хозяйственника считалось наличие кукурузного поля и «трудовой мозоли» на известном месте.
Меняется лидер, меняются привычки общества. Жирок на животике становится неприличным – модным становится кататься на горных лыжах, водить самолет, заниматься дзюдо, «мочить в сортире» противников.
Лето 2010 показало – не чиновник хозяин на земле. Планета, покрытая коростой автомобильных дорог, не в состоянии поддерживать нормальный температурный режим. И потому, чтобы выжить, «угадывать и угождать» нужно не большому начальнику, а природе, законы которой мы столько лет попирали. Природе, которую столько лет насиловали, вырубая леса и осушая болота, стабилизирующие водный баланс рек. Природе, которая до сих пор приходит в себя после чудовищных впрыскиваний ядохимикатов.
Именно к ней нужно относиться с большой нежностью.
В годы перестройки на склонах Кавказских гор на мебель нуворишам были вырублены вековые деревья, дававшие приют птицам, разносившим семена растений по горам. Уничтожены деревья, корни которых скрепляли камни. Оголившиеся склоны сейчас представляют все большую опасность. Напомню, что из-за схода лавины погибла группа Сергея Бодрова. Металлическая сетка, которой сейчас прикрывают склоны вдоль автомобильных и железных дорог, не заменит горную растительность. Она не очищает воздух, не дает живительный кислород.
Когда-то на Урале доминировали хвойные леса. Кто весной выезжал на природу, тот знает, что под елью снег тает позже, чем под осинкой или березкой. Родник и река, у истоков которых стоит хвойный лес, более полноводны. Ручеек, протекающий под пологом леса, принесет нам более чистую и прохладную воду. Температура воздуха в лесу летом на несколько градусов ниже, чем на открытом пространстве, и не менее чем на десять градусов ниже, чем на асфальтовом пятачке.
Библейская мудрость гласит: «посади дерево». Вспоминают ее все реже. Не может современный россиянин показать своего зеленого сверстника, поскольку утрачен обычай отмечать рождение новой семьи или ребенка высадкой дерева.
Наверное, только в фильмах последний школьный звонок завершают закладкой скверика. «Не гламурно» провести последний день в школе с лопатой в руках, зато «прикольно» на глазах преподавателей пить из горла. «Отстойно» копать ямы и поливать саженцы – пусть этим занимаются коммунальщики, «им за это деньги платят».
Возможно, этим действительно должны заниматься профессионалы. Беда в том, что в обществе сформировано пренебрежительное отношение к профессиям, связанным с работой на земле, к профессиям, от которых все больше зависит наше будущее. И ребенок, не посадивший своими руками дерево и не научившийся за ним ухаживать, став взрослым, с легкостью будет уничтожать труд профессионалов. У него не дрогнет рука срубить с трудом высаженное деревце, чтобы сделать из него колышек для палатки. Он спокойно поставит на газон свой автомобиль. Став чиновником, он с легкостью подпишет разрешение на уничтожение сквера.
В эти дни под иссушающим солнцем начинаешь понимать, что земле нужен хозяин, подобный Петру Первому. Напомню, что при закладке своего города он оберегал материнские леса. Им были подписаны указы, карающие за порубку заповедных лесов смертной казнью «без всякия пощады, кто бы ни был».
Петр Великий сам высевал желуди. Существует легенда, что, заметив усмешку кого-то из знатных вельмож, Петр в гневе сказал: «Понимаю, ты мнишь, не доживу я до матерых дубов. Правда, но ты дурак. Я оставляю пример прочим… Не для себя тружусь, польза государству впредь!»
Главный озеленитель, Петр проектировал сады не только в Петербурге, но и в Москве, Таганроге, Риге, на Украине. Он вникал во все детали садового строительства. По его указу для городских парков привозили сотни и даже тысячи деревьев широколиственных пород: лип, кленов, вязов. Особенно любил он липы. Весной 1723 года только в Летний сад было завезено около восьми тысяч саженцев липы, ясеня, вязов и кленов.
Благодаря начинаниям Петра I получило развитие садово-парковое искусство, шедеврами которого стали Летний сад и парки Петергофа. Следуя примеру Петра, парковые шедевры начали создавать молодые. Шестнадцатилетний сын уральского миллионщика – или, как сейчас говорят, олигарха – Григорий Демидов заложил крупнейший на Урале ботанический сад в Соликамске. Вечерами отпрыск богатейшего семейства изучал ботаническую литературу, вел переписку с Карлом Линнеем. Последовали примеру Григория Демидова соликамские купцы, создававшие на своих усадьбах сады. «Гламурно» стало хвастаться красивыми и редкими растениями. С тех времен стала популярна сирень, завезенная из Турции и Голландии.
Примером преобразования неплодородных земель в цветущие сады является Восточная Пруссия. В историю вошел кенигсбергский медик Фридрих Кессель, убеждавший граждан в необходимости вести здоровый образ жизни и создавший «зеленое» общество. В Кенигсберге начали создаваться парки и скверы. Большую роль в озеленении Пруссии сыграл король Фридрих Вильгельм III, подаривший свое имение с огромной коллекцией растений Кенигсбергскому университету, на базе которого возник современный Ботанический сад.
Яркие примеры харизматических личностей, поведших народ на пустыни, – израильский премьер-министр Давид Бен-Гурион и мэр города Рамат-Гана. В 1951 году по их инициативе волонтерами был заложен парк на пустыре. Вопреки насмешникам, саженцы рожковых деревьев и олив прижились. Мэр регулярно выводил горожан на субботники для массовой посадки деревьев. Семьи, в которой рождался ребенок, приезжали в парк и сажали там деревце, назвав его именем сына или дочери. Подрастая, дети ухаживали за высаженными в их честь деревьями. Пустырь превратился в зеленый оазис со спасительной прохладой. Через много лет убеленные сединами бабушки и дедушки с гордостью показывали внукам «свои» деревья.
Пока города не станут зелеными, экологические проблемы не будут решены. Кстати, сейчас много говорят и пишут о сингапурском чуде – острове, ставшем «самым зеленым городом мира». Сингапурцы считают, что большую роль в этом сыграл глава правительства, пригласивший австралийских и новозеландских специалистов для решения проблемы. По его указу с многих стран и континентов доставили деревья и кустарники, произрастающие в сходных климатических условиях. На страдающем от нехватки пресной воды острове произошло чудо – большинство растений прижилось.
Премьер приучил чиновников разного ранга завершать все мероприятия торжественной закладкой аллей и сквериков. Подобно нашему российскому царю, не считавшему зазорным взять в руки лопату, глава Сингапура лично высаживал деревья на участках, считавшихся непригодными для выращивания растений. Лопата оказывалась пропуском на прием к премьеру, оперативно решавшему важнейшие проблемы во время таких субботников.
Теперь у жителей самого зеленого острова самая высокая продолжительность жизни.
Озеленять можно с лопатой. А можно и с помощью авиации, как это делалось в Китае. Чтобы предотвратить водные и воздушные эрозионные процессы, руководство КНР приняло решение засеять склоны гор облепихой. С вертолетов было засеяно несколько миллионов гектаров. Площадь облепиховых лесов равна десятой части площади Башкортостана. Тем самым Китай решил сразу несколько проблем. Обеспечил рабочие места жителям сельской местности, запустив на полную мощность более 200 заводов по переработке сырья и по производству облепихового масла. Обеспечил население дешевыми поливитаминными препаратами из плодов, излишки которых экспортируются в десятки стран. Облесил «лысые» горы, снизив сток воды, смыв и сдувание почвы. В результате снижена вероятность пыльных бурь.
Что очень важно, регион обеспечил кормами из листьев и нежных ветвей облепихи животноводческие предприятия, – со времен Александра Македонского известно, что ветви облепихи лучший корм для лошадей. Опыт Китая пытается воспроизвести Монголия, потерявшая недавно большую часть поголовья скота из-за бескормицы.
Можно умереть от перегрева и жажды, ожидая, пока у нас появятся личности масштаба Петра, способные навести порядок в лесном хозяйстве. Личности, которым будут подражать.
Чтобы выжить, нужно самим брать свое будущее в руки – вернее, браться за лопаты, проводить ревизию пустырей и делать все, чтобы у нас не осталось участков голой почвы. Мы выживем и сохраним здоровье только в том случае, если у каждого из нас будет по крайней мере несколько «своих» деревьев, поставляющих кислород, очищающих воздух и дающих спасительную прохладу.
Раиса БАШИРОВА
Читайте нас: