* * *
…Издали здание смотрится относительно презентабельно… Впрочем, если приглядеться, то… Но до поры до времени мы не приглядываемся… Смакуем. Растягиваем удовольствие, не предполагая перспективы, словно интуитивно отталкивая эту «перспективу» от себя.
* * *
…Близко к дворцу нынче лучше вообще не подходить, чтобы не расстраиваться. Чем ближе, тем… И дворцом-то уже стрёмно назвать, но приходится: дворец же!.. Неудивительно, что музей закрыт… Не удивлюсь, если штукатурка или что потяжелей с потолков на посетителей сыпались, вот ответственные стрелочники и решили не рисковать: закрыто – и с плеч долой (аллюзия… помните грибоедовское? «подписано – так с плеч долой!»)…
* * *
…И, конечно же, это памятник истории и культуры конца XVIII века.
* * *
…Чудесная винтовая лестница… Вероятней всего чугунная… На месте я не догадался её ощупать (или на зуб попробовать). Все мы сильны задним умом, а я силён им вдвойне (эх, старость не радость)…
* * *
…Взгляд скользит по стенам, устремляется ввысь… Но и там не лучше… Хотя с точки зрения архитектуры – лепота!.. Как бы так сделать, чтобы одно видеть, а другое не замечать. Однако отключиться от реальности не получается – реальность берёт своё за «жабры»…
* * *
…Флигели как не отдельно стоящие строения, а как части главного здания…
* * *
…На видео я почему-то так и норовлю «Ивановское» назвать «Иваньковским»… Позор на мою седую (вернее, лысеющую) голову! Или пепел, которым эту макушку посыпают. Не устану повторять: старость не радость: истинные названия памятников истории/культуры из мозгов вылетают… Но здесь и сейчас в печатном/письменном виде справедливость восстанавливаю: Ивановское – оно и есть Ивановское…
Аллюзия… Помните песенку в исполнении Боярского, «… прорастают цветы сквозь асфальт…»? Естественное берёт своё (тоже за «жабры»). Природу не убить, хоть один умник прошлого и заявил однажды: дескать, мы не можем ждать милостей от природы, взять их у неё – наша задача.
* * *
Пошли с женой вокруг дома…
Как говорится, с паршивой овцы хоть шерсти клок.
* * *
…Если с тыльной стороны дворец (да, дворец!) весь белый, то с торцов и фасада – жёлтый…
Но везде – одинаково разрушающийся и облезлый, как дворовый/уличный кот, бывший некогда откормленным дворцовым/домашним, но внезапно лишившимся любящих хозяев…
* * *
…Сквозь ветви деревьев на спуске к реке дом смотрится ещё вроде ничего (да и зрение у меня с названием «близорукость»)…
* * *
Чем дальше от дома, тем ещё больше это самое «ничего»…
…Народ устраивает на пологом склоне, ведущем к Пахре, пикники… Плюс справа от меня ещё один пикник (тот, что «на смотровой площадке», или же на «террасе») – второй раз его упоминаю, но в объектив камеры мобильника он не попал. Всемирная и российская история останется без снимка…
Супруга снова придаёт дому/дворцу элегантность и лепоту, ненавязчиво скрывая его недостатки… Она всегда так делает, когда мы путешествуем: украшает округу и окружающих.
* * *
Природа вокруг… только не спит… барсук (?)… индюк (?)… бурундук (?)…
…Весна… Природа просыпается…
* * *
А рядом… рядом-то что такое!.. На карте усадьбы «это» никак не обозначено…
Нарочно, что ли?
Какие-то руины, расписанные роскошными/красочными граффити… Красочными – точно, а вот «роскошными» вполне можно закавычить.
Между тем это бывшая Померанцевая оранжерея… И не просто оранжерея…
…Уточню, что дворец имел в своём развитии два этапа:
…Как сообщают источники, в Ивановском при Закревских собирался свет и цвет московского аристократического общества. Померанцевая оранжерея служила своего рода театром. На сцене оранжереи устраивались представления/спектакли: графиня Аграфена была большой любительницей/поклонницей драматического искусства и приглашала в имение артистов и режиссёров Малого театра (не какого-нибудь там погорелого!): здесь «ставился “Гамлет”, “Горе от ума”, “Лев Гурыч Синичкин” и другие знаменитые пьесы. Вскоре за Померанцевой оранжереей в Ивановском прочно закрепилась слава одного из лучших театров всего Подмосковья…»
…Теперь оранжерея выглядит так… О время и люди!.. Всё течёт, всё изменяется. А время не только лечит, но и калечит невниманием потомков.
* * *
…Осмотрели с женой, что смогли, и вернулись на стоянку, где оставили машину.
…Напомню, что школы/колледжи и другие детские/подростковые/молодёжные заведения Подольска находятся в довольно приличных зданиях (состояния этих заведений очень сильно отличаются от состояния объектов культуры и истории, которые мы с женой увидели… хотя бы в этом случае…)
* * *
…Дальше, дальше, дальше… Ещё весь Подольск впереди, как мир – в кармане.
От усадьбы «Ивановская» по Парковой и Маштакова мы доехали до улицы Кирова и, что неудивительно, пересекли её. На стоянке бульвара Льва Толстого тормознули, чтобы перекусить…
…А тут – мама родная! – прекрасный фонтан с танцующими Андреем Болконским и Наташей Ростовой из фантазийного мира не просто графа, а величайшего писателя всех времён и народов Льва Толстого. Для Наташи, если кто помнит сюжет «Войны и мира»… в общем, это был первый в её жизни бал…
* * *
…Смотрим внимательно… Чьи черты лица у крутящихся каменных изваяний?
Подсказка (для молодёжи): вспоминаем или идём смотреть кинофильм режиссёра Сергея Бондарчука… Ну, а тем, кто жил в советское время, вспомнить это будет совсем не сложно.
* * *
…Авторы скульптурной композиции – скульптор Андрей Плиев, архитекторы Михаил Королев и Александр Грамматчиков…
…Создателей шедевра в лицо тут никто не узнает, ибо их лица спрятаны «в эфире», в самом танце. А если бы я сейчас не назвал их имён, то и не узнали бы никогда. А в лицо я их и сам не знаю. Столкнулся бы на улице лоб в лоб – не понял бы кто передо мной.
* * *
…Фонтан на радость жителям Подольска и таким, как мы, туристам, был открыт ещё в октябре 2014 года…
…Великая русская литература и советское киноискусство – в вечный камень и в жизнь! В широкие народные массы Подольска, Подмосковья и всей России!
* * *
И что б ни напомнить тут нетленное! Небось, текст близко к первоисточнику многие подзабыли? Я сам подзабыл, однако напоминаю и себе, и городу, и миру (urbi et orbi).
«…Пьер подошёл к князю Андрею и схватил его за руку.
– Вы всегда танцуете. Тут есть моя protegée, Ростова молодая, пригласите её, – сказал он.
– Где? – спросил Болконский.
– Виноват, – сказал он, обращаясь к барону, – этот разговор мы в другом месте доведем до конца, а на бале надо танцевать. – Он вышел вперёд, по направлению, которое ему указывал Пьер. Отчаянное, замирающее лицо Наташи бросилось в глаза князю Андрею. Он узнал её, угадал её чувство, понял, что она была начинающая, вспомнил её разговор на окне и с весёлым выражением лица подошёл к графине Ростовой.
– Позвольте вас познакомить с моей дочерью, – сказала графиня, краснея.
– Я имею удовольствие быть знакомым, ежели графиня помнит меня, – сказал князь Андрей с учтивым и низким поклоном, совершенно противоречащим замечаниям Перонской о его грубости, подходя к Наташе и занося руку, чтоб обнять её талию ещё прежде, чем он договорил приглашение на танец. Он предложил ей тур вальса. То замирающее выражение лица Наташи, готовое на отчаяние и на восторг, вдруг осветилось счастливой, благодарной, детской улыбкой…» (Лев Толстой, «Война и мир»)
И что бы ни напомнить продолжение! Подумал – сделал.
«…”Давно я ждала тебя”, – как будто сказала эта испуганная и счастливая девочка своей просиявшей из-за готовых слёз улыбкой, поднимая свою руку на плечо князя Андрея. Они были вторая пара, вошедшая в круг. Князь Андрей был одним из лучших танцоров своего времени. Наташа танцевала превосходно. Ножки ее в бальных атласных башмачках быстро, легко и независимо от нее делали свое дело, а лицо ее сияло восторгом счастия. Ее оголенные шея и руки были худы и некрасивы в сравнении с плечами Элен. Ее плечи были худы, грудь неопределенна, руки тонки; но на Элен был уже как будто лак от всех тысяч взглядов, скользивших по ее телу, а Наташа казалась девочкой, которую в первый раз оголили и которой бы очень стыдно это было, ежели бы ее не уверили, что это так необходимо надо…» (Лев Толстой, «Война и мир»).
«…Князь Андрей любил танцевать и, желая поскорее отделаться от политических и умных разговоров, с которыми все обращались к нему, и желая поскорее разорвать этот досадный ему круг смущения, образовавшегося от присутствия государя, пошел танцевать и выбрал Наташу, потому что на нее указал ему Пьер и потому, что она первая из хорошеньких женщин попала ему на глаза; но едва он обнял этот тонкий, подвижный, трепещущий стан и она зашевелилась так близко от него и улыбнулась так близко от него, вино ее прелести ударило ему в голову: он почувствовал себя ожившим и помолодевшим, когда, переводя дыханье и оставив ее, остановился и стал глядеть на танцующих…» (Лев Толстой, «Война и мир»).
Продолжение следует…