Все новости
ВОЯЖ
21 Августа 2023, 16:00

Путешествие по подмосковным усадьбам и не только. Часть первая

Дубровицы/Подольск-2023

автора
Фото:автора

Бывшая дворянская усадьба и барский дом*

…Конец апреля. Однако год не давний, а нынешний.

Жена на пару будничных дней уезжала с двумя нашими собаками на дачу, но к пятнице вернулась.

Поскольку о совместном путешествии с моими единомышленницами/ однокашницами по МГУ, как мы делали это раньше, в этот раз никуда ехать не договорились, то решили с женой попутешествовать вдвоём. Так сказать, в камерном семейном кругу. Однако круг этот всё равно не полный: без сына и дочки. Вдвоём. Узок круг тех революционеров… страшно далеки они от… кого-нибудь.

Куда решили? Незадолго до этого я предлагал супруге Ярославль, но он всё-таки далековато, поэтому туда лучше ехать не на одни сутки, а ещё лучше – даже не на двое. В нашем случае хотелось обойтись одним выходным днём, и жена, порывшись в «словарях» (во Всемирной паутине), предложила свою замечательную альтернативу – Дубровицы/Подольск. Две бывшие барские/дворянские усадьбы: одна с тем же названием, что и посёлок, в котором сама усадьба находится – «Дубровицы» (в 36 км от центра Москвы), вторая – «Ивановское» (в этой усадьбе, судя по рекламе в интернете, должен был действовать музей).

При всём богатстве выбора другой альтернативы нет.

Предложено – принято. Сказано – сделано. Поехали.

Ехать всё равно не так, чтобы близко (пара часов есть), потому по пути начитываю информацию об усадьбах в интернете. Особенно интересной показалась история Знаменской церкви, которая является частью усадьбы «Дубровицы».

…Я не только поглощаю/потребляю созданную кем-то информацию, но и сам создаю контент – снимаю всё, что ни попадается на пути (помните, у Гоголя? «…Летит мимо всё, что ни есть на земли, постораниваются и дают ей [России – В.Б.] дорогу другие народы и государства...» Эх, аллюзия! Согласитесь, она прекрасна, как и сам Гоголь целиком)

*  *  *

Приехали. Первые снимки. Только-только вышел из машины – и сразу схватился за мобильник с включённой камерой.

Совсем давно эти места были боярской вотчиной бояр Морозовых. В 1656 году последний из этого боярского клана завещал вотчину своей «кровинушке» – родной дочери, которая вышла замуж за князя Голицына. Так вотчина из морозовской «лёгким движением руки» превратилась… нет-нет, не в элегантные шорты, а в голицынскую вотчину. А во второй половине XVII века её владельцем стал «государственный деятель времён царевны Софьи и Петра Великого, руководитель приказа Казанского дворца, воспитатель юного Петра», именуемый дядькой царя, Борис Голицын. Роскошный Знаменский храм был построен именно по его желанию и повелению, а не по щучьему хотению.

Вслед за Голицыным хозяином Дубровиц стал госдеятель гораздо более крутого пошиба/крупного масштаба – Григорий Потёмкин, князь Таврический, создатель Черноморского военного флота и по совместительству любовник (или морганатический супруг?) императрицы Екатерины Великой. Потёмкину как исторической личности было не до подмосковной усадьбы – его делом/уделом была Новороссия, где он после кончины и был похоронен. Город Херсон стал его последним прибежищем согласно приказу государыни (однако в ходе известных событий недавнего времени останки князя были из Херсона вывезены в Россию, а его статуя демонтирована). Где его прах находится нынче – бог весть, да и он, вероятно, не весть.

Я отвлёкся?

…Потом эти места выкупила Екатерина и подарила своему очередному фавориту графу Александру Дмитрию-Мамонову. Его наследник Матвей, участник Отечественной войны 1812 года, усадьбу сильно переиначил (а прежде тут успели хорошо похозяйничать французы). «При нём первоначально барочный дворец был перестроен в классическом стиле. К торцам дома были пристроены белокаменные крыльца с полукруглыми лестницами, создан Гербовый зал, украшенный фамильными гербами владельцев и гербами неизвестного происхождения – предположительно связанными с тайным обществом, созданным [самим] Мамоновым…» (он вместе с Михаилом Орловым учредил тайное общество «Орден русских рыцарей», или «Орден рыцарей русского креста» – одна из тайных преддекабристских организаций).

Никто не вечен под луной.

Дальше за жирный кусок наследства развернулась нешуточная борьба. Победителем становится один из… Голицыных, который и получает ценный приз: усадьба возвращается в этот княжеский род. Нельзя сказать, что надолго, ведь впереди грядёт XX век, когда родовитое титулованное дворянство было раздето до состояния «в чём мать родила»…

автора
автора
автора
Фото:автора

…В 1917 году (год-то какой!) в бывшем барском доме усадьбы открылся музей. Однако уже в следующем году «наиболее ценные картины и экспонаты – более 100 предметов вывозятся в Москву. Впоследствии экспонаты музея вывозились [не только] в Москву, [но и] Подольск, Никольское-Урюпино, Царицыно, Истру, где их можно найти и сейчас» (из источников). Картины, бюсты, оружие, мебель и другие предметы из Дубровиц до сей поры находятся в экспозициях Государственной Третьяковской галереи, Государственного исторического музея, в Новом Иерусалиме, Саратовском музее имени Радищева и ряде других.

Когда советская власть широко прошагала, вернее, триумфально прошествовала по стране, в усадьбе размещают сельскохозяйственное училище и детский дом, лабораторию по электрификации сельского хозяйства, школу директоров колхозов, школу саперов. Не всё одновременно, конечно. А в 1940-х «здесь был штаб военной части и гарнизон Дубровицы (аэродром), с 1947 года – институт кормления сельскохозяйственных животных» (впоследствии переименованный во Всесоюзный институт животноводства/ВИЖ имени академика Льва Эрнста).

И хотя в 1960 году усадьба Дубровицы вместе с храмом Знамения были признаны памятниками архитектуры и взяты под охрану государства, Институт животноводства полностью из бывшего барского дома не съехал (стройка нового здания для «животноводческой конторы» сильно затянулась). Вероятно, начальство цеплялось за помещения так долго, как могло – кому же хочется покидать барский особняк с роскошным видом на реку.

В 1964 году в здании приключился пожар. Ох уж эти неосторожные животноводы!

Далее бывший господский дом много (часто) и долго реставрировался. Источники сообщают, что не всегда удачно. Пишут, что «нынешний вид не соответствует ни одному историческому периоду». Порезвились реставраторы/реконструкторы на историческом материале, дали свободу своему личному творческому воображению: тут пишем, тут читаем, а здесь селёдку заворачиваем.

Тем не менее «в Дубровицах сохранилось большинство усадебных зданий: главный дом в стиле классицизма с крытыми боковыми верандами, пристроенными позже; кирпичные одноэтажные флигели середины XVIII века; конный двор второй четверти XIX века, оранжерея, служебные постройки. Особый интерес представляют ворота конного двора в стиле псевдоготики».

Внутри бывшего барского дома и сегодня продолжают гнездиться «научные и административные подразделения Федерального научного центра животноводства – Всесоюзного института животноводства, в том числе одна из крупнейших в России научных библиотек в области животноводства». К тому же до 2019 года тут ещё был прописан/гнездился ЗАГС Подольского района. В общем, кого тут только не было!

Подвальное помещение со входом с торца, как мы увидели, и нынче арендуется организацией общепита – рестораном. И он активно функционирует, кормит народ, у которого есть на это свободная денежка (снимки будут в следующих частях).

В источниках указано, что усадьба стоит в планах на реставрацию, сроки при этом такие: 2020–2021 годы (печально улыбнёмся). Судя по плачевному состоянию бывшего барского дома (мы с женой увидели это своими глазами), информация сильно устарела, а заявленная реставрация ещё даже не начиналась… Теперь уж, в силу ограниченности финансовых ресурсов, что называется… в общем, терзают меня смутные сомнения, начнётся ли эта реставрация вообще… Не до старины нынче!

автора
Фото:автора

*  *  *

…Поднимаюсь по асфальтовой дороге вверх к особняку, а супруга что-то затормозила. Оборачиваюсь. Она что-то вертит в руках и разглядывает. Лицо то ли расстроенное, то ли недовольное. Брови домиком. Не могу понять, что там у неё произошло. Оказалось, благоверная уронила мобильник и ей показалось, что разбился объектив камеры: что ни час, убеждаешься, что ничто не вечно под луной. Но не на час же! Ай-ай-ай! Вселенская катастрофа! Потом выяснилось, что разбился только прозрачный пластик чехла (супруга не сразу это поняла… ну, и я с ней заодно… ведь муж и жена – одна сатана).

…Вот в эти ворота (калитку?) мы вошли, «оторвавшись» взглядом от фасада бывшего барского дома, а ногами – от асфальта при фасаде.

автора
Фото:автора

Флигели/хозяйственные постройки бывшей барской усадьбы. И их я запечатлею для истории! В копилку «Истоков» и недр Всемирной паутины…

автора
автора
Фото:автора

Знаменская церковь

…Из истории чудо-Храма.

По желанию князя Бориса Голицына (если уж не фаната, то точно поклонника всего европейского и, в частности, западной архитектуры) вместо деревянного Храма в усадьбе был возведён новый каменный. Деревянный, однако, добрый хозяин не стал разрушать (или отправлять на растопку печей), а перенёс в соседнюю деревню, где вообще никакой церкви не было – такая практика бытовала во многих местах: деревянные переносили туда, где не было никаких.

По одной версии, церковь Знамения Пресвятой Богородицы была заложена в память о возведении Голицына в боярское достоинство в начале 1690 года. Другая версия гласит, что однажды в Дубровицы нагрянул юный царь Пётр I (напомним, Борис Голицын был его воспитателем, «дядькой»), восхитился природными видами вокруг и будто бы воскликнул (такой вот длинной фразой): «Две реки, Десна и Пахра, сливаются за холмом, за лежащим под ним лугом, под острым углом, образуя нос корабля. Этому бы кораблю, да мачту, сих мест достойную! Церковь бы такую здесь поставить, чтоб и немцы ахнули. Чтобы столь красивой и в мире бы другой не было...»

Как видим, и царь Пётр был тоже дюже охоч до немцев (то бишь до супостатской архитектуры) – неспроста рубил окно в Европу.

Царский восторг был воспринят как повеление (так пишут в некоторых брошюрах). Это, скорей всего, легенда (кто бы мог подслушать и записать! разве что сам Голицын, но у него времени на это не было, дел был полон рот), но вот потом при строительстве Храма следующий сюжет был уже фактом: государь и свою/личную царскую денежку подкидывал (не просто учил жить, но и помог материально… дескать, своим личным царским примером вдохновлял).

*  *  *

Кто был архитектором новой Знаменской церкви, достоверно не известно – об этом спорят до сих пор. То ли неизвестный итальянец (в этих местах как раз в то время работали зодчие-итальянцы), то ли некий швед по имени Никодемус Тессин Младший. Да и важно ли это? Важнее то, какая лепота в результате была сотворена и стоит ныне на Русской земле. И стоять будет, коли не забывать, а беречь и сохранять, как зеницу ока.

Церковь каменная. Белый известняк (видимо, со временем посеревший) добывался в местных каменоломнях и доставлялся к месту строительства по реке Пахра – природа в помощь (тут бы для описания, кстати, пригодился Шолохов, крупнейший специалист в мире по тихим рекам).

Годы строительства лепотейшей лепоты: 1690–1697. Стиль зрелого барокко. На православный храм Знаменская церковь, прямо скажем, не очень похожа… вернее, совсем не похожа, в каноны (если такие имеются) не вписывается. Уникальной особенностью здания является то, что это единственный российский Храм, который увенчан позолоченной короной, а не традиционным куполом/куполами в виде богатырских шлемов. Таких Храмов (с коронами на главах) в Подмосковье было два: Знаменский в Дубровицах и Преображенский в Больших Вязёмах. И тут, и там короны были установлены с подачи любителя европейской культуры/архитектуры… да-да, этого самого князя Бориса Голицына. В очередной раз напомню, что он был дядькой/воспитателем императора Петра I. Но на сегодняшний день царский головной убор (чуть не написал «шапка Мономаха») венчает лишь Знаменскую церковь в Дубровицах. Корона с церкви Преображения в Вязёмах после Октябрьской революции/октябрьского переворота 1917 года была снята и до недавнего времени считалась утерянной, но… случаются же чудеса! Сохранилась, курилка! Её отыскали, но главу Храма ею уже не покрывали (там сейчас обычные «канонические» купола) – поставили для всеобщего обозрения возле церковной ограды… Мы с женой в Вязёмах эту корону тоже поразглядывали (но об этом путешествии, чтобы сильно не растекаться мыслью по древу, когда-нибудь в следующий раз).

__________

* При подготовке главы об усадьбе Дубровицы частично использовались публикации сайта https://dubrovitsi.ru (указываю по договорённости с ними)

Продолжение следует…

Автор:Владимир БУЕВ
Читайте нас: