Все новости
ВОЯЖ
14 Ноября 2022, 15:00

Встречи с бабой Шурой в Чёрном Отроге. Часть первая

Литературные резиденции в Чёрном Отроге в октябре 2022 г.

Самый первый день

Чёрный Отрог. Что я знала об этом селе? Ровным счётом ничего! Хотя, возможно, название слышала раньше, только не придавала ему никакого смыслового значения. Судьба распорядилась по-своему.

Поданная мной заявка на участие в федеральном проекте «Литературные резиденции» была рассмотрена и получила одобрение. Лелеянный сюжет будущей повести, посвящённой крымским скифам, победил! Я стала участницей четвёртого заезда Литературных резиденций в Чёрном Отроге с 20 сентября по 20 октября 2022 года. Они проходили в формате литературного пленэра на базе музея Черномырдина в селе с таким поэтическим названием Чёрный Отрог.

Так меня подвели к тому, что я должна была познакомиться поближе с историей и культурой Оренбуржья, чему я была несказанно рада. Ещё бы: целый месяц жить в гостевом домике в Чёрном Отроге и заниматься любимым делом – писать и творить.

Не успев устроиться, я сразу же отправилась в село на поиски главной достопримечательности – историко-мемориального музея Виктора Степановича Черномырдина. Я шла по улицам сначала Пионерской, потом Ленинской, со мной здоровались незнакомые люди, я всматривалась в их лица, отвечала на их приветствия, и моё желание прикоснуться к их истории становилось всё более крепким. Я вдруг поняла, что я должна была сюда приехать.

Каково же было моё удивление, когда я увидела храм во имя Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова рядом с музеем. Сколько раз я возносила молитвы к Иоанну Богослову, любимому ученику Иисуса Христа, прося о поддержке в писательском деле, и вот я стояла у храма и могла обратиться к нему за прямым советом. В церковном дворе раздавался стук. Это дятел деловито стучал клювом по стволу дерева. Он делал свою работу, а мне предстояло делать мою. Я хотела зайти в храм, но он, к сожалению, был закрыт. Я прибыла в село во вторник, а по расписанию богослужение должно было состояться в воскресенье. Значит, я приду в воскресенье.

С этого момента дорожка к храму для меня стала проторенной. Я оглянулась вокруг. На улицах – лишь отдельные прохожие, и те спешили домой. Надвигался вечер.

Напротив храма, на скамеечке, возле дома сидела старушка. Не знаю почему, но я решила подойти к ней. Бабушка поздоровалась со мной первой и пригласила присесть рядышком. Добрые, мягкие глаза, красивые морщины на лице, спокойная усталость в позе выдавали женщину, прожившую нелёгкую жизнь.

И действительно. Мы разговорились. Баба Шура, так звали мою собеседницу, неторопливо поведала о превратностях своей жизни. Родилась в 1936 году в Чёрном Отроге, училась в старой школе вместе с Виктором Степановичем Черномырдиным, но закончила всего два класса. Она вспомнила, как они детьми катались на салазках с горки. Отец будущего председателя Правительства России привозил им домой дрова.

Баба Шура перепробовала много профессий: работала прачкой, телеграммы разносила, работала в пухартели, на токе. Вышла замуж, родила детей. Когда в 48 лет умерла её мама, баба Шура осталась с детьми без материнской поддержки и доброго слова.

Я обратила внимание на красивые ворота её дома. Дом и ворота были выкрашены в голубой цвет. По верху ворот находился накладной декор в виде ромбиков белого цвета. Оказалось, что узор повторял рисунок знаменитого оренбургского платка. Баба Шура работала в пухартели сызмальства, участвовала в процессе вязания пуховых платков.

В настоящее время музей Черномырдина осуществил проект по внешнему оформлению сельских домов, демонстрирующий мастерство вязальщиц. В пуховой артели работницы получали пух, который нужно было чесать с помощью чесальной гребёнки, прясть. Сдавали хлопушки, волос из пуха. Пух красили. Первый сорт имел пух чистый, без полос. Срединную часть платка вязали на вязальной машине. Каёмки, обвязки на платке вязали вручную. И платок собирали вручную: уголок к уголку, чтобы было ровно. Затем готовые платки сдавали на комбинат в Оренбург. Пух заготавливали заранее, ездили по деревням Оренбуржья, где держали коз. Баба Шура вынуждена была начать рано работать и помогать маме, которая числилась кустаркой. Девчонкой труженица уже вязала каёмки.

В разговоре мы затронули тему сельского храма.

– Храм хороший, батюшка хороший. Он с людьми обращается хорошо! – в понимании бабы Шуры это была, видимо, наивысшая оценка.

Я улыбнулась, и мне захотелось сказать, что сейчас и мне хорошо. Моя собеседница пригласила меня в дом. В комнате было чисто и уютно. На окнах стояли цветы, кругом лежали вязаные дорожки, коврики. На стулья были надеты чехлы из цветной ткани. А в Красном углу – домашняя церковь. В доме витали аромат веры и тишина, звенящая, пробирающая до сердца. В этом сказывалось отношение бабы Шуры к своей жизни и жизни вообще: счастье прожитых лет, смирение перед невзгодами и сердечная надежда на Божью милость.

Я покинула дом бабы Шуры в состоянии умиротворения и тихой радости. Нужно было возвращаться в гостевой домик. Впереди меня ждал месяц необычных путешествий в историю села, знакомство с музейной экспозицией и увлекательное литературное общение.

 

Первая неделя

Прогулки по селу стали ежедневными. В центре села был водружён огромный камень с табличкой, гласящей о дате образования Чёрного Отрога – 1827 год. В народе это место называют Площадью первых. История села характерна для многих мест в России. Оно было основано казаками-переселенцами с Украины и Воронежа на берегу реки Сакмара. Тогда здесь проходила линия крепостей, которые стояли на страже российских рубежей от набегов и кочевников.

От центра села улицы Рабочая, Центральная, Садовая расходились в разные стороны, словно лучи оренбургского солнца.

В сельском парке, где росли сосны и падали на землю шишки, установлен памятник воинам, павшим в боях за Родину. Солдат в полный рост, с автоматом в правой руке и каской в левой застыл на постаменте. Он пришёл с войны, принёс Победу. На груди – боевые награды. Это знаковое место для села.

Во время второй встречи с бабой Шурой она поведала мне о том, как сельчан приветствовал Виктор Степанович. А он не оставлял без внимания родное село. К приезду на улице устанавливали столы, такой длинный ряд получался.

– На столах было много угощений. Вся улица Ленинская собиралась. Он играл на гармошке. Мы очень любили, как он играл. А его супруга Валентина Фёдоровна исполняла цыганский танец, – с радостью в голосе рассказывала баба Шура, – целый праздник выходил!

Да, на селе жизнь простая: работа так работа, а гулять так всем миром! Песни петь и плясать от души! Я смотрела на женщину и в её лице видела других жительниц села, голосистых и задорных, могущих выполнить мужскую работу легко и быстро.

– А, знаешь, я сейчас пропою наши частушки, – засмеялась баба Шура, – Петя, Петя в сельсовете, а я Петина жена. Заберут Петю в солдаты, в сельсовете буду я!

Морщинки Бабы Шура расправились, лукавинка заиграла в глазах. Она преобразилась и задвигала плечами. Я не утерпела и захлопала в ладоши.

– А вот ещё. Гармониста полюбила. Ругала меня мать. Не ругай меня, мамаша. Развесёлый будет зять! Ты играй, играй, гармошка, пока в погребе картошка. Как картошку поедим, так гармошку продадим!

Тут уж мы с бабой Шурой смеялись до упаду. Но частушки пели после работы, а трудиться приходилось много. Помимо работ в совхозе нужно было содержать в порядке и свои огороды. В Чёрном Отроге была особенность. Дворы сохранялись пустыми и чистыми. Огороды разбивались отдельно под горой. Два-три двора совместными усилиями копали колодец возле огородов и поливали урожай. С огорода овощи приносили в вёдрах в воде на коромысле.

– Моя бабушка сажала огурцы рано, и мы раньше других начинали их есть. Я приносила огурчики в ведре, – добавила баба Шура и снова запела:

«Голос был, голос был. Голос куда делся? У милёночка в чубу завертелся!»

Теперь я точно знаю, что, если кто вспоминает прожитые годы с теплом в голосе, с тихой улыбкой и болью благодарности, то человеческая история не прерывается, память народная бережно хранит всё: счастливые моменты и горести, удачи и потери. Сколько таких бабушек Шур живёт в городах и сёлах, тружениц по зову сердца и в силу обстоятельств. Такие бабушки обеспечивают тыл стране в годину лихих испытаний. Низкий поклон им!

Окончание следует…

Автор:Ирина БАККЕ
Читайте нас: