Все новости
ВОЯЖ
15 Сентября 2020, 16:22

Айгир – атмосферное место

Я собираюсь написать серию статей об Айгире, наметила много тем. На мой взгляд, они должны носить концептуальный характер, т. е. не столько отвечать на вопросы где, когда, какой (хотя эта информация безусловно нужна), сколько почему, зачем, на сколько это нужно, как сделать лучше, чем поможет, каков вклад и во что. В конце августа в Айгире проходил поэтический фестиваль, и его организатор и вдохновитель, наш замечательный поэт Айдар Хусаинов сказал, что Айгир – это место силы, а поэты, участники фестиваля, предложили сделать Айгир поэтической Меккой, т. е. тем местом, куда могут приезжать поэты со всего света, чтобы подпитаться его атмосферой, вдохновением и всем тем, что дает Мать-природа, ее красота и очарование.

Когда проводился первый поэтический фестиваль четыре года назад, поэт Александр Радашкевич, живущий в Париже и более известный в Европе, нежели у себя на Родине, и который уже не писал несколько лет стихов, вдруг, после посещения Айгира, вновь вернулся к творчеству, стал писать, публиковать свои произведения. При этом он высказывался, что к этому его подтолкнул визит в Айгир. Я от многих наших гостей слышала такие слова: «Здесь особая атмосфера, очень положительная, хочется еще раз приехать, здесь хорошо». Не менее благоприятные отзывы можно прочитать на сайтах Вконтакте, Инстаграме, различных форумах. Да и количество гостей, приезжающих в приют, увеличивается. Постепенно Айгир становится в определенном смысле клубом если не сословного, то некоего «одного образа мышления» сообщества. Одни и те же люди приезжают по нескольку раз в год, и мы уже приветствуем друг друга как старые и добрые знакомые. Это явление не повсеместное, но оно очевидно имеет месть быть. Попробую проанализировать феномен восприятия Айгира как вдохновляющей и притягательной силы.
Мне хорошо знакомо такое выражение, как «атмосфера отечественного фильма». Я обожаю наши фильмы, если в них есть эта атмосфера. Особая атмосфера есть в английских фильмах. А какую замечательную английскую атмосферу создали советские актеры в фильмах о Шерлоке Холмсе! Думается, и я уверена в том, что атмосфера создается живыми людьми: в фильмах актерами, режиссерами, операторами, художниками по костюмам, в жизни – участниками событий, членами коллективов разного рода. Да, Айгир – это очень крутое место с точки зрения природной красоты. Это безупречная и абсолютная составляющая общей категории природной Красоты, ее эстетический инстинкт. Вся природа прекрасна по определению, мы можем только выбирать самые прекрасные места из объективно красивых, поскольку проявление божественной силы гармонично по определению. Но атмосфера – это категория индивидуальная, креативная, создаваемая.
Хотелось бы остановиться на двух составляющих явления атмосферы места: ее метафизической сущности и конкретных проявлениях человеческого поведения и общения. Свои размышления о метафизической сущности вдохновляющей силы Айгира я начну с двух примеров. Несколько лет назад я читала книгу Р. Ахметова о природе Башкирии, где он, в частности, рассуждал о доброжелательности и злобе, которые могут исходить от леса. Он писал, что если долго в лесу не ступает нога человека, то лес становится человеку враждебен. Действительно, много лет назад в Айгире квартировался тематический лагерь индейцев Speaking Water (Говорящая вода) под руководством известного учителя из Уфы А. Алекаса. Ребята все лето ходили по лесу в районе поселка, по дороге на Борисовы печи. Я сама в одиночку ходила по этой же дороге в расчудесном настроении, напевая песенки. Потом лагерь переместился в другие места. По лесным тропам почти никто уже не ходил, а я по старой памяти пошла одна в сторону тех же Борисовых печей. Немного пройдя, я почувствовала жуть в сердце и даже страх. Я остановилась, лес шумел недоброжелательно. Хотя это был яркий летний день, и я не нарушала законы леса (день – для людей, ночь – для зверей), видимо, я вошла в вотчину зверей, царство Шурале: из своих норок, нор, берлог на меня смотрели нечеловечьи глаза, и моя воспринимающая система отреагировала. Я быстро ретировалась. Вот первый пример, когда нет человека, его добрых дум, и нет в окружающей среде соответствующей атмосферы.
А вот противоположный пример. У нас есть маршрут под названием «Камень слезы Айгули». Он проходит вдоль реки Айгирка. В старой легенде говорится, что река Айгирка начинается от камня, где сидела Айгуль, ожидая своего возлюбленного. Тропа проходит по старой рукотворной дороге, которую мы называем немецкой, поскольку когда-то, еще до революции, владелец Инзерской дачи, немец по происхождению, начал строить дорогу для акведука, чтобы переправлять огромные сосны по водным желобам. В рассказе о любви Айгира и Айгуль есть трогательные места о гибели Айгира и о том, как он, не добравшись до места, где его ждала Айгуль, замертво упал и превратился в камень. Все мужчины-экскурсанты спускаются к красивому величественному камню, символизирующему красоту и силу Айгира, кладут на него правую ладонь и загадывают все самое доброе и хорошее не для себя любимых, а для своих матерей, жен, дочерей, любимых. Поверьте, почти никто не отказывается. Сотни и сотни ладошек прикоснулись к этому камню, а уж у камня с розовыми прожилками, символизирующему очарование нежной и преданной Айгули, всегда столпотворение. Там девушки желают своим любимым добра и счастья. Здесь экскурсия обычно заканчивается. Часто многие от умиления плачут. Лица преображенные, они почувствовали метафизику места, ее облагораживающую силу. Один раз слушающий мой вариант легенды пожилой турист так растрогался, что слезы появились в глазах, и он сказал: я с детства не плакал. Это ли не влияние метафизики места и происходящего.
Заметным вкладом в определенную интеллектуальную атмосферу Горного приюта является художественное оформление внутреннего убранства домов. На стенах висят подлинные произведения одних из лучших художников Башкортостана: Б. Домашникова, С. Маджара, Т. Масалимова, М. Кузнецова, Н. Пахомова, В. Пегова, С. Шамаевой, Г. Абашина, А. Галина, И. Валитова, В. Ханнанова. Гостиная Белого дома, одного из центральных домов приюта, полностью посвящена творчеству В. Кузнецова, всего 9 полотен, чьи картины представлены в фондах художественного музея им. М.В. Нестерова в Уфе. А ведь это невероятно огромный по своему эстетическому воздействию мир, который впрямую и опосредованно влияет на окружающую обстановку, на присутствующих, погружаемых в созерцание не только природы, но и представленных в живую арт-объектов.
Теперь о вкладе работающей команды приюта «Айгир» в дело отмечаемой всеми благожелательной атмосферы. Коллектив руководствуется тезисом «клиент всегда прав», даже если он не прав. Это очень тяжелое, но необходимое требование. Зачастую члены команды не выдерживают, говорят о том, что готовы выполнять любые работы, только не в прямом контакте обслуживания туристов. Приезжающие гости в основном сами очень дружелюбные и любознательные люди, спортивно ориентированные, если и готовы выпить для настроения, то все в разумных пределах. Однако мы все разные, и ситуации бывают разные, поэтому иногда приходится расставаться. Люди ищут работу полегче. У нас работать трудно в силу заданных стандартов, требований, но, на мой взгляд, интересно. Часто можно услышать от гостей: у вас круто, зачетно, приятно. Спасибо за добрые слова. Мы стараемся. Нам хочется, чтобы у нас все было для людей. Создание Горного приюта – это то, что называется проектом энтузиастов. Надеюсь, что не пропадет наш скромный труд и дум высокое стремленье, а Шурале – на нашей стороне.
Татьяна ШАБАНОВА,
член команды Горного приюта «Айгир»
Читайте нас: