С удовольствием поделюсь с вами, мои друзья, своими наблюдениями. Мне интересно было всё — люди и деревья, природа и скульптуры, транспорт, архитектура и магазины... Всё не похоже на Россию, хотя и есть что-то общее с моими любимыми местами — то мелькнёт совершенно пятигорский скверик или горная тропинка, то повеет крымской негой... И всё же, и всё же... Дух Франции совершенно особенный и ни с чем не сравним. Знаю, что частичку своего сердца я оставлю здесь навсегда...
Даже в одно знакомство можно попытаться охватить архитектурное разнообразие Ниццы, причём глаз сразу отмечает удивительную сочетаемость стилей и эпох. Красота и богатство зданий поражают воображение. При этом всё очень гармонично, всё создаёт общий ансамбль, всё работает на единство образа курортного города. Готический стиль вежливо соседствует с венецианским, генуэзские виллы дружески уживаются с модерном и минимализмом.
О, я понимаю, почему здесь любили бывать Хемингуэй и Коко Шанель! Во вкусе им точно не откажешь...
Не меньше, чем архитектурные изыски и роскошь парадного градостроительства, поражают своим особым шармом и маленькие улочки старой части Ниццы. Здесь дома жмутся один к другому, повсюду щедро рассыпаны магазинчики и кафешки, завлекающие готовых раскошелиться туристов, и почти везде в перспективе видны горы, окутанные туманной дымкой. Очень романтично и по-настоящему красиво!
В уголках и закоулках старой части Ниццы невероятно солнечно и празднично! Все находят занятие по душе — кто-то занят бойкой торговлей, кто-то радостно опустошает свои кошельки, кто-то вдохновенно поглощает морепродукты с пастой в уютных уличных кафе... А кто-то, вроде меня, суёт свой, похожий на французский, нос повсюду в поисках редкого кадра...))
Погулять среди горожан и гостей знаменитого курорта — незабываемое удовольствие. А фотографии — прекрасная память надолго.
Конечно, за одну, даже большую, прогулку охватить все скульптуры и памятники такого уникального во многих смыслах города, как Ницца, невозможно. Просто показываю то, куда успел заглянуть любопытный глазок моей камеры. Фонтаны, фронтоны домов, скульптурные композиции, устремлённые в голубые небеса стеллы... Ух, аж дух захватывает! Конечно, в России тоже есть на что полюбоваться, но расширять кругозор и полнить душу новыми эмоциями и впечатлениями никогда не поздно и лишним не бывает. Ведь насытиться красотой невозможно...
Есть в Ницце места, куда взор простого обывателя проникать не должен. Они не для праздного любопытства туристов. Это — частные виллы по-настоящему богатых людей, элиты, имеющей во Франции загородные поместья и владения. Сюда заглянуть можно лишь через высокие заграждения, растительную изгородь и кованые решётки.
Но немного подсмотреть, как живут люди иной породы, всё-таки удалось. Непростая у них жизнь, скажу я вам! Столько забот по сохранению, приумножению и упрочению всего этого великолепия!
Флора юга Франции чрезвычайно богата и разнообразна. Бесконечное раздолье моей душе, любящей природу! Мне всё интересно, всё мило для глаза, всё рождает радостный эмоциональный отклик. Соседство экзотических деревьев, цветов и кустарников здесь имеет поистине королевский размах! Бананы, апельсины, оливки, пальмы, мандарины, сосны, кедры...
Только успевай фотографируй!
Одна из культурных достопримечательностей мирового значения города Ниццы — Музей Матисса, расположенный высоко в горах, на холме Симье.
Мы со спутниками планировали посетить этот музей, а уж потом, на обратной дороге, все остальные — Музей археологии, затем музей Шагала и, возможно, что-то ещё. Но не тут-то было! Так как шли мы, просто имея на руках карту города, то опрометчиво решили, что Музей Матисса находится где-то недалеко от центра. И спокойно отправились туда пешком. Однако всё оказалось не так просто. Стрелка показывала направление, но не проясняла для нас расстояния. И оказалось, что идти к нашей цели очень и очень далеко, причём всё время в гору. Это очень напомнило мне пешие прогулки по Пятигорску, к которым я привыкла с детства: через весь город — к Провалу, гроту Лермонтова, к Орлу или Эоловой арфе...
Несмотря на сильнейшую усталость, поход нас не разочаровал. Во-первых, крайне интересна и полна экзотических зданий и растений вся дорога наверх. А во-вторых, сам музей — это единственное место в мире, где собраны редкие малоизвестные работы великого мастера, начиная с самого юного его возраста, его письма и наброски, скульптуры и эскизы. Один зал полностью отдан экспозиции тех работ, что Матисс дарил при жизни, затем же они были возвращены и собраны в этом уникальном музее. К тому же при музее организована Школа юных художников, отведено место для мастерской и практических занятий, на 3-м этаже расположен кинозал, где можно посмотреть видеоматериалы о жизни и творчестве художника. Собранная коллекция представляет творческий путь знаменитого французского скульптора и лидера течения фовистов, его поиски новых жанров, широту его взглядов... Да и здание музея — это архитектурный шедевр: огромный изящный красного цвета старинный особняк XVII века, расположенный на склоне холма и утопающий в зелени, который, увы, из-за ремонтных работ не удалось сфотографировать. Однако просторнейшие залы и расписные потолки тоже произвели самое хорошее впечатление. Музей оформлен с размахом! Столь трепетное отношение к наследию Анри Матисса в Ницце вполне оправдано — ведь мастер прожил в этом красивейшем месте около 40 лет!
За этой изюминкой, если не сказать, жемчужинкой курортного города стоило взбираться столь высоко, позабыв известную поговорку про то, что умный в гору не пойдёт...
Но ведь нередко именно то, что даётся не сразу, к чему нужно приложить усилия, и имеет самую большую ценность в нашей жизни.
Правда, на другие музеи уже ни сил, ни времени, ни духу не хватило. И билет за 10 евро, по которому можно посещать любые музеи Ниццы в течение суток, уже не пригодился.
Я вошла в самолёт, прошла к своему ряду и увидела у окошка иллюминатора симпатичного молодого мужчину, уставившегося в экран дорогого ноутбука.
За месяц пребывания во Франции я вспомнила, как хорошо, когда все обращаются друг к другу вежливо, и успела восстановить собственные навыки учтивости, несколько бесполезные в Ростове-на-Дону.
– Добрый вечер! – сказала я симпатичному соседу по полёту.
И увидела, как он молча ещё глубже закопался в свой приручённый компьютер. «Ах, боже мой! – осенило меня. – Я же уже в России!»
И мне стало грустно. Закончились все эти бесконечные «бонжур» и «оревуар» и начиналась наша обычная российская действительность, где, как в том известном анекдоте, ни тебе спасибо, ни мне до свиданья... Самолёт был наш, аэрофлотовский, и мы летели из Шереметьево в Пулково. Домой. Франция и её благовоспитанные подданные остались далеко позади...
Я очень соскучилась по дому. Я везла домой французские духи и сыры, чудесные фотографии и самые приятные воспоминания. Мне ужасно хотелось вернуться к родному языку и привычному быту.
И всё же... Как мне будет не хватать этой культуры поведения в повседневности, учтивости моих сограждан и приятных манер! Опять придётся погрузиться в дорожные склоки, уличные дрязги, магазинные и рыночные переругивания, столь характерных для нашей столицы казачества, наших Ворот северного Кавказа, нашего «порта пяти морей»... Увы, увы, употребление грубых выражений, вплоть до ненормативной лексики, агрессия, мстительность и неуступчивость невыгодно отличают жителей нашего славного города, причём на всех уровнях.
Наблюдала как-то неприглядную сценку у нас в магазине, на кассе. Пожилая женщина подсчитывала мелочь, задерживая очередь, и люди брезгливо морщились, недовольно вздыхали. А одна особа средних лет, не выдержав, в сердцах пробурчала: «Ну невозможно! Уже ж отжила своё, карга, ну не отнимай же наше время! Тут столько дел, а она застряла...» В подобной же ситуации на кассе во французском супермаркете покупатели понимающие ждали, пока немолодая мадам расплатится, не проявляя ни малейших признаков раздражения или недовольства. Более того, старая покупательница ещё что-то долго уточняла у кассира, та ей терпеливо, с большой готовностью отвечала, а остальные тихо переговаривались между собой, спокойно ожидая своей очереди. Кстати, эта агрессия в ростовских очередях приводит к тому, что иногда забываешь, что хотел купить, лишь бы поскорее выйти из этого сгустка негативной энергии, которая концентрируется вокруг тебя, стоит только задержать очередь хоть на одну лишнюю минутку. Тяжёлый дух раздражения, неприятия, конфликта витает повсюду, где собирается более трёх человек – в магазинах и маршрутках, на рынках, залах кинотеатров и даже в театральном фойе. Впрочем, подобными проявлениями и настроениями в той или иной степени сегодня охвачена вся страна.
Я понимаю, что нам всем непросто живётся, что неуверенность в завтрашнем дне порождает эгоизм, злобу, зависть, портит характеры, лишает покоя и равновесия. И здесь, как на войне, каждый сам за себя: что ухватишь – то и твоё. И умение выхватить у жизни кусок пожирней за счёт соседа становится нормой, обыденной необходимостью, законом стаи... Те, у кого это получается, пользуются уважением, те, кто не хочет бороться таким образом за место под солнцем, презрительно именуются лохами, лузерами, в конечном итоге – нищебродами. Да и чего считаться волкам с беззубыми божьими коровками, не умеющими за себя постоять! И то правда...
Не знаю, что нужно сделать, чтобы мои соотечественники подобрели друг к другу. Но прошу: оглянитесь вокруг, начните с малого, скажите кому-то рядом «доброе утро!» А потом: «Спасибо, я тебе так благодарен!» А ещё: «Извините, я не хотел!» И после: «Будьте добры, не могли бы вы, если можно, окажите такую любезность, пожалуйста, надеюсь, это вас не затруднит...»
Волшебные слова – вот увидите! – сотворят с вами волшебство! Вы улыбнётесь, обязательно улыбнётесь! Вы почувствуете, что вас уважают, вы ответите улыбкой на улыбку, вы начнёте жизнь заново!
Ну пожалуйста, дорогие мои, будьте так добры, станьте добрее! Мы ведь россияне! Мы живём в самой большой, самой невероятной, неохватной, непостижимой стране, у нас самые красивые женщины, самые умные учёные, самая прекрасная классическая музыка, самый бесподобный балет и самая богатая литература! Давайте же любить свой дом, уважать друг друга и замечать тех, кто рядом. Давайте жить дружно, а?
А пока... Я возвращаюсь и молча сажусь в такси, потому что водитель всё равно не ответит на моё приветствие... Уроки французского этикета мне здесь не пригодятся. Нужно включать инстинкт самосохранения и внутреннюю систему сигнализации. И – вперёд, в родные пенаты! Дома, Лерочка, ты дома! С возвращением, блин!
Валерия САЛТАНОВА, член Союза писателей России, Союза журналистов России
Франция – Италия – Россия