Все новости
ВОЯЖ
9 Августа 2019, 13:23

Бирюзовая «одзесама» в малахите Уральских гор

Перебирая впечатления минувшего третьего поэтического фестиваля «Уфа-Айгир», прошедшего с 1 по 4 августа 2019 года, вижу много разных фрагментов. Вот я встречаю Анну Долгареву и перебрасываюсь с ней эсэмэсками: «Я в белой куртке с газетой «Истоки» в руках». Наконец мы опознаем друг друга – и я замираю: вместо рыжегривой дивы – птичка-зимородок бирюзовый обыкновенный. Конечно, выдаю на автомате «Ой, я ожидала рыжую, привыкла к образу на фотографиях». Анна улыбается и говорит: «Я ещё вернусь в рыжий».

Но думаю при современной палитре цветовых возможностей не обязательно возвращаться к пройденному этапу. Жизнь движется и мы вместе с ней. Недаром и стихи читать Анне хотелось самые последние. Что она и сделала на читках в Национальной библиотеке Заки Валиди 1 августа на поэтическом вечере (да, в 2019 году, благодаря РЖД, неожиданно сменившему расписание электричек, случился уфимский этап фестиваля).
В библиотеке уже были все свои, ибо льдисто-хрустального Александра Радашкевича, зачарованного вечного юношу из далёкого Парижа, воспринимаю как своего не только из-за того, что он родился в Уфе, а потому что он принимал участие в двух предыдущих фестивалях «Уфа-Айгир». Уфимские читки в библиотеке были хороши тем, что на них могли прийти все те, кто не имел возможности поехать на Айгир.
На следующий день, уже в инзерской электричке, я познакомилась с поэтом Михаилом Гундариным, он оказался профессиональным журналистом, и мы, в дополнение к разговорам об искусстве, поговорили о нашей работе, о кризисе бумажных СМИ и особенностях журналистики в электронном формате. Всю дорогу наши беседы перемежал своими песнями Рустам Нуриев, за этот отпускной июль он ехал уже на свой четвертый фестиваль. Всем известно, Рустик – гений, легкий на перо и на подъем. Стихи сочиняет мгновенно, собирается быстро и никогда не чинится, когда просят сыграть на гитаре. Что и продемонстрировал в полной мере, когда в Инзере пересели на Айгирскую электричку, забитую туристами – чего только он не сыграл по просьбам публики! Но надо заметить, он истый блюзмен и даже «Мурка» у него не кондовая, а с испанскими вариациями, а уж попурри из песен Аллы Борисовны или советских ВИА составлены весьма остроумно. И все это перемежается собственными оригинальными песнями.
По приезде в «горный приют Айгир» нас ждали – хозяйка (так и хочется сказать Медной горы) Татьяна Дмитриевна Шабанова, новенькая беленькая кошка Муся с отпрыском (мы их с девичьим восторгом немедля затискали) и поздний ужин, после которого был импровизированный круглый стол для свободного общения.
Участники фестиваля жили в доме под названием «Черничка», выйдя из которого утром обнаружила занимательную вещь – огромный чан с кипящей молодильной водой из сказки (помните, из «Конька-Горбунка» – «бух в котел и там сварился») – это оказалась японская новинка «фуро». Помнится, на первом фестивале, глядя на лежащий на боку сей предмет, я предположила, что это запчасть от летающей тарелки. Теперь, направляясь на завтрак в большой корпус, именуемый Белый дом, я увидела как растапливают печурку под сим экзотическим предметом. А кругом было прохладное утро, горы и сосны с развешанными между ними гамаками (один наш товарищ, режиссер Салават Анурович Вахитов, решился спать ночью в гамаке под шум горного потока и после уверял нас, что прошел перезагрузку и очистил сознание).
Состоялись утренние читки – свои стихи представили Александр Радашкевич и Айдар Хусаинов. Александр пошутил, что ещё никогда не читал стих так рано – в 10 утра. На изумрудную изморось за окном и теплую древесность гостиной живописно легли «португальские жакаранды и фиолетовое лето» из стихов парижанина. Потом немного поговорили о разной литературной деятельности, в том числе и о конкурсе «Эмигрантская лира», у которого есть раздел «неоставленная страна»: все поэты айгирского фестиваля подходят под сию метафору. Кстати, среди финалистов этого конкурса была и уфимка Яна-Мария Курмангалина.
За время свободной беседы послевкусие от «пасторалей французского парка Со» улеглось и к своим ироничным «адреналиниям» приступил Айдар Хусаинов. Он читал стихи из последнего сборника «Адреналиния». После него был перерыв, кода я и Анна Долгарева пошли прогуляться к реке, и там так поднялась вода в ручье, что далеко мы не ушли. Зато повстречали несколько коров, и Аня осмелилась погладить телёнка, правда он шарахнулся, испугался, дурашка. Так ведь крестьяне, озабоченные заготовкой сена дождливым летом, вряд ли имеют привычку гладить телят, вот и не привык он к поэтическим нежностям.
По возвращению в уютную гостиную Белого дома нас ждало уже наше совместное с Анной Долгаревой выступление. Начала она с донбасского сборника, по моей просьбе, и далее спонтанно родилась форма попеременного чтения. Каждая из нас по очереди читала по пять своих стихотворений. Нужна была передышка после военных стихов. И ее давала моя лирика – «внутреннее пространство залито солнцем». Потом Анино гражданское про Белку и Стрелку – как она пошутила, перезапуск проекта «Советский Союз 2.0». И опять моё – о том, как все-таки по-разному мужчины и женщины понимают про близость. Как заметил Михаил Гундарин «женщины придают такие обоснования своему динамо».
Потом вкуснейший обед, огромное спасибо поварам, их посетило вдохновение при варке супа. И после обеда было солнышко и долгожданная встреча с горами – экскурсия на ближайшую Черничную гору (где черники не было, зато были костяника и грибы) с замечательной проводницей – биологом Ириной. Пока наблюдала за рискованным долгаревским селфи на самом краю обрыва, вдруг пришло стихотворение:
Ты чудесная бирюзовая «одзесама»
Жертва войны и феназепама.
Ты спишь как зимний гусь,
Засунув голову по крыло-одеяло.
Когда уходим в горы
От зануд,
Я выясняю,
Что тебе идут
И малахит и изумруд
– вся зелень гор
Лесных Уральских,
Ещё азарт и тишина:
Края обрывов так манят
И увлекает тихая охота
– и мы несем твою добычу
– восемь маслят и три рядовки.
Я соберу тебе букетик из душицы,
И ты заваришь чай душистый
В столице вспомнишь
Сестринство поэток,
Как мы читали час попеременно,
Приют «Айгир» дождём умытый
И гипсовые статуи Уфы.
Мы познакомились,
Пока не подружились,
Но слишком скомкано часы летели
И мы такие настороженно большие.
Хоть знаем некуда спешить
– эпоха вся лежит
Под нашими крылами
– я знаю, столько лет летаю,
Сама гусыня Акка Кнебекайзе.
Предположу, что образ гусей перекочевал из Аниных «гусят», что были в стихотворении, прочитанном ею первого августа в Уфе, а бесконечно и разнообразно зеленые горы до самого горизонта сравнимы с любыми драгоценностями. Вот так, проникаясь природой и поэзией, провели время.
Вернулись в горный приют и обнаружили множество туристов, приехавших на выходные. Этим туристам повезло не только с природой и погодой, но и с поэзией и музыкой, ибо далее по программе фестиваля был концерт Рустама Нуриева, презентация книги афоризмов «Анти-бусидо: путь уфимца» Айдара Хусаинова, авторское чтение стихов Михаила Гундарина.
А четверо из участников фестиваля досрочно его покинули по разным обстоятельствам, но электричка обратно была комфортная и без пересадок до Уфы, Александр Радашкевич успел провести просветительскую беседу о поэзии для режиссера Вахитова (сама слышала имена Фета и Надсона). Я записывала свежие стихи и фотографировала виды. Когда приехали в Уфу, уже у меня дома Анна Долгарева отметила, что было хорошо! К сожалению, спеша в аэропорт, всё-таки умудрилась забыть те несколько веточек душицы, сорванных на Айгире. Поэтому придется чай пить ей с моими стихами.
А горный приют «Айгир» ждет всех романтиков и поэтов, можно не откладывать до следующего лета.
P.S.: Ojou-sama (одзё:сама) – お嬢様 – с японского:
1) барышня; 2) ваша (его) дочь (почтительно).
Все фотографии находятся в фотогалерее
ГАЛАРИНА
Читайте нас: