Все новости
ВОЯЖ
18 Апреля 2018, 14:00

Там, где земля закругляется продолжение статьи

Светлана ГАФУРОВА Окончание. Начало в №№ 14–15 (1094–1095) от 4 и 11 апреля 2018 г. И вот, наконец, мы заехали в такое место, где не только земля закругляется, но и мобильная связь становится недоступна. Мне надо было сделать срочный и важный звонок, но телефон предательски молчал. Ни Мегафон, ни МТС – никакая сотовая сеть здесь, в русской деревне на двести дворов под названием Петропавловка, не работала. И тогда я махнула рукой на все и полностью погрузилась в ситуацию «здесь и сейчас».

Я оглянулась окрест и увидела прелестную деревню с березовой рощей в центре и таинственным, еще замерзшим, болотом по окраинам. Мы, путешественники из группы «уфапоехали», вдруг очутились за тридевять земель, в тридесятом царстве – в мире настоящей русской сказки, с русалками, лешими, домовыми и даже с настоящей бабой-ягой. Ее роль исполняла наш экскурсовод, методист местного клуба, в недавнем прошлом, судя по фото на Доске почета, «роковая женщина» Лилия Михеева, женщина в красном. Ее красное пальто и яркая красная шляпа служили для нас ориентиром во время прогулки по сказочной деревне. Мне казалось и на самом деле, что Лиля Михеева рассказывает нам сказки про недавнюю жизнь своей деревни, когда еще махала своими крылами мельница за дорогой (ныне порушенная), разливалось голубым озером поле льна и цвели по весне белым цветом яблоневые сады, безжалостно выкорчеванные, вырубленные под корень в эпоху Горбачева.
– Мы не понимали тогда, что происходит, – рассказывает нам наш гид. Было очень печально и страшно.
Но Петропавловка выжила, несмотря ни на что. Сохранила свою живую душу. Мы шли по просторной, раскидистой деревне, ежась под пронзительным мартовским ветром, слушали местные байки и легенды, и мечтали о домашнем тепле. Наконец, всей толпой ввалились в избу одной из старейших жительниц Петропавловки – бабушки Жени. Это был настоящий деревенский дом с беленой русской печью, с охапками трав, висящих на веревке в сенях, с вязаными половичками. Дом опрятный и чистый. Бабушка Женя живет в нем одна, прядет шерсть, вяжет носки. Когда-то они с покойным мужем вдвоем содержали огромный образцовый огород, собирали с него в любой, даже самый неурожайный, год до 400 ведер картошки, когда другие собирали по 40 ведер. Ее руки и ноги искалечены долгой и тяжелой работой в колхозе, за которую она получает громадную пенсию – аж восемь тысяч рублей!
После бабушки Жени мы зашли в гости к семье Белозеровых. Это только в деревне можно так запросто войти в любой дом и попасть на пятидесятилетие хозяина. У меня было такое ощущенье, что мы очутились в сказочной стране Белозерье. Юбиляр Игорь Белозеров сочиняет стихи, пишет картины, вырезает поделки из дерева. Его сын Александр спел нам песню на стихи папы. Правда, играл он не на гуслях, а на электрогитаре. Папу-юбиляра и его жену – татарочку Наилю – окружали сыновья и сноха, дочь, зять, две маленькие внучки. Красивый, просторный, ухоженный дом, образцовая семья. Он работает кочегаром в школе, она поваром. Нас, всю толпу, угостили пловом и вкусным самодельным компотом.
Но на этом чудеса не закончились. В клубе для нас устроили настоящий концерт. Квартет изумительных голосистых деревенских певуний поразил профессионально поставленными голосами. Женщины в красных платьях с задором пели красивые напевные русские песни. Как выяснилось позже, пению их обучает профессиональная учительница.
В этот день была так называемая Лазарева суббота, которая празднуется за день до Светлой Пасхи. И Лиля Михеева устроила для девиц, желающих выйти замуж, игру-обряд. Каждой выдали по веточке вербы, которую потенциальная невеста должна сохранить до замужества. А невинная девочка в белом подходила к девицам и надевала на каждую свадебную фату. Будем ждать теперь, как и когда обряд сработает…
Вечер замечательного дня закончился и вовсе чудесно. Нас пригласили в старую, похоже, еще довоенную, сельскую школу, где силами местных учителей накрыли огромный стол со скатертью-самобранкой. Словом, устроили для гостей пир на весь мир, с пирогами и самолепными пельменями. И я там была, мед-пиво пила. Кое-что и в рот попало…
Деревня жива, пока жива душа народная, пока поются песни, пишутся стихи, рождаются картины, выпекается хлеб. Кстати, в Петропавловке действует свое литературное объединение «Поэтическая тетрадь», которым руководит знакомая уже нам Лилия Михеева. Готовится к выходу книга ее стихов. И вот одно из них, посвященное родной Петропавловке:
Мне до боли знакома
Твоя тишина.
И зарниц ярких блеск,
И озер синих гладь.
Здесь я дома, я дома.
Здесь я не одна.
От земли до небес
Божья здесь благодать.
Я люблю тебя так,
Как умею любить.
Среди шума берез,
Средь полей золотых
Моей жизни натянута
тонкая нить –
Жизнь из счастья и слез
И из судеб родных…
Читайте нас: