В народе говорят: родителей не выбирают. Кондрат услышал эту присказку уже почти взрослым человеком и тем не менее горестно вздохнул. Жаль, конечно, а то бы он выбрал, положим, как у Ваньки Белодворецкова – отец директор хлебокомбината, а мать зубной врач. Как сыр в масле Ванька катался и учился нормально. Теперь в столице гранит науки грызет в каком-то вузе. Или Славки Худякова, при отце-тренере и матери-портнихе уже в девятом классе ставшим чемпионом области по легкой атлетике среди юниоров… Да, что там говорить. И у Петьки, и у Витька, и у Абрамчика нормальные родители, а вот у самого Кондрата – наказание Божие. Папаня запойный алкаш, да и мать любит на грудь принять. На этой хмельной почве и сошлись, рыбак рыбака видит издалека.
По случаю рождения сына родители квасили неделю. Соседи сокрушались, предсказывая недолгую жизнь младенцу. Но несмотря на мрачные пророчества, Кондрат выжил и даже в восемь лет пошел в нормальную школу, хотя первоначально ему светило коррекционное учебное заведение – в просторечье называвшееся вспомогательной школой для дебилов. Вначале детский сад со специфическим уклоном направил Кондрата на комиссию, членам которой понравилось усердие, с каким испытуемый пытался справиться с предлагаемыми ему тестами. Далеко не всегда что-то получалось, но он старался до пота на лбу, и комиссия определила его в первый класс к нормальным детям, тем более что тупоумие – не порок. Терпение и труд все перетрут, – решила комиссия.
Этот первый экзамен пошел ему на пользу. Далеко не каждая попытка Кондрата выучить стихотворенье или решить задачку заканчивалась благополучно, потому как еще в утробе матери мозг мальчика, отравленный спиртным, пасовал перед такой огромной работой и отказывался что-либо предпринимать. Однако усердие Кондрата не просто вызывало сочувствие, но даже умиляло педагогов. поэтому нашего героя только раз оставили на второй год – в седьмом классе. После чего Кондрат огромным усилием воли заставлял свой мозг хоть как-то действовать, и поэтому аттестат о среднем образовании он получил, правда, с одними «тройками», но настоящий, а не купленный в подземном переходе. Тем не менее Кондрат с грустью понимал, что даже с таким настоящим аттестатом ему соваться в вузы не стоит. Высшую математику и сопромат, а также все остальное он ни за что не освоит, как бы не старался и не потел.
Как раз перед выпускным вечером «склеил ласты» его отец во время очередного запоя, поэтому на торжество Кондрат не пошел, занятый погребальными хлопотами, в чем ему помогали сотрудники отдаленного на городской окраине продуктового магазина, где последнее время трудился отец. Когда могилку закопали, присутствующие коллеги отца стали его поминать, опрокидывая одну стопку за другой, предлагая Кондрату, но он отказался, ограничившись пирожком с курагой, что понравилось присутствующему тут владельцу магазина, который предложил сыну покойного поступить к нему на работу помощником экспедитора. Кондрат согласился, о чем вскоре пожалел. На новой должности нужно было уметь считать, хитрить и выпивать. Ни первого, ни второго Кондрат осилить не мог, насчет же третьего... то тут Кондрат дал зарок – ни рюмки спиртного в рот: уж больно наглядным был родительский пример. Понятно, что все это вместе взятое оказалось несовместимым с должностью помощника экспедитора. Кондрат сам подал заявление на увольнение. И тут его забрали в армию на срочную службу, где он целый год трудился подсобником на солдатской кухне.
После дембеля работу ему подыскала маманя. Используя связи среди своих, тоже пьющих, подруг, она устроила сына уборщиком в городской парк и не прогадала.
Кондрат вскоре понял, что именно тут его призвание. Он тщательно подметал дорожки, не оставлял в урнах ни одного окурка, с любовью окапывал деревья и подстригал кустарники. Начальство обрадовалось такому добросовестному работнику, наградило его почетной грамотой. А тут в городе произошло знаменательное событие. Старый мэр ушел на пенсию, и горожане выбрали нового, молодого, недавно вернувшегося с полей сражений на украинской земле. Вместо правой ноги у него был протез, что не мешало бывшему боевому офицеру ходить быстро и энергично. В этом Кондрат убеждался лично сам. Новый мэр один раз в неделю по утрам приезжал в парк – контролировал, все ли тут в порядке. Однажды он спросил Кондрата, не подскажет ли он, где лучше новую клумбу с розами разместить. Тот показал поляну в глубине парка, заросшую сорной травой и кустарником. Мэру поляна понравилась, и он поблагодарил Кондрата.
Вскоре, где-то через месяц, здесь появилась рабочая бригада, полностью преобразившая поляну, посреди которой теперь красовалась круглая клумба, густо покрытая саженцами роз, привезенными откуда-то издалека. Остальную территорию устлали керамической плиткой, расставили красивые скамейки, провели освещение. Саженцы дружно взялись, ни один не пропал, потому что Кондрат клумбу щедро удобрял, не забывая поливать.
Прошла зима и к началу лета окрепшие саженцы расцвели. Розы оказались не одного сорта, поэтому радовали взгляд разноцветьем. А запах просто изумительный, особенно у тех цветов, чьи шипы оказались подлиннее и потолще. Словами не передать.
Кондрат, завершив свои служебные дела, домой не торопился, где ждала его пустая квартира. Мать тоже ушла в мир иной. Алкоголь никого не щадил. Клумба с розами стала тем местом, где Кондрат проводил свободное время на одной из скамеек, любуясь цветами и вдыхая их аромат, ни друзей, ни подруг у него не было. Понятно, что пребывал он тут не в одиночестве – народу возле клумбы хватало, и все скамейки были заняты. Там, среди многолюдья, он обратил внимание на одну девушку с большой рыжеватой овчаркой.
Молодая особа довольно часто появлялась по вечерам, отыскивала свободную скамейку, на которую можно было присесть, доставала из сумочки книгу и толстую тетрадь, куда что-то переписывала из раскрытого на коленях тома. Овчарка в наморднике ложилась у ног хозяйки, внимательно посматривая по сторонам, не грозит ли откуда-нибудь опасность. А Кондрат любовался издали изящной прической, модным желтым топиком и открытыми ножками незнакомки. Так прошло где-то около пары недель. Однажды вечером, когда народа возле клумбы поубавилось, и Кондрат уже тоже подумывал, не пора ли и ему домой готовить себе ужин, как возникла довольно неприятная ситуация. Рослый крепкий парень, видимо под хмельком, присел возле клумбы, достал нож и начал срезать цветы. Опешивший вначале от такой наглости Кондрат, далее не раздумывая, кинулся к парню.
– Что вы себе позволяете. Немедленно прекратите! Это городское достояние! – закричал он.
Парень выпрямился и ударил ножом в правое плечо Кондрата, а левой рукой нанес мощный удар в левое ухо. Тот, ломая кусты, полетел в клумбу. На мгновение потерял сознание. Когда очнулся и приподнял голову, то увидел лежавшего на земле парня, которого держала за загривок овчарка незнакомки. К парню подбежали полицейские вместе с незнакомкой, которая за ошейник оттащила овчарку от хулигана. Кондрат с трудом поднялся, ковыляя вышел из роз. Подъехавшие на «Скорой помощи», медики осмотрели «дуэлянтов», после чего парня отправили в участок, а Кондрата в больницу, где из него вынули все шипы роз, усеявших тело, особенно низ живота, и сделали срочную операцию головы – височная косточка оказалась надломленной.
На другой день к Кондрату потянулись посетители. Первой явилась незнакомка, которая, оказывается, работала секретарем у главы города, и он лично послал ее проведать потерпевшего. Звали незнакомку Маргаритой, а овчарку Рексом. Собаку ей отдал брат Николай, когда пошел добровольцем в армию воевать против бандеровцев. С тех пор немало воды утекло. Считай, три года прошло. Брат два раза попадал раненым в больницу Донецка. Рита об этом ничего не говорила Рексу, но собака каким-то своим чутьем понимала, что ее бывший хозяин где-то неподалеку страдает. Собака так жалобно смотрела на Риту, поскуливая и скребя правой лапой об пол, что Рита не выдерживала и вела Рекса в больницу, где так настойчиво уговаривала персонал пропустить ее вместе с собакой в палату, что те в конце концов не могли устоять и давали «добро». Словами не передать, как взаимно радовались брат и пес долгожданной встрече, каждый раз на глазах Риты появлялись слезы умиления. Вскоре девушка ушла, Затем в палату пришел следователь, которому Кондрат рассказал, как все случилось. После следователя появился директор парка, лично сообщивший, что выписал Кондрату премию.
Окончание следует…