Новая Галатея. Часть первая
Все новости
ПРОЗА
3 Сентября 2022, 12:00

Дорожная сказка

Рассказ

Раннее утро последнего летнего дня. Наш купейный вагон встал за перроном какой-то станции. За окном напротив в утренней свежести, в полумраке еще не загашенных с вечера фонарей стоит пара: молодая роскошная женщина и высокий мужчина. Видно было, как, поправляя ему воротник рубашки, гладя по его голове, держа его руки в своих, испытывает она к нему нежность и участие. В вагоне витает дымок. Проводница с покрасневшими глазами и наспех прибранными волосами колдует над «титаном» и расстраивается. Два офицера, подошедшие к парочке, отдали честь; они о чем-то весело беседуют, жестикулируя. Поезд с резким толчком трогается. На перроне суетливо прощаются. Офицеры занесли вещи и пожелали полковнику счастливого пути. Полковник вручил букет проводнице. Та что-то буркнула невнятное, проверила билет и определила место в моем купе. Новый пассажир в сером костюме, сером берете и парусиновых туфлях вблизи выглядел намного старше, чем на перроне, но держался бодро. Знакомясь, представился Львом Ивановичем. Мое внимание привлек наградной знак на его пиджаке. На фоне равностороннего синего креста и меча, взмывающий вверх орел со змеей в клюве и надпись по дуге: «75лет ОКС МВД России». Лев Иванович, спросил:

– Вы смотрите на орла?

– Нет, пытаюсь прочитать название. – А что означает ОКС?

– Охранно-конвойная служба, – ответил собеседник.

Наступило молчание. Иногда при встрече в поезде с новыми людьми возникает какое- то недоверие. Потом чаще всего это проходит, но в тот момент об этом не думаешь. Тогда я думал: может, здесь, в Ульяновской области, служил Лев Иванович? Здесь есть исправительные учреждения. И как будто прочитав мои мысли, он оживился и вслух сказал:

–Да-да… «Надзиратель зла».

Так называли Воланда. Мне вспомнился Булгаков и «трость с черным набалдашником в виде головы пуделя». Но у меня вырвалось:

– Что вы!

Почему-то стало неловко. Вновь возникла пауза. В это время заглянула проводница:

–Чай скоро будет…

Чтобы не молчать, я спросил:

– Почему на многих нагрудных знаках… мечи? А вы имели к мечам отношение?

Он не сразу ответил. Вначале сидел, насупившись, потом, чуть улыбнувшись, сказал:

– Да, имел, но… к другим режущим предметам. А хотите, я расскажу сказку?

Это было давно, когда люди жили на острове и поклонялись всемогущему Небу. Все у них шло хорошо, пока не явилась на остров колдунья Глади, утверждавшая: меч – основа жизни, он определяет, кому жить, а кому нет. Посеянные ею раздоры разделили остров на семь племен. Вражда перешла в войну между племенами, которым колдунья вручала мечи. Воины шли на поле битвы, сражались, не разбирая, где свои, а где чужие. Бились, пока не гибли последние. Время шло, колдунья вновь вручала мечи, и все повторялось. Старейшина одного племени, помнящий ту, мирную жизнь, попытался остановить колдунью. Это оказалось бесполезно. Тогда он обратил взор к Небу и возроптал: «Невозможно! На острове воцарился хаос. Это грозит истреблением мужчин, а оставшихся колдунья превратит в рабов. Пропал интерес к жизни. Живые не отличают своих убитых воинов от чужих, не знают, как их оплакивать. Только чудо остановит колдунью. Как нам жить дальше? Встревоженное Небо предложило светилам, явлениям и стихиям сделать все, чтобы вернуть людей в утраченное лоно жизни. Когда племена вновь вышли на битву, Небо почернело, а потом опустилось ледяным куполом к земле. Стало холодно и темно. Такого никогда не было. Но колдунья не растерялась: она решительно метнула большой меч в ледяной купол неба, потребовав от воинов того же. Но воин , как все люди, смотрели, как меч колдуньи пробил в ледяном куполе большую брешь, из которой с небес хлынул град величиной c яйцо куропатки… Поток града засыпал только колдунью. Она пыталась уворачиваться – град валил ее с ног, а воины, которых она учила убивать, воткнув мечи в землю, разбежались. Простые люди вдруг, не зная почему, инстинктивно заслонили ее, приняли на себя этот поток. Некоторые пожертвовали своими жизнями. Град прекратился, пошел дождь, вышло солнце. Люди впервые увидели Радугу, окрасившую в семь разных цветов мечи, оставленные на поле, и одеяния воинов. Небо своими действиями подсказало людям: они в чем-то похожие и в чем - то разные, но это не причина для войн. А дождь, начавшийся так внезапно, будто говорил, как оплакивать павших. Колдунья Глади, восхищаясь тем, что простые люди спасли ей жизнь, поняла: не меч должен быть основой на земле, а сотворенное добро.

На другое утро колдунья исчезла. А все мечи в поле превратились в цветы, сверкавшие опять же всеми цветами радуги. Радость охватила всех. Чудо свершилось: колдунья превратилась в фею. Она своим чудом сделала людям этот прощальный подарок. Назвали эти цветы в честь феи Гладиолусами. И стали люди жить в мире…

– Я вам чай знатный заварила, – на пороге стаяла проводница, превратившаяся из замученной женщины в красавицу. Боясь, что ей не дадут высказаться, затараторила:

– Спасибо большое за цветы, извините, что вас грубо встретила. Во всех поездах титаны электрические, а у нас до сих пор «урал-дрова». Вот и мыкаемся. …Извините, я подслушала вашу сказку. Прекрасная!.. Чай нести?

– Спасибо. Пожалуй, несите чай, – произнес преобразившийся рассказчик.

За окном рассвело. Пока несли чай, я вспомнил: подаренный букет был из гладиолусов разных цветов, а в основе слова «Гладиолус»(латынь) – слово «Меч».
Чай был с лимоном. Проводница попросила: Можно с вами посижу? И не дождавшись согласия, тут же спросила:

– А почему гладиолусы? Они вам дороги?

– Вы угадали. Они когда-то накормили меня. Это было поздней осенью 41-го года. В поезде меня, голодного восьмилетнего мальчика, пожалела пожилая беженка из Могилева, сказав, что хлеба у нее «нема», и сунула мне горсть луковиц шпажника. Тогда они мне показались такими сочными и сладкими! Тишину прервал новый вопрос проводницы:

– А провожавшая – ваша родственница?

– Это внучка моих учителей и коллег, врачей-хирургов. Здесь рядом работали, лечили заключенных. Она меня теперь «дедом» зовет.

– Это те врачи, что вначале сами сидели, а потом, освободившись, остались там работать? Пассажирка в прошлом году рассказывала…

– Да, наверное. Они многих людей спасли в то ужасное время от смерти. А город тогда назывался Мелекесс.

Дальше они беседовали вдвоем .Она обращалась к нему «господин полковник». Он прервал:

– Не называйте меня так, лучше – Левой. Я ведь не гнался за звездами, я резал и зашивал. Количество и величина звезд на погонах обязательно прибавляют человеку привилегий, но не обязательно – ума. Да, как вас, кстати, зовут?

– Лена, – скромно сказала проводница и продолжила: – Как можно?! Кто вы, а кто я.

– Леночка! Да ваш необыкновенный чай так помог поддержать беседу, так успокоил, умиротворил нас! Вы волшебница!

Тут я отвлекся. Потерял нить разговора, а вскоре и вовсе задремал. Когда проснулся, проводницы не было. Заглянул в окошко: небо было хмурым, но добрым. Лев Иванович мирно спал под стук колес, улыбаясь краешками губ. Мне стало стыдно за то, что в мыслях сравнил его с Воландом. Какой же это «повелитель сил Тьмы»? Скорее, он посланник Неба или старейшина из сказки. И не все мечи приносят беду. Да, грешен я был в своих предубеждениях. Признаю…

Автор:Даниль ГАЛИМУЛЛИН
Читайте нас: