Все новости
ПРОЗА
3 Сентября 2019, 16:49

Там, где рождаются реки… Часть пятая

Махмут САЛИМОВ Сказки Продолжение По ночам жеребенок доверчиво прижимался к человеку, но его сон был тревожным и беспокойным. Пережитый ужас после нападения хищника заставлял его дрожать от страха, и при каждом шорохе он вздрагивал и испуганно всматривался в темноту. Иногда слезы текли из глаз жеребенка, он вспоминал свою маму, которая пожертвовала собой ради его жизни, но теплота и доброта человека согревали и успокаивали несчастного сироту.

Тревога была ненапрасной, голодный хищник начал охоту на жеребенка, но не знал юлбарс, что маленький тулпар находится под защитой человека. Этой ночью юлбарс подкрался так близко, что только огонь костра спас их от неминуемой гибели. Жеребенок снова дрожал, а возмущенный подлостью хищника, юноша с первыми лучами солнца вызвал тигра на открытый бой.
– Выходи из кустов, проклятый хищник, вот я перед тобой, давай сразимся в честном поединке! – грозно крикнул он. – Может ты коварный юлбарс, только под покровом темноты способен подло нападать?
В ответ на свой призыв он услышал устрашающий рев и на поляну выскочил из кустов огромный юлбарс – саблезубый тигр.
Он остановился, поднял лапу, угрожая отточенными когтями, страшно заревел, обнажив при этом саблезубые клыки, кончик его полосатого хвоста возбужденно подрагивал в предвкушении легкой добычи. Испуганные птицы и звери затаились в кустах, жеребенок зажмурился и от страха спрятался за спиной юноши.
Юлбарс презрительно зевнул и облизнулся, и как кошка, неслышно ступая на мягкие подушечки лап, стал приближаться к юноше. Он рассчитывал одним прыжком достать батыра и ударом лапы свалить и растерзать его страшными зубами.
Но юноша бесстрашно стоял на месте и улыбался. Он, скрестив руки на груди, в упор смотрел на желтые зрачки безжалостного убийцы. Юлбарс не выдержал взгляда человека и отвел глаза, и в тот же миг батыр смело бросился на хищника.
Все вокруг потонуло в шуме яростной схватки, испуганные птицы взлетели над кустами, зверьки попрятались по норам, и только жеребенок застыл на месте, ужас отразился в его глазах, но он не убежал, полностью доверив свою жизнь силе батыра. Его вера в непобедимость друга оправдалась, схватка закончилась победой человека. Сын Урал-батыра Яик вырвал хищнику клыки, похожие на отточенные клинки и сломал когти, которые наводили ужас на всех в долине. Юлбарс, лишенный кровавого оружия, весь побитый, уполз в лесные дебри, и там, зализывая раны, стонал, теперь он был жалок и не опасен.
– Вот первое испытание, о котором говорил вещий старец на горе Иремель! Я победил саблезубого юлбарса и защитил слабого жеребёнка. Значит, совершил доброе дело и победил зло! – воскликнул Яик-батыр.
Юноша и не догадывался, что он уже прошел через многие испытания: он открыл дорогу реке, освободил табуны Акбузата, приручил жеребёнка и победил саблезубого юлбарса. Если для победы над тигром нужна была сила, то для приручения жеребенка потребовалось доброе сердце и пучок зеленой травы.
Яик-батыр в сопровождении своего друга, маленького тулпара, продолжил свой путь к реке. Его душа пела от радости, ведь он победил саблезубого юлбарса, и наконец у него сложилась песня, которая зазвучала над просторами. Ветер подхватил ее мелодию и понес над бескрайними полями и лугами, люди услышали песню и поспешили навстречу с батыром. Предсказания вещего старца начали сбываться.
Жеребенок вырос среди людей, это была первая лошадь – прекрасная кобылица, прирученная человеком. Однажды кобылица исчезла, и батыр впал в уныние, долго он искал ее по полям и лугам. Когда уже не надеялся найти, она появилась и не одна, а с маленьким жеребенком.
Яик-батыр свое счастье нашел среди людей. Он с честью пройдет через многие испытания и совершит много подвигов. Дойдет он до самого моря, победит дракона и одноглазого циклопа, разобьет чары колдунов, а периев прогонит за Каф-тау, пятисотлетнего змея заточит в пещере, освободит озера от дивов. За подвиги, которые он совершит, за мудрость и справедливость люди будут почитать его, как батыра и вождя. Но однажды, на склоне лет Яик-батыр рассмеется, когда поймет, что первым и главным испытанием в его жизни было приручение маленького жеребенка, благодаря чему он и его соплеменники стали кочевниками – свободными людьми. Они стали всадниками, и промчались быстрее ветра над землей, им подчинились огромные просторы.
Лишь об одном жалел Яик-батыр, что не смог вернуться в горы к вещему старику, который жил на Иремеле. Своим детям он завещал, чтобы помнили, там, где рождаются реки – начинается жизнь, и они должны вернуться к истокам. Они издалека увидят луч света, который приведет их к священный горе. И еще он завещал, что для совершения подвига не всегда необходима сила оружия, иногда достаточна всего лишь доброта и пучок зеленой травы.
В память о Яик-батыре реку, исток которой находится на Урале у подножья горы Иремель, назвали Яик-рекой. И теперь река медленно несет свои воды среди бескрайних степей до самого Каспийского моря. И живут там свободные люди. Только теперь река называется Уралом*. Люди привыкли к новому названию, не потому что река начинается среди гранитных скал уральских гор, а потому что Яик – сын Урала.
Но башкиры не забыли и прежнего названия, которое живет в сердцах каждого, кто помнит подвиги батыров и верит в справедливость. Разве можно одним указом стереть людскую память, запретить стремление людей к свободе…» – тут дедушка вздохнул, тяжело встал, взял уздечку и медленно пошел за лошадью, которая стояла в тени и лениво отбивалась от назойливых слепней. Малыш побежал за дедушкой: «Дедушка, а дедушка! А почему у нашей лошади нет крыльев, она разве не тулпар?»
Старик подошел к лошади, она доверчиво посмотрела на него, фыркнула и коротким ржанием приветствовала человека. Дедушка протянул кусочек просоленного хлеба, лошадь мягкими губами осторожно приняла с ладони угощение и аппетитно захрустела. Старик снял с запутанной гривы репейник, погладил по холке, ласково похлопал по шее лошади, и только после этого ответил внуку: «Когда люди оседлали тулпаров, у них исчезли крылья. Крылья растут только у свободных…»
__________________________
* Река Яик указом Екатерины Великой в 1775 году была переименована и названа Уралом. Так Яик-река была наказана за восстание яицких казаков и башкир.
Часть четвёртая
Часть третья
Часть вторая
Часть первая
Читайте нас: