Часть 1. Случайный краевед
Я не планировала становиться краеведом. Тем более в новом для меня регионе проживания, где я обитаю всего полтора года. После переезда по семейным обстоятельствам из Уфы в Иркутск я привыкала к новому городу – к его инфраструктуре, ритму жизни, достопримечательностям и людям. Быстрее это получалось благодаря посещению музеев. Там экскурсоводы давали структурированную достоверную информацию (такая ценность в эпоху фейков и нейросетей!), показывали экспонаты, советовали литературу. Я очень полюбила иркутские музеи! Так полюбила, что стала волонтёром культуры с помощью отечественного интернет-ресурса DOBRO.RU и начала им помогать. Именно в Иркутске я решила вести блог на платформе «Дзен», посвящённый культуре и искусству Восточной Сибири, и назвала его «Маяк энерджайзера».
Глядя на профессиональную работу экскурсоводов, однажды подумала: «А почему бы мне не приобщиться к экскурсоводческому направлению? Там же готовая информация о городе и крае». И я пошла на курс повышения квалификации по программе «Использование социокультурного пространства территорий при разработке экскурсий», которое отлично дополнило мой диплом специалиста по связям с общественностью. И действительно: мне стали доступны записи лекций, презентации, чат экскурсоводов в мессенджере, электронные пособия для саморазвития. Практика проходила в музеях города, и одним из них был музей В. Г. Распутина (отдел Иркутского областного краеведческого музея имени Н. Н. Муравьева-Амурского). Это центр по сохранению и изучению творческого наследия Валентина Григорьевича Распутина – писателя, классика русской литературы, общественного деятеля, публициста. «Живи и помни», «Прощание с Матёрой», «Уроки французского», «Последний срок», «Деньги для Марии» – эти произведения знают многие из нас. Я с интересом слушала заведующую отделом Елену Манушкину, которая увлекательно рассказывала нам биографию писателя и показывала его вещи.
Под потолком помещения с экспозицией проходила визуализированная «линия жизни» Валентина Распутина, и на ней были отмечены важные даты. И на одной стене меня смутило отсутствие отмеченного на линии 2005 года. Именно в этот год Валентин Григорьевич получил из рук Президента Республики Башкортостан Муртазы Рахимова Всероссийскую литературную премию им. С. Т. Аксакова, и премию эту, по его же словам, писатель ценил не меньше, чем Государственную премию России, полученную в 2024 году. Не было на «линии жизни» и 2002 года. Тогда Валентин Григорьевич впервые посетил Республику Башкортостан. Он был почётным гостем сразу двух культурных праздников – Аксаковского и Цветаевского. Тогда знаменитый иркутянин посетил не только столицу Башкортостана Уфу, но и город Белебей, село Надеждино и село Усень-Ивановское. Эти факты я почерпнула от родственников из Белебея, которые лично видели Валентина Григорьевича в 2002 году. Память об этом незаурядном для Белебея событии хранят не только они, но и журналисты города, отдел национальной культуры и краеведения межпоселенческой библиотеки Белебеевского района, сотрудники Аксаковского музея в с. Надеждино и те, кого я не знаю, но кто был свидетелем того визита писателя на «землю поющих родников».
На следующий день после экскурсии, 4 октября 2025 года, я обратилась к заведующей отделом Елене Геннадьевне Манушкиной с вопросом, интересно ли музею получить материалы, связанные с башкирскими страницами жизни Валентина Распутина. И получила положительный ответ. Пожалуй, именно этот день можно считать началом моего преобразования в краеведа.
Краеведческое исследование в аксаковско-распутинском направлении стартовало! Начались ежедневные телефонные звонки, активная переписка с башкирскими родственниками. Наверно, тут имеет место и какое-то провидение, иначе и не назвать. Потому что главными ответственными лицами моего проекта в Белебее стали Ирина Шафикова, учительница русского и литературы с 44-летним стажем, и Талгат Шафиков, член оргкомитета Аксаковского праздника в г. Белебей. Родственники так прониклись темой моего исследования, что не только делали то, что я просила, но и проявляли инициативу, благодаря чему проект стал объёмнее и глубже. Так что краеведов на самом деле было больше.
Мои белебеевцы посетили отдел национальной литературы и краеведения МАУК «Центральная межпоселенческая библиотека». Ведущий библиотекарь Расима Салимова передала не только фотоматериалы библиотеки, но и два издания учреждения («Вехи Аксаковского праздника» и «Они достойны Аксаковской премии») – в дар музею В. Г. Распутина.
Дополнили проект фотографии и скан-копии материалов газет, сделанные в редакции газеты «Белебеевские известия», где моих помощников радушно встретила главный редактор Светлана Шириня. Она показала пишущую ручку писателя Распутина, которая является ценным экспонатом редакции. Эту самую ручку в 2002 году Валентин Григорьевич подарил яркому журналисту того времени Денису Ахметзянову. Иркутянин и белебеевец обменялись ручками после интервью, которое писатель дал журналисту «Белебеевских известий», и позже в своей статье Денис Сабирович напишет, что «позволил выразить себе надежду, что хоть одно предложение в новой книге Валентина Григорьевича будет написано» его «пером». И кто знает, может, такие строки действительно есть!
Фактуру для исследовательского проекта предоставили директор Аксаковского историко-культурного центра «Надеждино» Татьяна Зима и главный хранитель музейных предметов МБУК «Историко-краеведческий музей» Белебеевского района Республики Башкортостан Майя Андреева.
Признаться, меня впечатлила отзывчивость и вовлечённость людей сферы культуры и медиа, проживающих в небольшом провинциальном городе. Такое ощущение, что чем меньше населённый пункт, тем концентрированнее в нём восприятие событий и острее память о них. Благодаря этим неравнодушным профессионалам проект обогатился цитатами и скан-копиями изданий, которых нет в интернете и не в каждой библиотеке найдёшь.
Но краеведческий «фронт» развернулся не только в Белебее. Я взяла на себя Уфу. То есть обратилась к Елене Нагимовой и Татьяне Выдриной – сотрудницам МБУ «ЦСМБ» ГО г. Уфа Республики Башкортостан – за помощью с поиском материалов. Также родственники посоветовали мне выйти на председателя Аксаковского фонда – организатора Международного Аксаковского праздника – Михаила Чванова. Он не только лично знал Валентина Распутина, но и состоял с тем в многолетней переписке, приезжал к тому в Иркутск и даже на дорогую сердцу Валентина Григорьевича малую родину – в Усть-Уду. Михаил Андреевич – народный писатель Республики Башкорстан и вице-президент Международного фонда славянской письменности и культуры – оказался бесценным источником информации. Хотя мы взаимодействовали только по телефону – дистанционно, он стал куратором моего краеведческого проекта и даже назвал меня своим «культурным агентом» на земле сибирской. Михаил Чванов поделился со мной контактами яркого иркутского журналиста своего времени Константина Житова – лучшего друга Валентина Распутина. Константин Яковлевич с супругой Татьяной Дмитриевной дружили с четой Распутиных, их многое связывало – и счастливые эпизоды жизни, и не очень счастливые… Житовы поддержали мою исследовательскую работу фактами, контактами иркутян из литературной сферы и фотоматериалами.
Свой краеведческий проект я назвала «Валентин Распутин – лауреат Аксаковской премии, связавший своим творчеством Башкортостан и Иркутскую область». Промежуточные результаты своей двухмесячной работы я представила 5 декабря на V областных краеведческих чтениях «Краеведы Приангарья». Конференция проходит раз в два года в Иркутской областной государственной универсальной научной библиотеке имени И. И. Молчанова-Сибирского (ИОГУНБ) – это одно из старейших и крупнейших научных фондохранилищ Восточной Сибири. Чтения направлены на популяризацию краеведческих знаний и поддержку краеведческой деятельности государственных, общественных, образовательных и других учреждений и организаций, а также краеведов Иркутской области. И что замечательно – участвовать в чтениях могут не только исследователи от учреждений и компаний, но и независимые исследователи.
По моей просьбе председатель Аксаковского фонда, писатель Михаил Чванов подготовил официальный документ в формате приветственного слова в адрес организаторов и участников чтений «Краеведение Приангарья». Процитирую часть обращения:
«Можно видеть задачу и благородную деятельность краеведения исключительно в границах своей области, в данном случае, Иркутской, богатой историей, как славной, так и трагической. Но, наверное, можно и даже нужно, не замыкаясь в её административных границах, а исторических и духовных границ у неё нет, связывать краеведение с другими административными регионами страны, как, например, с Республикой Башкортостан, с которой, кроме других известных и малоизученных духовных связей, её связывает имя великого русского писателя Валентина Григорьевича Распутина, и пока немногие об этой связи знают. Валентин Григорьевич не только глядел на Башкирию, на её ухоженные поля и сёла в окно поезда, не всегда в Москву он летал самолётом, проезжая по Великой Транссибирской железнодорожной магистрали через станцию Аксаково, названную в честь великого русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова, творчество которого он очень любил, и видел купола и кресты храма в Аксаковском историко-культурном центре «Надеждино», в котором крестили великого Печальника русского народа и всего славянства Ивана Сергеевича Аксакова.
Валентин Григорьевич стал вторым после великого русского писателя Василия Ивановича Белова, его близкого друга, лауреата Всероссийской литературной премии им. С. Т. Аксакова, учреждённой Президентом Республики Башкортостан совместно с Международным фондом славянской письменности и культуры и Союзом писателей России. Валентин Григорьевич не раз бывал в Башкирии на ежегодном Международном Аксаковском празднике не просто гостем. Как писал великий борец за русскую культуру Савва Васильевич Ямщиков, в тяжёлые 90-е годы только два духовно высоких праздника были в России: «Сияние России» Распутина в Иркутске и Международный Аксаковский праздник в Башкирии. Валентин Григорьевич посадил первое дерево, заложив тем самым берёзовую Аллею памяти у стен Дмитриевского храма, участвовал вместе с Президентом Башкирии в открытии Музея семьи Аксаковых в Надеждине, любил аксаковский музей в Уфе. Валентин Григорьевич участвовал в создании Аксаковского фонда. В свою очередь окрепший Аксаковский фонд помог ему в строительстве храма в его родной Усть-Уде и в приобретении колоколов для храма».
Уже из этого текста писателя мы можем почерпнуть для себя неизвестные ранее факты биографии писателя Распутина и его отношение к далёкому от Байкала, но такому гостеприимному Башкортостану.
После своего выступления на краеведческих чтениях Иркутска я переговорила с руководством музея В. Г. Распутина, и там меня заверили, что собранный мной и специалистами сферы культуры и медиа материал найдёт своё место в фонде музея.
Ещё одним неожиданным для меня эффектом от краеведческого проекта для меня стало знакомство с иркутскими друзьями Валентина Распутина. С ними меня познакомил как раз башкирский литератор Михаил Чванов. Он поделился со мной контактами четы Житовых. Константин Яковлевич Житов в своё время был журналистом, в котором Валентин Распутин ценил искренность и преданность своему делу. Чета Житовых предоставила мне фотографии, на которых Распутин и Житов (Константин Яковлевич в очках).
Супруга журналиста Татьяна Дмитриевна показала мне эксклюзив – газету «Русскiй Востокъ» №38-40 (153-155) за октябрь 2001 года, в которой есть материал самого Валентина Распутина. Статья называется «Не смотря на все невзгоды, сохранять свой дух». Вот цитата с выводом, который делает автор: «Чем мы больше всего гордимся из своего прошлого? Да тем, что, несмотря на все невзгоды, сохраняли и до сих пор сохранили дух свой, своё лицо, словом, свою особливость, дающую нам право называться своим именем. Всякий народ жив до сих пор, пока он сохраняет самозвучание и самостояние. Не будет этого в языке, культуре, образе жизни и образе мыслей – заглохнет и имя. Заглохнет имя – не станет народа. Давайте же понимать и помогать тем, кто добивается, чтобы этого не случилось».
И буквально под этой статьёй писателя тронула за живое статья заведующей Бюро пропаганды Валентины Семёновой «Живое слово о русской культуры». Автор рассуждает о значении праздника «Сияние России» для Восточной Сибири и страны в целом: «…Стоявшие у истока праздника «Сияние России» губернатор Б. Говорин, русский певец из Австралии А. Шахматов, писатель В. Распутин, владыка Вадим и все, кто поддерживал их, ясно обозначили цель этого начинания: оно во имя утверждения русской литературы, русского искусства в России. Утверждение это необходимо – какие требуются доказательства? При всём уважении к другим национальным культурам мы не должны забывать, что благополучие народов России держится на русском стержне.
Сегодня в защите нуждается всё русское: религия – посмотрите, как наступательно, а то и агрессивно ведут себя инославные конфессии, различные секты. Православие, которому следует подавляющая масса населения России, должно рассматриваться, по мнению ревнителей общечеловеческих ценностей, в одном с ними ряду; литература, живопись, театр – как теснят их, прославившихся в мире на основах реализма, православного идеала, народности, любители всевозможного гримасничанья, привыкшие паразитировать на крупных, не своих открытиях, прикрываясь при этом маской сноба; образование – только благодаря стойкости рядовых учителей ещё не вытравлено в нём воспитательное начало – основа основ педагогики. Сколько появилось желающих заполнить ребячьи головы ворохом ненужных, а то и вредных познаний в ущерб тому, что зарождается и живёт в сердце – совестливость, любовь к истине, трудолюбие, патриотизм; СМИ, телевидение – о них и говорить невозможно из-за одних только рекламы, сцен разврата и насилия; сам язык наш – какие силы нужно поднять, чтобы уберечь его от очередной реформы…»
Такие мысли волновали иркутских публицистов в 2001 году. Такие мысли занимали мысли Валентина Распутина. А в следующем – в 2002 – году он впервые посетит новый для сибиряка регион нашей огромной страны – Республику Башкортостан.
Предлагаю вспомнить или открыть для себя впервые башкирские связи выдающегося писателя Валентина Григорьевича Распутина.