«ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ…»
Наверное, нет в России образованного человека, который бы не слышал про летописца Нестора и его «Повести временных лет», где говорится о создании Русского государства тремя варяжскими князьями: Рюриком, Синеусом и Трувором, призванными новгородскими славянами для наведения в их земле порядка. Вот как эта история выглядит в изложении Николая Михайловича Карамзина в его знаменитой «Истории государства Российского»: «Начало российской истории представляет нам удивительный и едва ли не беспримерный в летописях случай. Славяне добровольно уничтожают свое древнее народное правление и требуют государей от варягов, которые были их неприятелями. Везде меч сильных или хитрость честолюбивых вводили самовластье (ибо народы хотели законов, но боялись неволи): в России оно утвердилось с общего согласия граждан: так повествует наш летописец – и рассеянные племена славянские основали государство, которое граничит ныне с древнею Дакиею и с землями Северной Америки, с Швециею и с Китаем, соединяя в пределах своих три части мира. Великие народы, подобно великим мужам, имеют свое младенчество и не должны его стыдиться: отечество наше, слабое, разделенное на малые области до 862 года, по летоисчислению Нестора, обязано величием своим счастливому введению монархической власти».
Послушаем же его еще немного: «Нестор пишет, что славяне новгородские, кривичи, весь и чудь отправили посольство за море, к варягам – Руси сказать им: земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет: идите княжить и владеть нами. Слова простые, краткие и сильные! Братья именем Рюрик, Синеус и Трувор, знаменитые или родом или делами, согласились принять власть над людьми, которые, умев сражаться за вольность, не умели ею пользоваться». Синеус стал княжить на Белоозере, Трувор – в древнем Изборске, а Рюрик стал князем в Новгороде. Подвластная же трем братьям земля вокруг этих городов «…была названа тогда Русью, по имени князей варягов – русских. Более не знаем о них никаких достоверных подробностей… Через два года, по кончине Синеуса и Трувора, старший брат, присоединив области их к своему княжеству, основал монархию Российскую…».
В таком виде дошло до нас древнее предание о призвании варягов, ставшее основой так называемой «норманнской» теории образования Русского государства. У этой теории всегда было много оппонентов, и о некоторых из них чуть позже, а сейчас будет самое время вспомнить, кто же такие были варяги в представлении Карамзина.
Считается, что славяне звали варягами отряды воинов из предков современных норвежцев, датчан, шведов, которые в историю Западной Европы вошли как норманны, сами же они называли себя викингами. Отважные мореходы и бесстрашные воины, они своей дерзостью и жестокостью наводили ужас на многие народы Средневековья. На юге они совершали набеги на Англию и Франкское королевство, пройдя через Гибралтарский пролив, достигали Италии и Византии. На западе – основали колонии в Исландии и Гренландии, за пятьсот лет до Колумба побывали в Северной Америке, основав свои поселения на восточном побережье нынешней Канады. На востоке – по рекам Висле и Днестру, Неве, Волхову и Днепру доходили до берегов Черного моря и Константинополя, а по Волге спускались к Каспийскому морю, добираясь до берегов Ирана. Неукротимый дух борьбы и побед, странствий и открытий жил в этих людях.
Но были ли эти люди в действительности теми, кто заложил основу государственности нашей Родины и дал ей звучное имя – Русь?
«ВОДА, ВОДА, КРУГОМ ВОДА…»
Среди русских историков страсти вокруг «норманнской» теории кипели много лет, обретя особенную остроту во второй половине XIX века, в период расцвета идей славянофилов, одним из ярких представителей которых и ярым отрицателем «норманнской» теории был историк Дмитрий Иванович Иловайский, к труду которого «О мнимом призвании варягов» мы сейчас и обратимся.
Нет возможности излагать все его доводы о славянском, а не норманнском происхождении русского государства, но вот его рассуждение о происхождении слова «Русь» следует рассмотреть поподробнее. Вот что он пишет:
«Народное имя Рось, или Русь, как и многие другие имена, находится в непосредственной связи с названием рек. Восточная Европа изобилует реками, которые носят или когда-то носили именно это название. Так, Неман в старину назывался Рось; один из его рукавов сохранил название Русь; а залив, в который он впадает, имел название Русна. Далее следуют: Рось или Руса, река в Новогородской губернии; Русь, приток Нарева; Рось, знаменитый приток Днепра на Украине; Руса, приток Семи; Рось-Эмбах; Рось-Оскол; Порусье, приток Полиста, и пр. Но главное, имя Рось, или Рас, принадлежало нашей Волге… Яксарт, или Сыр-Дарья, у древних также назывался иногда Раса.
По обширному своему приложению для обозначения рек корень “рас” или “рос” уступал разве только корню “дан” или “тан”. Последний корень мы встречаем на пространстве части Азии и почти целой Европы. Тот же Яксарт назывался иначе Танаис; греческий Танаис (Танай, Данай) – наш Дон; латинский Данубий, немецкое Донау, наше Дунай, немецкое Дуна – наше Двина; в сложных именах: Донапр или Днепр, Донастр или Днестр, так же Родан (Рона), Эридан и пр. Все это, оказывается, видоизменение одного и того же названия… Количество этих названий еще более увеличится, если мы обратим внимание на имена некоторых городов, в которых скрывается тот же корень “дан”, “дон” и “дун”: Сингидон, Новиодун, Лугдун и пр. означает города, лежащие на берегах Дона или Дана. Так, Батавский Лугдун (Лейден) указывает на то, что и Рейн назывался когда-то или Родан, или Эридан. Лондон наводит на мысль, что и Темза могла когда-то называться Тана или Дана. Данциг или Гданьск свидетельствуют то же относительно Вислы.
Мы видели, как многочисленны Доны и Дунаи; когда-то, по всей вероятности, это было не собственное название, а нарицательное, означавшее вообще реку; следовательно, никак нельзя ручаться, чтобы означенные предания (о прародине скандинавов на Дону и славян на Дунае – В. А.) относились именно к той или другой известной реке (река Дон есть и в северной Шотландии – В. А.)… Как корень “дан” имеет связь с понятием реки, наша форма “дно” (то есть дно реки) есть видоизменение того же корня; точно так же “русло” и “роса” находится в связи с именами рек Рось и Русь. В связи с ними находится и название мифических водяных существ, или русалок».
Добавим еще свидетельство Владимира Ивановича Даля, которое он приводит в своем знаменитом «Толковом словаре живого великорусского языка»: «Рус – сказочное чудовище днепровских порогов». Проще говоря, рус – водяной!
Но прежде чем завершить наш экскурс «по водам», давайте заглянем в книгу А. Бычкова «Происхождение славян». Она любопытна и сама по себе, но главное, что в нее в качестве приложения включена опубликованная в 1795 году в Гамбурге работа «Путешествие по некоторым областям Нижней Саксонии в поисках славянских и вендских древностей, предпринятое в 1794 г. графом Яном Потоцким». В этой работе описывается история западных славян, населявших некогда северную Германию между реками Эльба на западе и Одером на востоке, а также приложен франко-венедский (западнославянский) словарь, якобы обнаруженный Потоцким во время своего путешествия.
Словарь этот во многом для нас поразителен, так как позволяет судить о едином славянском языке раннего Средневековья и позволяет понять происхождение многих слов современного русского языка. Впрочем, нас пока интересует только одно слово: Ruisseau (по-франкски) = Rekha (по-венедски) = ручей (по-русски).
Неясно, насколько достоверен этот франко-венедский словарь, но и современный французско-русский словарь говорит о том же: ruisseau (по-французски) = ручей (по-русски), хотя река по-французски будет fleuve или rivière, а Россия по-французки пишется Russie.
А ручей-то звучит уж больно по-русски!... Интересно, не правда ли?
Продолжение следует...