Найти ключ к сердцу героя
Все новости
ХРОНОМЕТР
29 Сентября 2023, 17:00

Уфа в прошлом, настоящем и будущем

Об Уфе (как и о Башкирии в целом) оставили свои отзывы известные писатели XVIII-XX столетий, такие, как А. С. Пушкин, Г. И. Успенский, Д. Н. Мамин-Сибиряк, А. П. Чехов, Л. Н. Толстой, А. М. Горький, А. А. Фадеев, С. П. Злобин, Б. Д. Четвериков, Константин Симонов, Сергей и Петр Рыбаковы и многие другие.Уфа сегодня – красивый, светлый и процветающий город с большим промышленно-производственным потенциалом и с хорошей перспективой на дальнейшее развитие. А каким он выглядел 50-70 лет тому назад? Каким он предстал перед столичным парнем Сергеем Чекмаревым, добровольно покинувшим Москву и пожелавшим, говоря его словами, «работать там, где велит эпоха»?

В год 85-летия образования башкирского комсомола перебираю сохранившиеся в домашнем архиве фотографии, статьи, письма и другие материалы, так или иначе отражающие нашу молодость. Еще и еще раз читаю письма С. Ильичевой (журнал «Новый мир»), Е. Русяковой (газета «Комсомольская правда»), матери и сестры Сергея Чекмарева, написанные на имя автора этих строк.

В 1978 году в издательстве «Молодая гвардия» вышла книга Сергея Чекмарева «Была весна…». В предисловии Стелла Ильинична Ильичева пишет: «…Начало 30-х годов. Горная Башкирия – сказочная по красоте страна: первозданные дремучие, непроходимые леса, горы, овраги, заросшие причудливой формы деревьями, буйным кустарником, диковинными цветами и травами. Множество рек, берущих начало в горах, летом они тихие, спокойные, мелководные, а во время весеннего разлива – стремительные и бурные. В одной такой реке в мае 1933 года нашли безжизненное тело старшего зоотехника совхоза «Иняк» комсомольца Сергея Чекмарева».
Молодые годы Сергея Чекмарева, как и многих его сверстников, связаны с комсомолом. Он дорожил членством в ВЛКСМ. «Комсомольский билет, – писал он, – это кусочек картона, который люди с веселыми глазами и упрямыми головами берегут, как сокровище, хотя он и не дает им ничего, а только накладывает обязательства быть первыми в труде и борьбе». И сам он был в первых рядах учебы и труда. Его подвиг был достойно оценен: ЦК ВЛКСМ присудил ему премию Ленинского комсомола, а самое главное – на его жизненном подвиге и литературном творчестве воспитывалось не одно поколение юношей и девушек, пионеров и комсомольцев.
Его биографию можно уместить в несколько строк. Родился Сергей в 1910 году в Москве. В детстве – воспитанник московской школы, живо интересующийся окружающим его миром, организатор школьных и домашних самодеятельных газет и журналов. В 1929 году поступает в Московский мясомолочный институт, после окончания которого ему предоставляется выбор: либо работа в конторе треста – в городе, либо в совхозе – в деревне. Он выбирает совхоз и уезжает в Башкирию.
Скорость движения поезда из Москвы до Уфы – по тем временам невысокая, и у Сергея было достаточно времени на размышления…
А поезд везет меня снова и снова
И поворачивает на юг.
И вот
Рязань,
Рузаевка,
Инза
Уже промелькнули
Сквозь лязг и дым…
«Сегодня к пяти часам начали подъезжать к Уфе. Ну и зрелище же нам представилось! Мы не знали, к Уфе ли мы подъезжаем или к Венеции. Разливом затопило окраины города, и теперь город был под водой», – пишет он в письме к любимой девушке Тоне (Сергей Чекмарев институт закончил в марте 1932 года и приехал в Башкирию во время весенней оттепели).
По прибытии в Уфу он останавливается в Уфимском доме крестьянина. И снова пишет письмо Тоне. «Пишу тебе, сидя в Уфимском доме крестьянина. Вообрази: полутемная низкая комната – мрачная, черная. Под потолком одна маленькая электрическая лампочка. По стенам сорок шесть железных коек, на каждой – грязный матрац и подушка. Желающий спать складывает только сапоги и пальто; сапоги из предосторожности убирает под подушку, а пальто использует в качестве одеяла». Сергей не обращает внимания «на эти пустяки» и сильный храп, издаваемый спящими, доволен тем, что «стол есть, карандаш есть, бумага есть – а чего мне больше надо?..».
На следующий день он был в Башскотоводтресте. Ему предложили остаться в тресте инструктором. Но он попросил послать его в совхоз. Так и сделали: послали его в Таналыкский совхоз. Но об этом отрезке времени его жизни и работы отдельный разговор, а пока вернемся к его впечатлениям об Уфе. «Что написать тебе об Уфе? Город неплохой, но глухой. Трамвая нет. Ходит автобус, но его редко встретишь, и всегда он набит, как дурак. Автобусы – большей частью грузовые машины, на которых сделаны скамеечки… Улицы в Уфе пустынны. Только на одной улице, и то только по одной стороне, всегда густая толпа, как в Москве. Это на улице Егора Сазонова».
Пока в тресте «Башскотовод» оформляют командировку, готовят деньги, заказывают билет на поезд, договариваются с дирекцией совхоза – на какой железнодорожной станции и когда встретить дипломированного специалиста, Сергей продолжает знакомиться с Уфой. Он замечает и положительные стороны провинциального города и утверждает: «Но не дурно бы кое-чему и Москве поучиться у Уфы. Так, почти все магазины тут, в том числе книжные, культурные, универсальные, торгуют до 10-11 часов ночи. В магазине Башгиза устроена читальня, где можно читать все новые журналы и книжные новинки. В парикмахерских установлены маленькие столики – ожидающие играют в шашки и шахматы».
Но вот бумажные дела в тресте оформлены, деньги в сумме 100 рублей и билет на поезд выданы, и Сергей Чекмарев отправляется на практическую работу в совхоз. Отправляясь в путь, он выводит строки:
Не надо сердиться, ветер!
Ты знаешь,
Что мир велик.
Не только Москва на свете,
Существует и Таналык.
Автор:Харис СУЛТАНОВ
Читайте нас: