Все новости
ХРОНОМЕТР
6 Августа 2022, 12:00

Архивная пыль и тени забытых предков

Большинство современных россиян почти ничего, а то и совсем ничего не знает о своих предках, рожденных до 1900 года. С другой стороны, интерес людей к своим корням в последние годы заметно возрос. Появился даже такой сектор услуг – генеалогические поиски и составление родословной. Люди, занимающиеся генеалогией, объединяются в сообщества, открывают в Интернете сайты и форумы. Я увлекся генеалогическими изысканиями относительно недавно, но могу поделиться с читателями своим скромным опытом.

В каждом субъекте Российской Федерации есть свой исторический архив. Там хранится документация разных эпох, начиная примерно с конца XVIII века. Более ранние документы находятся в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА) в Москве. Национальный архив Республики Башкортостан  располагается в Уфе по ул. Карла Маркса, 4 (угол с улицей З. Валиди, бывшей Фрунзе), занимая большое четырехэтажное здание . В архиве есть читальный зал, открытый для посетителей три дня в неделю (понедельник, вторник, среда). Если вы не являетесь профессиональным историком и не имели дела с историческими документами, то заниматься в архиве вам будет сложновато, но при большом желании даже неопытный человек может найти что-нибудь интересное. Крайне желательно перед походом в архив немного подготовиться, почитать историко-краеведческую литературу, особенно справочного характера.

Итак, идти в Национальный архив РБ добывать информацию о далеких предках имеет смысл, если хоть кто-то из ваших предков проживал до революции в Уфимской губернии. Это обстоятельство сужает круг желающих – как говорится, не всем везет одинаково. У большинства современных людей среднего возраста бабушки и дедушки появлялись на свет в первой трети ХХ века, как правило, их имена, годы и места рождения хорошо известны кому-то из ныне живущих родственников, при желании можно найти и изучить свидетельство о смерти. С учетом особенностей исторического развития России вообще и нашего региона в частности, можно говорить о том, что почти у всех из нас предки к 1917 году проживали в сельской местности (по крайней мере, большинство предков). Дело в том, что большинство подданных Российской империи относилось к сословию сельских обывателей, то есть крестьян, кроме того, значительная часть имущих классов, живущих в городах, сгинула после революции.

Центральный исторический архив Республики Башкортостан г. Уфа. Ныне Национальный архив РБ
Центральный исторический архив Республики Башкортостан г. Уфа. Ныне Национальный архив РБ

Если вам точно известно, в каком именно населенном пункте проживали ваши предки в начале ХХ века, то это очень хорошо. Однако следует иметь в виду несколько нюансов. Во-первых, из всех селений Уфимской губернии 1917 года до сегодняшнего дня «дожили» далеко не все. Более двух тысяч сел, деревень, поселков, починков и т. п. исчезли в советскую эпоху. Во-вторых, одно и то же название могут иметь несколько населенных пунктов, находящихся не слишком далеко друг от друга. Например, на карте Благовещенского района РБ можно найти три Дмитриевки. В-третьих, многие населенные пункты до революции имели несколько названий. Например, село Иглино в официальных документах фигурировало также как Архангельское и Белегес. В-четвертых, многие деревни в советские времена были поглощены соседними населенными пунктами. На территории современного Иглино в 1917 году было семь отдельных селений, в том числе и вышеупомянутое село Иглино. Деревня Альшеево в 1938 году вошла в состав Раевки, при этом до сих пор существует Альшеевский район РБ. Уфа за последние сто лет поглотила несколько десятков населенных пунктов. Следует также сказать, что некоторые села и деревни были переименованы (например, село Кушнаренково раньше называлось Топорнино). Но главное заключается не в этом. Необходимо иметь представление о том административно-территориальном устройстве, которое было до 1917 года. Более конкретно – представлять себе, как соотносятся современные районы РБ с волостями и уездами Уфимской губернии. Если вы этим никогда не интересовались, то у вас могут возникнуть трудности. С системой приходов разобраться еще сложнее. С башкирскими и татарскими деревнями дело обстоит проще – почти в каждой была мечеть и, соответственно, приход для мусульманского населения, где велись метрические книги. Православный приход мог состоять как из одного села, так и из села с несколькими деревнями, поселками, починками, хуторами. Иногда в пределах одного прихода можно было насчитать десятки небольших деревень. Было бы очень неплохо составить и издать справочник приходов Уфимской губернии (с перечислением всех населенных пунктов каждого прихода), например, по состоянию на 1900 или 1917 год, но для этого нужно проделать длительную и кропотливую работу.

Из изданных книг могу порекомендовать совместную работу А.З. Асфандиярова, Ю.М. Абсалямова и М.И. Роднова «Западные башкиры по переписям 1795 – 1917 гг.». В последнем разделе приводятся данные всероссийской сельскохозяйственной и поземельной переписи 1917 года по трем уездам Уфимской губернии – Уфимскому, Бирскому и Белебеевскому. Оттуда можно узнать, к какой волости относился тот или иной населенный пункт на момент 1917 года. Аналогичная информация по состоянию на 1895 год, но уже по всей губернии, содержится в справочнике «Полный список населенных мест Уфимской губернии», изданном губернским статистическим комитетом в 1896 году. Там, помимо всего прочего, указан род населенного пункта, а это важно в контексте того обстоятельства, что только село (а не деревня, поселок, починок, хутор, выселок и т. д.) являлось центром православного прихода в сельской местности. Справочник можно скачать из Интернета.

Из семитомной энциклопедии «Башкортостан» и серии книг А.З. Асфандиярова «История сел и деревень Башкортостана» можно узнать год основания деревни, а также то, откуда приехали первые поселенцы. Однако эта информация дается далеко не по всем населенным пунктам. Если деревня исчезла в ХХ веке, то узнать хотя бы примерное время ее возникновения можно в дореволюционных изданиях, которые хранятся в отделе редких книг Национальной библиотеки РБ им. Валиди. В первую очередь важно определить то, существовал ли населенный пункт на момент начала крестьянской реформы 1860-х гг. или же он был основан пореформенными переселенцами.

Очень информативным является справочное издание 1914 года «Крестьянское хозяйство Уфимской губернии. Подворная перепись 1912–1913 гг.». В этой толстой книге по каждому селению даются очень подробные сведения со статистическими выкладками, а если в рамках одного селения было два (или более) сельских общества, то эта же информация представлена по каждому сельскому обществу. Помимо всего прочего, там указано бывшее сословие жителей населенного пункта. Дело в том, что до 1860-х годов крестьянство Российской империи делилось на несколько десятков разрядов и сословных групп, а суть крестьянской реформы заключалась не только в упразднении крепостного права, но и в сословной унификации, то есть в формировании единого сословия сельских обывателей. Также вводилось такое юридическое понятие, как крестьянская надельная земля. Подавляющее большинство пореформенных переселенцев создавало новые населенные пункты, при этом они могли причисляться к уже существующим сельским обществам, но чаще всего образовывали самостоятельные сельские общества, а в ряде случаев могли какое-то время существовать вне системы сельских обществ. Землю переселенцы либо покупали, либо арендовали, с надельной землей они распрощались на старом месте жительства. Причисление переселенцев к сельскому обществу крестьян-старожилов совсем не означало выделение им (переселенцам) какого-то клочка из фонда надельной земли. Крестьянское землевладение и землепользование отличалось большим разнообразием. Сельское общество – это, в большинстве случаев, социально-административная ячейка крестьянского сословия в Российской империи, но далеко не всегда оно одновременно являлось и поземельной общиной. В Уфимской губернии в начале ХХ века сельское общество и крестьянская поземельная община полностью совпадали друг с другом не в абсолютном большинстве случаев. Вновь образованный переселенцами населенный пункт чаще всего назывался починком. В одних случаях починок основывался выходцами из одной губернии, иногда даже одной волости, в других случаях – уроженцами разных губерний, имевших к тому же до 1861 года совершенно разный сословный статус. В вышеупомянутом справочнике жители переселенческих селений обозначены как переселенцы-собственники и переселенцы-арендаторы. Информация в справочнике, конечно, не совсем точная, грубая: на самом деле в 1913 году в одном крупном селе могли проживать и бывшие помещичьи, и бывшие государственные крестьяне, и переселенцы из разных мест разной национальности, и все в рамках одного сельского общества. Однако в общем и целом это издание представляет несомненную ценность для историков-краеведов.

Большой интерес представляют также издание «Переселенцы и переселенческое дело Уфимского уезда» 1898 года и аналогичные справочники по другим уездам Уфимской губернии. Оттуда можно почерпнуть сведения и по тем населенным пунктам, которые исчезли в советское время: год их основания, на какой земле возникли, из каких губерний приехали первые поселенцы и т. п. В 1913 году пореформенные переселенцы и их потомки составляли только 13 % крестьянства Уфимской губернии, но среди русских крестьян их было около трети, ведь подавляющее большинство переселенцев составляли славяне (украинцы и белорусы считались частью русского народа). Если предполагать, что у современного человека среднего возраста в конце XIXвека было восемь ближайших предков (прабабушки, прадедушки), то у славянина, проживающего сегодня в Уфе или вообще в Башкортостане, с большой долей вероятности кто-то из предков переселился в Уфимскую губернию между 1865 и 1914 годами. Историческая память в разных семьях разная, кто-то до сих пор помнит, откуда приехали предки, кто-то нет. Например, многие уроженцы Бедеевой Поляны, даже давно проживающие в Уфе, безо всякой справочной литературы знают, что их предки приехали из Вятской губернии, хотя было это почти полтора века назад, в 1874 году. Среди переселенцев было не так уж мало внутригубернских, и даже внутриуездных. Последние не были переселенцами в полном юридическом смысле слова, так как в пределах сельской местности своего уезда крестьянин мог передвигаться без паспорта. Среди поселенцев, создавших в конце XIXвека Ситниковский починок в Благовещенской волости Уфимского уезда, кроме уроженцев других губерний были и крестьяне деревни Алаторка Архангельской волости того же уезда по фамилии Петинцевы (старообрядцы по вероисповеданию). Между Алаторкой и Ситниками всего 30 верст.

Если деревня, в которой жили ваши предки на момент 1900 года, до сих пор существует, то вам было бы полезно съездить туда с фотоаппаратом, пообщаться с местными жителями, посетить библиотеку, музей (если есть) и сходить на кладбище. Есть вероятность, что вы найдете могилы дальних родственников. Любая косвенная информация может стать определенным звеном в вашем «расследовании». Итак, еще до похода в исторический архив вы можете выяснить, хотя бы предположительно, проживали ли ваши предки в здешних краях на момент крестьянской реформы и образования Уфимской губернии (1865 год) или они были пореформенными переселенцами, и даже к какому разряду крестьян они относились до 1861 года. Например, если ваши предки по какой-нибудь линии приехали из Вятской губернии (в Уфимском уезде к концу XIXвека выходцы оттуда составляли более 60 % всех пореформенных переселенцев), то следует знать, что подавляющее большинство ее жителей относилось к государственным крестьянам, а помещикам принадлежало только 5 % всего крестьянского населения.

В наши дни обращаться в Национальный архив РБ гораздо более резонно, чем еще десять лет назад. Лично я посоветовал бы в первую очередь заказать материалы вышеупомянутой сельскохозяйственной и поземельной переписи 1917 года по тем населенным пунктам, где жили ваши предки. Десять лет назад их не выдавали, да и сейчас далеко не в каждом региональном архиве огромной России они доступны всем желающим.

Окончание следует...

Автор:Александр БАРАНОВСКИЙ
Читайте нас: