Все новости
ХРОНОМЕТР
19 Июня 2022, 15:00

Прибежище для поляков

Порой кажется, что история развивается по своим законам, которые не зависят от воли человека, от его желаний или убеждений. Оглядываясь назад, можно уверенно предположить, что главным историко-образующим вектором является государственный интерес, которому подчиняются и воля человека, и его желания, и убеждения. А вот жизнь конкретного человека может стать игрушкой в руках госпожи Истории.

Венский конгресс 1815г.
Венский конгресс 1815г.

Немалый приток польского населения в пределы Оренбургской губернии имел место после событий 1863 года. Чтобы яснее представить картину тех печальных событий, нужно совершить небольшой экскурс в историю. По итогам Венского конгресса в 1815 г. большая часть Герцогства Варшавского отошла к России. Еще две части страны остались за Пруссией и Австрией. Неоднозначна судьба польского народа. Но, войдя в состав России, он получил свою конституцию, имел выборный сейм, свое правительство и армию. Однако для поляков это все равно означало подчиненное положение.

В ноябре 1830 г. в Польше вспыхнуло восстание. Наместник Константин Романов бежал из Варшавы. Путем вооруженной интервенции российским властям в сентябре 1831 г. удалось подавить восстание, конституция была упразднена. Новое оживление национального движения было тесно связано с реформами в России. В 1860 г. по всей Польше прокатываются патриотические манифестации. А в ночь с 22 на 23 января 1863 г. произошли нападения на русские гарнизоны. 23 января был опубликован манифест. Он провозгласил независимость Польши. В феврале – августе 1863 г. восстание достигло наивысшего подъема: число повстанческих отрядов возросло, восстание перекинулось на Литву, Белоруссию, Правобережную Украину. Однако судьба восстания была предрешена. К маю 1864 г. оно было подавлено. Тысячи участников и «сочувствующих» были подвержены высылке с родных мест. Среди них – и те, кто выслан в Оренбургскую губернию на жительство под надзор полиции за причастность к событиям 1863 года. На тот период Уфа в статусе гражданского губернского города входила в состав Оренбургской губернии.

Большую исследовательскую работу по этой теме провел начальник отдела публикации и научного использования документов ГБУ «Государственный архив Оренбургской области» Сергей Алексеевич Четвериков. Исторические выкладки, цифры взяты из опубликованных им статей. Первоначально в Оренбургской губернии предполагалось разместить 148 польских ссыльных, однако к началу июня 1864 года в губернию на жительство под надзор полиции были присланы 278 человек, а к середине 1865 года – 506 человек. Кроме того, к водворению на казенных землях Оренбургского и Челябинского уездов был определен 831 человек, из которых в Уфу на распределение прибыли 754 человека.

Сведения о месте происхождения имеются у 417 человек, высланных на жительство под надзор полиции в Оренбургскую губернию. В частности, из них 91 человек были уроженцами Варшавской губернии, 82 человека являлись уроженцами Виленской губернии, 60 человек были уроженцами Ковенской губернии, 49 человек – уроженцами Гродненской губернии, 23 человека – уроженцами Минской губернии, 22 человека – уроженцами Могилевской губернии, 18 человек – уроженцами Витебской губернии.

Ссыльные поляки 1863 г.
Ссыльные поляки 1863 г.

Большим разнообразием отличался список «преступлений», считавшихся политическими. Это – неблагонадежность в политическом отношении, участие в мятеже, нахождение в шайке мятежников, доставление в шайки мятежников оружия, корреспонденции, провианта и теплых вещей. А также политическими преступлениями считались принадлежность к революционным организациям, хранение у себя в доме припасов, оружия и запрещенных сочинений, подговор крестьян к восстанию и недонесение начальству на мятежников, вредное влияние на общественное спокойствие, принятие у себя в доме мятежников.

Национальный архив Республики Башкортостан не может соперничать с Оренбургским «собратом» по количеству хранимых документов в формате данной темы, но и даже сравнительно небольшое количество приоткрывает страницы прошлого. Высвечиваются трагические моменты, которые говорят в пользу пресловутого человеческого фактора, нежели карающей десницы государства.

Примером этому может служить дело Витебского судебного правления по отношению дворянина Антона Антоновича Мацкевича, назначенного на высылку в Оренбургскую губернию. Дело было начато 1 января 1864 года.

Согласно статейному списку Антону Мацкевичу исполнилось 40 лет, он был воспитан в римско-католической вере. По описанию он имел рост 2 ар. 4 верш. Его волосы были седыми, имелись бакенбарды и седая борода. Глаза у него были голубые, а лицо – морщинистое. Особых примет он не имел.

В приговоре дела значилось: «за сокрытие машины для литья пуль и имение гимна революционного содержания подвергнуть административному взысканию по усмотрению начальника Витебской губернии». Дальнейшее изучение архивных документов выявляет, что Мацкевич ругал царя, а поляков хвалил, и он читал политические газеты. Это содержалось в доносе мещанина Мартынова и крестьянина Артемия Васильевича. Крестьян отпустили, т.к. они привлекались первый раз. Артемий Васильевич сказал, что постарается выжить Мацкевича. Беда Мацкевича состояла в том, что он угощал крестьян водкою и рассуждал о новом царе. Мацкевич читал какой-то манифест о том, кто избран Польским королем. Артемий Васильевич все-таки позднее сознался, что оговорил Мацкевича. И хотя Мацкевич с обвинениями в свой адрес не согласился и объяснил, что Артема он неоднократно бранил за распутное поведение и за воровство, у суда вызвало подозрение обнаружение у подсудимого формы для литья пуль и польского гимна революционного содержания. Суд постановил подвергнуть Антона Мацкевича административному взысканию на усмотрение начальства. Начальник Витебской губернии, наверное (мое предположение), решил «выслужиться» и взял во внимание разговор Мацкевича с крестьянами. Жена помещика была признана благонадежною и преданною правительству. Мацкевич, один, был приговорен к высылке в отдаленную губернию России. Подсудимый содержался под арестом в Витебске.

Польский мятеж в Сибири
Польский мятеж в Сибири

В прошении Антона Мацкевича на имя «Его Превосходительства господина Оренбургского Гражданского губернатора» сообщалось, что он прибыл в Уфу 24 июля и пользовался получением кормовых денег до 21 августа, после чего ему была прекращена выдача денег. Не имея решительно никаких средств содержания, он принужден был жить в долг в ожидании получения пособия. Подпись: «Дворянин Антон Мацкевич 1864 8 ноября г. Уфа».

В народе говорят: «Лес рубят, щепки летят». Когда маховик государственной машины начинает работать быстрее, то в водоворот карающих мероприятий порой затягивает людей, имеющих косвенное отношение к антигосударственным событиям: срабатывает предательское желание отдельных лиц утопить соседа, выгадать на чужом горе. История стара как мир. Я не знаю, что стало в дальнейшем с Антоном Мацкевичем. Возможно, где-то в архивных бумагах можно найти пути его дальнейшей судьбы.

Сергей Алексеевич Четвериков обнаружил документ, который гласит, что 3 декабря 1864 года гражданский губернатор Г.С. Аксаков обратился к министру внутренних дел с просьбой увеличить размер содержания, выплачиваемого лицам, высланным в Оренбургскую губернию.

Как бы то ни было, Уфа вновь стала прибежищем для поляков – городом, где они нашли благосклонное отношение к своей участи.

Автор:Ирина БАККЕ
Читайте нас: