Если этих цитрусов нет – и Нового Года будто тоже нет. Он теряется в иных запахах, и далеко не экзотических. Так вышло, что после ёлки, у нас в Отечестве мандарины прочно заняли второе место, с которого не сдвинуть их и не спихнуть. И откель мода сия пошла на круглые с пупырышками вовнутрь? Разумеется, некоторая крупица, кварта людей не в курсе истинного происхождения мандаринов. А уж отчего у нас зимой праздничные столы ломятся от их тяжести, другая и большая её часть народа, вообще ни сном, ни духом. Зато все дружно, после боя курантов, после бокальчика шампанского и умопомрачительно вкусного винегрета уминает один за другим мандарины, аж с губ стекает обильная слюна.
А истина где-то рядом, под боком. За углом. Достаточно проявить любопытство для должного поиска и… Для начала стоит сказать, что родились они, сладкие, в Китае. В Европу завезли их, что поразительно, довольно поздно – в XIX веке. Имечко позаимствовали у португальцев, а те в свою очередь их назвали так в честь китайских советников, что носили одежду оранжевого цвета. Сам фрукт очень почитался китайцами ещё 1000 лет до н.э. Каждый гость (званный и незваный), приходящий в новогодние праздники, должен одарить хозяина парой оранжевых плодов, а тот вручал такое же подношение всем, кто покидал его жилище. Сия церемония, по учению фэн-шуй, что привлекает, заманивает богатство в дом, потому что словосочетание «пара мандаринов» созвучно слову «золото». К прочему, зимой в Китае было принято украшать дом миниатюрным мандариновым деревом, увешанным яркими плодами. Мы тоже не хухры-мухры, иногда свершаем нечто уникально-обыденное: ёлки увешиваем этими китайскими фруктами. Это вам не апельсины-бомбы, что своей громоздкостью просто-напросто повалят ёлку. Кажется иногда, что мандарины просто рождены для новогодних празднеств.
И на повестке дня всё же остался вопрос вопросов. Отчего у нас-то этот мандарин в новогодние праздники чувствует себя почти генералом. Чай, мы не китайцы! Вот тут, кажется, нет чёткого вразумительного ответа. Разве что… в далеком 1963 г. в Ленинград (есть одна история) причалил корабль из Африки и привез к новогодним праздникам на прилавки советских магазинов дешевые забавные на вид фрукты. То были марокканские Клементины.
Конечно, от сего только фыркнуть хочется. Вдобавок есть более-менее удобная версия: на территории Советского Союза из фруктов к новогоднему столу выращивались лишь мандарины да зимние сорта яблок. Из-за наличия железного занавеса торговля с другими странами недостаточно была активна, чтобы снабдить всё население страны свежими фруктами других видов в зимнее время. А организм человека всегда нуждается в витаминах, даже когда он об этом не догадывается. Жители бывшего СССР получали мандарины из Грузии и Абхазии. Колоритные, хитроумные кавказцы привозили оранжевые плоды в начале декабря, и своим появлением на улицах городов они символизировали скорый приход зимних торжеств.
Ну, как-то так! Но не вполне исчерпывающий, кажется, получается ответ. Почти «ответка», выдранная из школьного учебника по истории, где всё вокруг да около. Прямо-таки ламбада какая-то получается красно-рыжая, оранжевая. В принципе могли и яблоки «нацепить на себя корону». Или земляника, хотя с нею больше заморочек… зимних. Или квашеная капуста – чем не новогодняя вкусняшка! Хи-хи! Но истина так и не раскрылась, как хотелось бы. Не отобразила весь спектр правдивой красоты. И причём тут китайцы? Или у нас в роду, в крови примешался ген китайца и поэтому цитрусы покушиваем тоннами. Не знаю! Пойду, лучше съем на сон грядущий штучек десять-двадцать, не больше, мандаринчиков. Может мысль какая светлая придёт на ум.