Все новости
ХРОНОМЕТР
18 Декабря 2021, 17:00

Послание далеких предков. Часть первая

Общепринятой версии происхождения названия города Уфы нет до сих пор. То есть версий-то много: есть версии, восходящие к тюркским языкам, есть – к финно-угорским, есть напоминающие анекдот «народные» версии.

Но есть версия, малоизвестная широкой публике, согласно которой история нашего города погружается в еще большую глубь веков: если раскопанному археологами на территории Уфы древнему поселению, называемому археологами городищем «Уфа-II», около полутора тысяч лет, то название «Уфа» вдвое старше – три тысячелетия. Трудно сказать, был ли здесь в ту пору город или хотя бы поселение (вероятно, было, – уж больно место удобное и красивое), но есть основания считать, что название «Уфа» было известно окрест уже в той седой древности…

 

ПОЧЕМУ УФА ИМЕННО ЗДЕСЬ, ГДЕ УФА?

Странный вопрос? Да нет. Просто сформулировать его надо несколько иначе: «Мог ли город, основанный где-нибудь в другом месте, скажем на месте нынешнего Бирска или Стерлитамака, называться Уфой?» Нет, не мог. Любое поселение, основанное чуть в стороне от того места, где зародился наш город, никогда бы такого названия не получило. И причина тому простая.

Издревле люди нарекали свои города и поселения, расположенные при слиянии двух рек (на стрелке), по названию меньшей реки. Так как большая река была обычно известна всем и представляла своеобразную ось координат, то впадающие в нее речушки определяли точную координату на этой оси. Координата эта мало изменялась со временем, поскольку названия водных объектов, в том числе рек (гидронимы), являются одними из самых стабильных элементов любого языка и часто переходят из одного языка в другой практически без изменений. Так что такая система координат стабильно работала на протяжении веков и тысячелетий. Отсюда появились Самара и Царицын при впадении рек Самары и Царицы в Волгу. Город Сыктывкар (в переводе с языка коми означает «город на Сысоле») первоначально носил название Усть-Сысольск. Великий Устюг получил свое первоначальное название, Устюг, по своему расположению у впадения реки Юг в реку Сухону. Река Стерля, впадая в Ашкадар, дала свое название городу Стерлитамаку («устье Стерли» по-башкирски). А вот что писал известный уфимский краевед П. Ищериков про город Бирск: «Когда Бирск назван своим настоящим именем (от речки Бирь) – неизвестно. Вероятно, наименование новых крепостей по названиям притоков Белой Воложки (древнерусское название реки Белой – В. А.) имело в то время географическое значение, служило точным обозначением достигнутых на востоке рубежей на главной и наименее безопасной для завоеваний дороге – Белой Воложке». Вспомним, что так же, по рекам, продвигался, завоевывая Сибирь, и Ермак. Кстати, в Сибири за себя говорят такие названия, как Усть-Кут в Иркутской области, в верхнем течении реки Лены, у места впадения в нее реки Куты, или Усть-Илимск – город в той же Иркутской области, но на реке Ангаре при впадении в нее (ныне в Усть-Илимское водохранилище на Ангаре) Илима. Можно найти еще не один такой пример.

Так что Уфа получила имя благодаря своему соседству именно с устьем реки Уфы, которая носит также башкирское имя Караидель, а горожанами ласково зовется Уфимкой. Даже родясь на берегах (а не возле устья) самой реки Уфы, город, скорее всего, получил бы другое название. Районный центр Караидель здесь не пример – это продукт деятельности администраторов советского периода. Например, официальный сайт администрации Караидельского района сообщает нам следующее: «Караидельский район образован 20 февраля 1932 года Постановлением Президиума Башкирского центрального исполнительного комитета. С образованием района районный центр из волостного центра Байки был переведен к судоходной реке Уфа, или по-башкирски – Караидель, что означает Черная река. До этого времени с. Караидель называлось Усть-Багазы по названию реки Багазка, которая впадает в Уфимку».

Правда, возникает вопрос: автор рассуждает, что Уфа возникла при впадении Уфимки в Белую, но от Монумента Дружбы, где была построена крепость, до устья Уфимки довольно далеко, – где же логика? Вопрос справедливый, и первый ответ на него прост: русла Белой и Уфимки непрерывно меняются, причем весьма быстро. Вот, например, остров у железнодорожного моста на наших глазах превращается в полуостров – соответственно, русло Белой отходит от города. Когда-то обе реки текли прямо у подножия уфимских обрывов – собственно, эти обрывы реками и сделаны. Так, Уфимка, вероятно, текла там, где сейчас вдоль бывшей слободы Золотухи и нынешней Пугачевской улицы проходит дорога к новому мосту у Каменной переправы. На правом берегу река подмывала гору, вызывая осыпи в свое русло, а левый берег (внешняя сторона крутой дуги) размывался под действием резко меняющего направление быстрого течения. Метр за метром русло отдалялось от горы, на которой стоит Уфа, и наконец образовался большой полуостров в пойме рек Белой и Уфимки – ныне этот район именуется Кузнецовским затоном. Когда-то же устье Уфимки располагалось, по-видимому, возле места, где впоследствии построили авторемонтный завод, ныне забытый ориентир (здесь кончается идущая от Монумента Дружбы и закрытого ныне в трубу устья реки Сутолоки набережная и начинается Пугачевская улица). Если допустить, что это было так, то всякие сомнения в том, где возникла Уфа, исчезают.

 

УФА СТАРАЯ ИЛИ УФА НОВАЯ?

Но есть и второй ответ на поставленный вопрос: нынешняя Уфа получила свое название от одноименного поселения, существовавшего еще до основания русской крепости. И такая версия находит свое подтверждение. Лишь недавно я задумался над вопросом: почему мы называем Старой Уфой район на Усольской горе, хотя в 1574 году Иван Нагой заложил крепость там, где ныне расположен Монумент Дружбы, а первой улицей нового города стала улица Посадская, идущая вдоль правого берега речки Сутолоки у подножья холма, на котором стояла эта крепость?

Пояснение одного известного краеведа, что название Старая Уфа появилось весьма поздно (то ли в XVIII, то ли в XIX веке, так сказать, на бытовой почве), меня не удовлетворило. Обычно все-таки народ называет старым то, что старше. То есть получается, что к моменту появления «царевых» людей Ивана Нагого на Усольской горе (возможно, как раз над авторемонтным заводом) было какое-то поселение, и, возможно, оно звалось Уфой. Кстати, уместен пример: всем известен город Рязань, хотя это совсем не та столица Рязанского княжества, которую сжег хан Батый в 1237 году, – та находилась в 50 километрах от нынешней, пришла в запустение, а теперь на месте древней Рязани есть лишь городище, активно исследуемое археологами и именуемое Старой Рязанью.

Кстати, версия о существовании на Усольской горе древнего поселения, давшего имя вновь основанному городу, представлена еще в XVIII веке Петром Ивановичем Рычковым в его книге «Топография Оренбургской губернии». В этой книге, в одиннадцатой главе, носящей название «О городе Уфе и о всей Уфимской провинции», он пишет: «О звании города Уфы можно догадываться, что оно не вновь ему придано, но паче возобновлено прежнее, и сущее то, которым нагайские ханы, исстари живучи в здешних местах, город свой именовали, ибо никакого резона не видно, чтоб городу, построенному над самой рекой Белою, коя величиною против Уфы вдвое больше, именоваться по реке Уфе, которая в реку Белую впадает с правой же стороны по течению ее, версты с три выше города, где никакого городового строения нет. К тому ж над самой рекою Уфою от города верстах в пяти, на весьма высоком и прекрасном месте, поныне видно татарское городище, где, как сказывают, нагайские ханы живали. И так могло быть, что оное городище по реке Уфе, текущей подле него, прежде нынешнего города Уфы, Уфою именовано, а тому последуя и российского построения город Уфа ж названа. Башкирцы реку Уфу называют Уфа-Идель, что значит Уфа-река, а Белую – Ак-Идель, то есть белая река». И далее: «Знатный башкирский старшина Нагайской дороги Каратабынской волости Кедряс Муллакаев в изъяснение сего объявил, аки бы задолго до покорения российскому скипетру Казанского царства и башкирцев на самом том месте, где ныне город Уфа, был великий город, который простирался вверх по реке Белой до устья реки Уфы, и до Уфимских, то есть при реке находящихся, гор, так что жительство его распространялось по длине верст на десять». Далее Рычков приводит легенду о великом змее, приходившем в город и заражавшем всех своим ядом, от которого часть жителей города погибла, а остальные покинули город, после чего «оный ядовитый змей спрятался в находящуюся при реке Уфе гору и исчез, так что более уж никакого вреда от него не было».

Окончу на этом цитирование и скажу вот о чем. Рычков пишет, что башкиры называли реку Уфа-Идель, но редактор в примечании поправляет автора – эта река именуется по-башкирски Кара-Идель. Полагаю все же, что прав Рычков, ибо он записал то, что слышал от местных жителей, а к разгадке двойственности названия реки Уфы мы еще вернемся. Под змеем же, умерщвлявшим жителей Уфы своим ядом, скорее всего, следует понимать эпидемию, повлекшую гибель многих людей и заставившую выживших покинуть зараженный город. Здесь уместно вспомнить об эпидемии (пандемии) чумы, начавшейся (или же замеченной) в 1346 году где-то к северу от Азовского и Черного морей, завезенной генуэзцами в страны Средиземноморья, в последующие годы распространившейся от Испании до Норвегии и от Англии до Руси и уничтожившей одну треть населения Европы. Вероятно, задела эпидемия и наши края. После этой страшной катастрофы город смог восстановить свое величие и значение, уже будучи в составе Русского государства.

Как бы то ни было, свидетельство Рычкова подтверждает предположение о том, что еще до основания русской крепости существовал город (или по крайней мере поселение) с названием «Уфа» и располагался он на горе над устьем реки Уфы, давшей ему свое имя. Вероятно, и Усть-Уфимское городище железного века, расположенное на горе над Каменной переправой, одно из подтверждений этому, хотя свое название оно получило в новое время. Возможно, что это и было первое поселение, названное Уфой.

 

ОТ ИСТОРИИ К ГЕОГРАФИИ

А сейчас разберемся, почему же русская крепость была основана именно в этом месте, а не где-нибудь в районе Благовещенска или Охлебинино – в местах очень красивых и удобных, и почему крепость поставили не на Усольской горе, не на Черкалихиной горе, где ныне памятник Салавату Юлаеву, или не на месте, где ныне мусульманское кладбище. Ведь любое из этих мест в силу своей высоты дает гораздо более широкий обзор, что гораздо лучше позволяет контролировать окрестности и своевременно заметить приближение врага. Но крепость поставили фактически в низине. Почему? В месте расположения, по-видимому, и кроется ответ на вопрос, зачем, собственно, построили крепость.

Понятно, что, находясь в центре современной Башкирии, крепость не могла реально препятствовать набегам на башкир агрессивных соседей с юга, – эта задача была решена лишь в XVIII–XIX веках с основанием Оренбурга и строительством пограничных линий из цепи укреплений и казачьих станиц. Не могла маленькая крепость с малочисленным гарнизоном и защитить много людей за своими стенами. Поэтому основная цель создания ее была в другом, а именно в контроле над водными путями – главными стратегическими дорогами того времени – всего Южного Урала. Уфимка течет с севера и своими притоками, в первую очередь Аем и Юрюзанью, обеспечивает доступ в самое сердце Урала. Белая течет с юга и охватывает своим бассейном огромную территорию Предуралья и Урала. А у слияния этих рек стоит город, базируясь в котором и двигаясь по самым удобным для того времени и дешевым водным путям, можно легко попасть практически в любую точку огромного богатого края хоть для сбора дани, хоть для других целей. Полагаю, что одной из этих «других» (а возможно, и главной) целей была добыча полезных ископаемых Урала, прежде всего металлов: меди и железа. Поэтому-то крепость и основали не на высоких кручах, а поближе к реке, к месту, где можно было устроить пристань.

Замысел основателей нового города Московского царства оправдался полностью: еще во второй половине XIX века и первом десятилетии ХХ века по горным рекам в паводок сплавлялись барки с продукцией металлургических заводов Южного Урала. По Белой – из Тирляна, Белорецка и других заводов, бывших ниже по течению; по Уфимке и ее притоку Аю – даже из Златоуста, находящегося фактически на гребне Уральского хребта. И пути всех этих речных караванов сходились в Уфе!

Положение Уфы на речных путях уникально – другого такого места просто нет. Так что тот, кто выбирал место на Южном Урале для опорного пункта государства Российского, не только прекрасно знал географию этих мест, но и, похоже, ведал о наличии в недрах уральской земли несметных богатств. Откуда? На этот вопрос пока нет четкого ответа, но его поиск подводит нас ближе и к ответу на вопрос: что значит слово «Уфа» и кто назвал так реку?

 

Продолжение следует...

Автор:Владимир АГТЕ
Читайте нас: