Все новости
ХРОНОМЕТР
13 Декабря 2020, 11:32

Языческие традиции в современной культуре

Когда-то за сломанную ветку в священном лесу человека могли предать немедленной смерти. Нам малопонятна эта первобытная жестокость, но для древних она имела вполне практический смысл. Деревья в священном лесу – место обитания божества. Сломать ветку – значит причинить божеству боль. А за боль оно будет мстить людям природными катастрофами и неурожаем. Нужно показать обиженному духу, что людская община не с тем, кто провинился, что она от него отмежевывается и сама наказывает его – только для того, чтобы дух не начал мстить сам.

Это не дикость. Это воззрения древних людей. Элементы традиционной культуры, как сейчас выражаются исследователи.
Гай Юлий Цезарь, хорошо изучивший Галлию, писал, что у жителей этой страны был такой обычай. Они сплетали полое чучело из прутьев – такое большое, что в каждую его руку или ногу могло поместиться по несколько человек. Это чучело доверху набивали теми, от кого хотели избавиться, кого считали либо преступниками, либо изгоями, а затем поджигали. Так выглядело галльское жертвоприношение богам.
Но самыми кровавыми ритуалы были в Центральной и Южной Америке. Сама мифология древних индейцев подсказывала им обычай массового кровопролития. Боги требовали крови – без нее они не могли жить. А если вовремя не подкормить их, вселенная рухнет. Эта перспектива пугала обитателей империи майя, а затем и ацтеков. У последних существовали праздники, во время которых людей приносили в жертву тысячами.
Повсеместно были распространены обряды «похорон» различных ритуальных персонажей – Марены, Ярилы, Костромы, во время которых соломенное чучело такого персонажа топили, сжигали или разрывали на части. Возможно, в глубочайшей древности место чучела занимал живой человек.
Все эти обряды кажутся нам дикими, первобытными. Мы думаем, что уже расстались с нашим языческим прошлым. И нам может показаться удивительной сама мысль о том, что язычество никуда не ушло из нашей жизни – оно присутствует в повседневности в виде традиций, которые стали неотъемлемой частью нашей культуры и быта.
Все мы привыкли к тому, что известным людям прошлого ставят памятники за их заслуги. Но что такое памятник, откуда взялся этот обычай? Древние греки изображали царей и героев, которые после смерти становились духами-покровителями своей местности или общины. Статуя героя – по сути, кумир (в прямом смысле этого слова).
У славян был обычай почитания предков – дедов, как собирательно их называли. Одним из важнейших божеств семейного культа был Род со своими спутницами рожаницами – они укрепляли единство племени и родового клана. Люди древности мастерили их деревянные фигурки, имевшие культовое значение.
Древнегреческий обычай ставить памятники покровителям-предкам нашел благодатную почву по всей Европе. Сейчас, возлагая цветы к одному из них, мы даже не задумываемся, что совершаем древнейший обряд подношения даров кумиру. Только наши кумиры не требуют крови, как боги иных времен и народов. Смысл этого акта забылся – остался лишь красивый обычай, который мы воспринимаем как привычное явление.
Этот древнейший обычай настолько глубоко укоренился в нашем сознании, что возродился спустя столетия. Газовые костры горят перед памятниками героям, которых мы почитаем. Мы больше не поклоняемся языческим божествам, но мы преклоняемся перед стойкостью и мужеством тех людей, которые отдали свои жизни ради победы. Нам до сих пор кажется, что у них был какой-то особый, героический характер.
До сих пор живы многие традиции, корнями уходящие в незапамятную языческую старину. Недалеко от того же Великого Новгорода сохранился обычай: молодожены приезжают к особому источнику, расположенному в сельской местности, и оставляют небольшие подношения, призванные укрепить любовь и сделать счастливым их брак. В наших глазах это красивый старинный обычай, не более того. Но новгородские исследователи совершенно справедливо возводят его еще к тем временам, когда славяне поклонялись источникам и колодцам, что хорошо известно по летописям.
Обычаи языческой старины окружают нас повсюду. Они настолько привычны, что мы не замечаем их. Сама мысль о том, что язычество не ушло, что оно продолжается в виде элементов современной культуры, может показаться нам странной и даже шокирующей. Но, тем не менее, это так.
Культура многогранна, она состоит из разных слоев. Но даже самые древние из них умудряются приспосабливаться к современному урбанистическому образу жизни и находят в нем свое место. Даже не задумываясь об этом, мы, люди третьего тысячелетия, продолжаем традиции, заложенные нашими предками две, три, а то и пять тысяч лет назад.
Денис МОРОЗОВ
Читайте нас: