Это не дикость. Это воззрения древних людей. Элементы традиционной культуры, как сейчас выражаются исследователи.
Гай Юлий Цезарь, хорошо изучивший Галлию, писал, что у жителей этой страны был такой обычай. Они сплетали полое чучело из прутьев – такое большое, что в каждую его руку или ногу могло поместиться по несколько человек. Это чучело доверху набивали теми, от кого хотели избавиться, кого считали либо преступниками, либо изгоями, а затем поджигали. Так выглядело галльское жертвоприношение богам.
Но самыми кровавыми ритуалы были в Центральной и Южной Америке. Сама мифология древних индейцев подсказывала им обычай массового кровопролития. Боги требовали крови – без нее они не могли жить. А если вовремя не подкормить их, вселенная рухнет. Эта перспектива пугала обитателей империи майя, а затем и ацтеков. У последних существовали праздники, во время которых людей приносили в жертву тысячами.
Повсеместно были распространены обряды «похорон» различных ритуальных персонажей – Марены, Ярилы, Костромы, во время которых соломенное чучело такого персонажа топили, сжигали или разрывали на части. Возможно, в глубочайшей древности место чучела занимал живой человек.
Все эти обряды кажутся нам дикими, первобытными. Мы думаем, что уже расстались с нашим языческим прошлым. И нам может показаться удивительной сама мысль о том, что язычество никуда не ушло из нашей жизни – оно присутствует в повседневности в виде традиций, которые стали неотъемлемой частью нашей культуры и быта.
Все мы привыкли к тому, что известным людям прошлого ставят памятники за их заслуги. Но что такое памятник, откуда взялся этот обычай? Древние греки изображали царей и героев, которые после смерти становились духами-покровителями своей местности или общины. Статуя героя – по сути, кумир (в прямом смысле этого слова).
У славян был обычай почитания предков – дедов, как собирательно их называли. Одним из важнейших божеств семейного культа был Род со своими спутницами рожаницами – они укрепляли единство племени и родового клана. Люди древности мастерили их деревянные фигурки, имевшие культовое значение.
Древнегреческий обычай ставить памятники покровителям-предкам нашел благодатную почву по всей Европе. Сейчас, возлагая цветы к одному из них, мы даже не задумываемся, что совершаем древнейший обряд подношения даров кумиру. Только наши кумиры не требуют крови, как боги иных времен и народов. Смысл этого акта забылся – остался лишь красивый обычай, который мы воспринимаем как привычное явление.
Этот древнейший обычай настолько глубоко укоренился в нашем сознании, что возродился спустя столетия. Газовые костры горят перед памятниками героям, которых мы почитаем. Мы больше не поклоняемся языческим божествам, но мы преклоняемся перед стойкостью и мужеством тех людей, которые отдали свои жизни ради победы. Нам до сих пор кажется, что у них был какой-то особый, героический характер.
До сих пор живы многие традиции, корнями уходящие в незапамятную языческую старину. Недалеко от того же Великого Новгорода сохранился обычай: молодожены приезжают к особому источнику, расположенному в сельской местности, и оставляют небольшие подношения, призванные укрепить любовь и сделать счастливым их брак. В наших глазах это красивый старинный обычай, не более того. Но новгородские исследователи совершенно справедливо возводят его еще к тем временам, когда славяне поклонялись источникам и колодцам, что хорошо известно по летописям.
Обычаи языческой старины окружают нас повсюду. Они настолько привычны, что мы не замечаем их. Сама мысль о том, что язычество не ушло, что оно продолжается в виде элементов современной культуры, может показаться нам странной и даже шокирующей. Но, тем не менее, это так.
Культура многогранна, она состоит из разных слоев. Но даже самые древние из них умудряются приспосабливаться к современному урбанистическому образу жизни и находят в нем свое место. Даже не задумываясь об этом, мы, люди третьего тысячелетия, продолжаем традиции, заложенные нашими предками две, три, а то и пять тысяч лет назад.