Все новости
ХРОНОМЕТР
7 Ноября 2020, 14:54

Предзимник

Ноябрь – последний календарный месяц осени. Издавна на Руси в народе называли его предзимником.

Ноябрь – сентябрев внук, октябрев сын, а декабрь – родной брат. Предзимний месяц сковывает землю и воды, мостит льдом водоемы. Открытой воде приходит конец. В ноябре нет постоянства в погоде. Все чаще хмурится низкое небо, сыплет моросливой мглой. В ненастье на дню семь погод. Дождь со снегом вокруг сеет, веет, крутит, сверху льет и снизу метет. Набирает силу седая чародейка. Донимает морозом, холодными ветрами. Теряя тепло, стынет земля. Порывистый ветер срывает последние листья с деревьев.
На нивах шум работ давно умолк. Опустевшее, безмолвное поле кажется сиротливым под сумрачным небом. Как к живому существу, обращались к нему на прощание крестьяне: «Отдыхай, полюшко-поле, ожидай весны да нас, пахарей». Плохо ли, хорошо, а осенью земля одаривает крестьянина за труд. В каждом сельском доме какой ни есть, но прибыток. В самую пору малость отдохнуть, попраздновать, повеселиться. В старину в народе бытовала присказка: «В ноябре даже у воробья пир горой».
На Руси обычаи, традиции передавались из поколения в поколение. Свои праздники селяне увязывали, как правило, с православными христианскими праздниками. Сельские жители весьма чтили Кузьминки (24 ноября) в память святых Козьмы и Дамиана. По народному поверью, оба они были простыми работниками, подряжались на кузнечные дела, молотьбу. За свою работу денег не брали, за что их называли бессребрениками. В деревнях Кузьминки слыли девичьим праздником. Кузьму и Демьяна (так фамильярно, по-свойски в просторечии величали их крестьяне, даже объединяя в одно действующее лицо – Кузьма-Демьян) почитали как покровителей домашнего очага, семейного счастья.
К Кузьминкам примыкает день Кочета (петуха) – куриный праздник. И тут не обходится без Кузьмы-Демьяна. Их считают защитниками кур. Сажая наседку в гнездо, устроенное в корзине или кошелке, хозяйка обращается к ним с мольбой: «Батюшка, Кузьма-Демьян, сделай так, чтобы писклятки (цыплятки) водились». Радостным событием в деревенской жизни были свадьбы. Считалось, что лучшая для них пора – от Покрова (14 октября) до конца ноября, когда настает сорокадневный Рождественнский, или Филиппов, пост.
На Руси свадьбы играли широко, раздольно, всей деревней. Строго соблюдались старинные обычаи, обряды. Тут и сватовство, и сговор, и смотрины, и девичник – прощание невесты с «волей вольной», и сбор невесты, и венчание, и княжий стол. Звучали величальные песни, прославлявшие жениха и невесту. Звучали хоровые и обрядовые песни, частушки, разыгрывались лицедейства с причитаниями, заговорами, присказками, загадками. По улицам мчались разнаряженные лихие тройки с колокольцами под дугой.
Праздники и развлечения не были помехой в повседневной деревенской жизни. Дела шли своим чередом. В шутливой поговорке подмечено крестьянское трудолюбие: мужик – проказник, работает и в праздник. На гумнах раздавался дробный перестук цепов – продолжался обмолот хлебов. Тут же, на току, зерно веяли – очищали от мякины, подбрасывая его широкой лопатой на ветер.
В праздник льняниц Параскевы и Ненилы (10 ноября) на деревенской улице устраивали «льняные смотрины». Выставлялись на показ искрящиеся пряди и кудели льна, белоснежные холстины, льняные полотенца и рубахи, украшенные цветастой вышивкой. На лучших мастериц-невест заглядывались парни, да и будущие свекрови.
Втайне невесты обращались к своим святым заступницам с мольбой: «Матушка Прасковея, отдай замуж поскорее»; «Святая мученица Ненила, пошли мне женишка мила».
Дмитрий САМОХИН