Все новости
ХРОНОМЕТР
16 Октября 2020, 12:50

«…Бесстыдный стиль – модерн»

Это сейчас модерн – архитектурный стиль, наиболее популярный в конце XIX – начале XX века, – представляется нам верхом гармонии и совершенства, но при его появлении многим он казался претенциозным, и даже неприличным. Смелость выразительных средств, нетрадиционность форм и архитектурных приемов, первоначально вызывали недоумение и насмешки публики.Валерий Брюсов в стихотворении 1909 года «Я знал тебя, Москва, еще невзрачно-скромной…» писал:

…На месте флигельков восстали небоскребы,
И всюду запестрел бесстыдный стиль – модерн.
Так что вполне возможно, именно так встретили уфимцы постройку особняка богатого купца-хлебопромышленника Павла Ивановича Костерина примерно в 1912 году на пересечении улиц Пушкинской и Александровской. Причудливо орнаментированный фасад, украшенный лепными женскими головками (маскаронами), изображением сов, оскаленных львиных морд, растительным орнаментом был непривычен для провинциального обывателя. И вполне возможно, именно с тех времен берет свое начало одна из самых странных уфимских мифологем – что в этом здании находился публичный дом.
За время моих занятий краеведением, чего только не приходилось слышать по этому поводу! В доказательство былой «публичности» особняка шли и дамочки на фасаде, и ночные жительницы – совы. Один молодой человек поведал, ни много, ни мало о том, что с этих балконов веселые девицы зазывали проезжавших мимо гусар. Каких гусар? И куда это они направлялись? На завоевание Индии? Таким странным образом, в некоторых горячих головах переплетаются обрывки информации, сцены из исторически малодостоверных фильмов («О бедном гусаре замолвите слово», например), ну и, конечно, собственные фантазии.
На самом же деле, в таком небольшом провинциальном городе, как Уфа начала XIX века, все было намного проще и намного скромнее. Публичные дома существовали, но полулегально, в домишках на окраинах, и процветающими эти предприятия не были. В 1900-х годах для уменьшения распространения, тогда смертельно опасных венерических заболеваний, городская дума приняла решение выделить для домов терпимости специальный квартал на Сибирской улице (в районе перекрестка современных улиц Чернышевского и Мингажева). Были построены простые деревянные дома, за обитательницами (а это были в основном полуграмотные крестьянские и мещанские женщины) был установлен постоянный медицинский надзор. Но затея, можно сказать, почти провалилась.
Стоит напомнить, что в 1890-х годах в Уфе было около 50 000 жителей, в 1910-х около 100 000. Для сравнения, 46 000 жителей насчитывается в современном Бирске. Так что практически: все знали всех. И поход чьего-то мужа или сына в «Камалейкины палаты» (названые по имени одного из содержателей – уфимского мещанина Камелетдина Ибатуллина) вряд ли оставался незамеченным. В уфимских архивах я читала направленные в городскую думу заявления владельцев домов о том, что, несмотря на очень низкую плату за услуги, клиентов почти нет, они терпят убытки, и просят о расторжении договоров аренды. Несколько оживился бизнес лишь только с началом первой мировой войны.
И посему, где уж там, и на какие бы средства содержался фешенебельный особняк в самом центре города, по соседству с домами самых известных уфимских богачей? Один местный блогер на полном серьезе писал о том, что в дореволюционные годы любой желающий уфимец мог прийти в дом терпимости, выбрать девушку в шикарном наряде и прийти с ней на бал. Уфа в начале XX века не была Парижем или Рио-де-Жанейро. И не только Уфа. Можно вспомнить о том, как жительница столицы, Анна Каренина, вызвала скандал в обществе, посмев прийти в театр после открытого ухода от мужа. Впрочем, в те времена даже официально разведенная женщина не могла прийти ни на бал, ни в театр, и перед ней закрывались двери всех приличных домов. Порядки в российском обществе тех времен были весьма строгими. Но, как сказал в одном из своих афоризмов писатель Айдар Хусаинов: «Уфимца ни в чем нельзя убедить». И, думается, этот странный миф продолжит свое существование.
Как правило, мифы и легенды появляются там, где отсутствует достоверная информация. А сведений о владельце особняка – Павле Ивановиче Костерине сохранилось очень немного. В Интернете, и из статьи в статью, кочуют одни и те же данные о том, что богатый самарский купец П.И. Костерин приехал в Уфу в 1890-х годах, женился на дочери богатого и влиятельного уфимского купца, бывшего городского головы – Екатерине Поповой.
Но недавно в Национальном архиве Республики Башкортостан мне попалась метрическая запись об их бракосочетании, на самом деле, состоявшемся в октябре 1876 года, когда в Троицкой церкви уфимский временный купец, 24-летний Павел Иванович Костерин, венчался с 17-летней дочерью уфимского купца Павла Васильевича Попова – Екатериной. Сословное звание «временный купец» могло означать, что П.И. Костерин вел деятельность в нашем городе от имени своего отца – самарского купца. Но в 1878 году в метрической записи о рождении сына Николая Павел Иванович указан уже уфимским купцом. Более 25-ти лет П.И. Костерин не являлся владельцем какого-либо дома в Уфе, вероятно, все средства шли на развитие и упрочение дела. И только в 1901 году, к этому времени уже крупнейший в нашем крае хлебопромышленник приобретает усадебное место на углу улиц Пушкинской и Александровской. Уфимский историк М.И. Роднов установил, что Павел Иванович Костерин умер в 1913 году, вскоре после строительства своего нового дома, а его супруга Екатерина Павловна скончалась в 1914. После смерти родителей в особняке на Пушкинской жили два их сына: уфимский купец Сергей Павлович Костерин и капитан судов внутреннего плавания Михаил Павлович Костерин. Вплоть до 1917 года они, а так же еще четыре брата и сестра, были совладельцами «Торгово-промышленного товарищества на паях П.И. Костерина наследники».
Если внешний облик особняка Костерина хорошо известен всем уфимцам, то его внутренняя отделка является мало доступной для осмотра, так как в здании расположена Башкортостанская таможня. В прошлом году по заданию редакции «Истоков» мне удалось увидеть интерьеры этого дома. Я ожидала увидеть характерные для модерна причудливые витые лестницы, необычную планировку помещений. Но внутренняя отделка здания оказался не такой великолепной, как внешняя. В залах, выходящих окнами на современные улицы Пушкина и Карла Маркса, сохранилась прекрасная лепнина с растительными элементами. Сохранились подлинные дубовые двери, чугунная лестница, и несколько участков с цветной керамической напольной плиткой. Стоит сказать, что работники таможни очень бережно относятся к этому замечательному историческому памятнику, в котором им довелось работать.
Хотя прошло уже более 100 лет со времени строительства, а в здании размещались различные организации, но тем не менее, и сейчас во внутреннем декоре чувствуется некоторая незавершенность. Можно предположить, что П.И. Костерин, а затем его наследники, ко времени революции не успели завершить все работы.
Одно обстоятельство, связанное с особняком купца Павла Ивановича Костерина является неоспоримым – это самый приметный и самый известный уфимский архитектурный памятник. И хотя в нашем городе есть довольно много зданий эпохи модерна, дом Костерина наиболее концептуальный и законченный образец этого стиля. В некоторых источниках можно прочитать, что дом построен по проекту известного самарского архитектора А.А. Щербачева, но это только предположение, имя автора проекта точно не известно.
Янина СВИЦЕ
Читайте нас: