Михаил Гундарин: «ИТОГИ 2024: ТЕАТР» (Москва)
Все новости
ХРОНОМЕТР
3 Октября 2020, 12:24

Городок чекистов

Возникал он на пересечении улиц Коммунистической и Гоголя поэтапно. В 1928 году в здании дореволюционной гостиницы Лобанова (Коммунистическая, 27) разместились службы ОГПУ. Но двухэтажное строение оказалось учреждению тесновато, и в 1932 году был утвержден проект возведения с двух сторон пристроев к основному корпусу. Когда завершилась реализация проекта, появилось здание, вытянувшееся по улице Коммунистической почти на квартал.

Одновременно приступили к постройке жилья для уфимских чекистов. В 1931 году на противоположной, нечетной, стороне улицы (Коммунистическая, 40а) начато было возведение жилого трехэтажного дома. Дом и в наши дни отличается скромностью наружной отделки: это соответствовало эстетике эпохи, запечатленной в новостройках в стиле конструктивизм.
Главное же сооружение начинавшего складываться городка чекистов – огромное даже по современным масштабам здание, которое в предвоенные годы именовалось уфимцами «пятиэтажка». Участок под застройку был выделен на нечетной стороне улицы Гоголя, однако по причине большей протяженности фасада с другой стороны зданию присвоили адрес ул. Гоголя, 56. В строящемся доме предполагалось устройство 44 квартир: четырехкомнатных – 4, трехкомнатных – 12, двухкомнатных – 20, и секции из 8 коммунальных. Оборудование квартир соответствовало служебному положению жильцов. В квартирах на 4 и 3 комнаты, предназначенных для высшего начальствующего состава, предполагалось устройство ванных, в двухкомнатных и коммунальных квартирах оборудовались душевые кабины. Во всех квартирах устраивались стенные шкафы с верхней антресолью, в кухнях – шкафы для продуктов, посуды.
Документацию по строительству разрабатывали в проектном отделе Центрального управления по сооружению железных дорог Наркомата путей сообщения СССР – возведение здания поручили строительному управлению Башжелдорстроя. В ту пору в Уфе еще не начали работать крупные тресты, предназначенные для промышленного и гражданского строительства, однако в 1929 году здесь появился трест Башжелдорстроя, ответственный за строительство железной дороги Оренбург – Уфа с продолжением транспортной линии до Кунгура. Одновременно транспортникам поручалось возведение жилых домов и административных зданий. Правда, просуществовал Башжелдорстрой недолго. В связи со строительством крупнейшего в мире Магнитогорского металлургического комбината, гиганта индустрии первой пятилетки, железнодорожное строительство было переориентировано на Восток: предстояло связать железнодорожным сообщением Урал с его запасами железной руды и Кузбасс с богатыми залежами коксующихся углей. Образовали новый трест – Уралжелдорстрой, а его предшественник на территории Башкирии был ликвидирован.
Но даже за короткое время существования (1929–1934 годы) трест Башжелдорстрой оставил о себе приметные вехи в благоустройстве и застройке Уфы. Трест успешно справился с возведением одного из самых больших в предвоенной Уфе жилых домов. Пятиэтажный дом ОГПУ запечатлел архитектурный стиль конструктивизма. В отделке здания практически нет декоративных элементов. После капитального ремонта в 80-е годы стены были покрыты белой плиткой, и восприятие рациональной эстетики было усилено.
Дом ОГПУ получил согласно проекту функциональные отличительные особенности. Впервые в Уфе весь первый этаж был выделен для размещения предприятий торговли. Этаж по улице Коммунистической был предназначен под магазин «Динамо». Приметой времени (эти сведения сохранены в архивных документах) стала организация так называемого «закрытого распределителя» – спецмагазина только для сотрудников ОГПУ. Магазин имел три отдела – универмаг, мясной и овощной. В трудные годы, когда товары распределялись по карточкам, чекисты гарантированно могли приобрести промышленные товары и продовольствие.
Возводилась «пятиэтажка» в исключительно короткие для своего времени сроки – за полтора года (с мая 1932 по октябрь 1933 года). Одновременно перестраивалось под клуб ОГПУ (он получил имя руководителя башкирских чекистов М. Погребинского) здание закрытой в 1930 году синагоги. Молельный зал синагоги был сохранен как торжественно-парадная часть клуба. Справа к нему было пристроен зрительный зал на 750 мест. Под потолком был оформлен фриз с символикой, отражавший в лепных горельефах этапы индустриализации страны, важные эпизоды ее истории. И сегодня входящий в Большой зал Башкирской государственной филармонии может увидеть монументальные сооружения той эпохи – доменные печи, плотину Днепрогэса, водолаза в глубоководном скафандре, стартующий в стратосферу аппарат, героя Гражданской войны Чапаева за пулеметом, героя труда шахтера Алексея Стаханова с отбойным молотком – сюжеты, узнаваемые и наполняющие современников гордостью за перемены в стране.
Правда, первоначальный замысел через несколько лет был пересмотрен: в здании, предназначавшемся для клуба чекистов, был размещен открытый в Уфе Русский театр драмы. А с левой стороны к зданию синагоги были пристроены фойе и новый зал клуба НКВД (так стали во второй половине 30-х годов именовать бывшее ОГПУ).
В 70-е годы, когда Русский театр драмы переехал в специально выстроенное здание на площади Ленина, была осуществлена реконструкция двух залов – театрального и клубного – в единый комплекс Башкирской государственной филармонии.
Радмир ЯНГИРОВ
Читайте нас: