Все новости
ХРОНОМЕТР
26 Сентября 2020, 17:39

«Баян ты мой певучий – оружие мое!»

Одним из самых распространенных русских народных инструментов является, как известно, баян. Любители и профессионалы играют на нем соло и в ансамблях, а также аккомпанируют пению не только на русском – на многих языках страны.

По имени легендарного древнего русского певца-сказителя Баяна (Бояна) такое звание первоначально было применено к рояльной гармонике. В современном понимании термин введен русским мастером П. Е. Стерлиговым и гармонистом Я. Ф. Орланским-Титоренко в 1903 году, это название осталось за гармонями новой конструкции. Из всех видов гармони баян – самый совершенный.
Кстати, в мемориальном музее тульского мещанина Николая Белобородова хранится первый экземпляр изобретенной им «хромки» – двухрядной гармоники. Этот инструмент и послужил прообразом известных всему миру тульских сольных и оркестровых баянов.
Баянная фабрика, построенная в Туле в тридцатых годах, и гармонная артель продолжали работать даже во время Великой Отечественной – специалисты имели бронь, будто оружейники или железнодорожники.
До Великой Отечественной войны баян нередко появлялся на концертах в учреждениях культуры, в музыкальных семьях. Во время войны он заменял артистам и оркестр, и рояль, позволяя певцам и актерам выступать в землянках переднего края, в полевых и стационарных госпиталях; в годы войны баян был неразлучным спутником бойцов.
В звучании гармони с ее характерными переборами, казалось, воскресало что-то родное, любимое. От нее веяло теплом родимого дома.
Фронт требовал не только патроны. Песни в боевой обстановке были нужны, как снаряды и патроны. Они вдохновляли на героические свершения, создавали атмосферу высокого солдатского оптимизма. Вспомним «Василия Теркина»: «И от той гармони старой... как-то вдруг теплее стало на дороге фронтовой».
Генерал С. М. Штеменко, сопровождавший в поездке на Северный Кавказ заместителя Верховного Главкома маршала Г. К. Жукова в апреле 1943 года, рассказал: «Однажды поздно ночью услышал приглушенные звуки баяна. Я выглянул в дверь и увидел Георгия Константиновича. Он медленно растягивал мехи баяна, присев на порог землянки. За первой мелодией последовала вторая, третья, такие же сердечные. Все это были добрые наши фронтовые песни...».
Поэт А. Сурков рисует образ слепого баяниста, фронтового музыканта. Несмотря на свою слепоту, он остается с бойцами в тяжелых битвах, идет рядом с ними вперед, идет и играет. И с полным правом говорит про свой инструмент: «Баян ты мой певучий – оружие мое!».
Музыка и песни времен Великой Отечественной войны, поднимавшие солдат в атаку, составили одну из самих ярких страниц истории советского искусства. И, бесспорно, они, созвучные времени, живут и будут жить еще долго. А баян сегодня сопутствует людям в их жизни, службе, отдыхе, он и по сей день в строю, в почете.
ИЛЬЯС ГАЛЕЕВ