Все новости
ХРОНОМЕТР
14 Сентября 2020, 16:26

Тархан и батыр Алдар Исекеев. Часть первая

Родился Алдар и управление взял в свои руки. Факелом он служит, когда мы заблуждаемся. Башкирское сказание «Муйтэн-бий» Алдар Исекеев был самой значительной фигурой в башкирской истории XVIII в., хотя в течение этого бурного столетия на историческую арену выходило много других персонажей эпического масштаба. Это Тулькучура Алдагулов, Юсуп Арыков, Бепеня Турупбердин, Кильмяк Нурушев, Салават Юлаев и др.

Но все они при несомненных качествах военных и духовных лидеров башкирского народа все же уступали Алдару по степени воинского, полководческого и, главное, политического дарования. Знаменитый батыр вынашивал грандиозные геополитические проекты, которым в силу разных причин не было суждено осуществиться. Однако размах его замыслов до сих пор поражает своей смелостью. Впоследствии имя знаменитого батыра и тархана было почти забыто, ибо его затмила яркая звезда другого батыра – Салавата Юлаева, личность которого была наиболее релевантной образу борца за социальную справедливость, «за нашу и вашу свободу», востребованному исторической ситуацией второй половины XIX – первой половины XX вв. Реинкарнацией Алдар-батыра в известном смысле был А.-З. Валиди, если брать в расчет их лидерские качества, почему первого иногда именовали «владельцем» Башкирии, а второго – Заки-ханом. Но самое главное – их связывало друг с другом стремление к активному политическому творчеству, нежелание быть игрушками в руках слепого рока, которому они постоянно бросали вызов. Оба деятеля боролись за самостоятельность Башкирии: первый за ее полную политическую независимость, второй – за автономию в составе федеративной демократической России. Будущее своей родины оба видели в союзе со странами мусульманского Востока, за что А.-З. Валиди был заклеймен как «пантюркист», а Алдар – как предводитель «реакционного ханско-феодального движения».
Дата рождения, происхождение и родственные связи
День и год рождения Алдара (Алдарбая) Исекеева неизвестна. Однако он должен был родиться не позднее 1667 г. Основанием для такого заключения служит то, что в указе императрицы Анны Иоанновны от 24 декабря 1734 г. Алдар назван участником Крымского похода [Вельяминов-Зернов В.В. Источники для изучения тарханства, жалованного башкирам русскими государями. Приложение к IV тому «Записок Имп. Академии наук». СПб., 1864. № 6. С. 27.]. Во второй половине XVII в. было три похода в Крым – в 1675, 1687 и 1689 гг. Во всех них участвовали башкирские тарханы. В походе 1675 г. Алдар вряд ли мог принимать участие. В таком случае остаются походы 1687 и 1689 гг. под командованием князя В.В. Голицына, во время которых молодому башкирскому воину должно было быть не менее 18–20 лет от роду. Следовательно, он родился в середине 1660-х гг.
Алдар Исекеев был потомственным тарханом, главой (агой), а с середины 30-х гг. XVIII в. – старшиной Бурзянской волости Ногайской дороги Башкирии. Башкиры-бурзянцы являются потомками скифов и сарматов, недаром же в прошлом их род именовался Алан-Бурджан (ألاَن بُرْجان ) [Уметбаев М.-С. Ядкар. Казань, 1897. С. 39.]. По счастливому совпадению, при рождении он получил сарматское имя Алдар, восходящее к древнему скифо-сарматскому слову ardara, которое в современном осетинском языке превратилось в ældar – ‘старшина’, ‘начальник’, ‘князь’, в венгерском – aladar – ‘начальник военного отряда’, ‘знатный’ (имя, некогда распространенное среди венгерской знати). Слово проникло также в монгольские языки: aldar – ‘военная слава’, в калмыцком языке – ‘господин’. Имя Ardara впервые упомянуто в ассирийском документе 820 г. до н. э. [Грантовский Э.А. Ранняя история иранских племен Передней Азии. Изд. 2-е. М.: Восточная литература, 2007. С. 244.]
Как пишет С.У. Таймасов, аул, в котором он проживал, располагался на берегу р. Кана, левого притока Агидели, недалеко от нынешней д. Атиково Бурзянского р-на РБ [Таймасов С.У. Башкирско-казахские отношения в XVIII в. С. 238.]. Его прапрадед Байсары, дед Кадырбек Байбахтин и отец Исекей Кадырбеков также были тарханами. В 1628 г. «бил челом» царю Михаилу Федоровичу «Бурзенские волости башкирец Кадырбяйка Байбахтин» о том, что «дед де ево Байсары был в Бурзенской волости в тарханех». Поскольку Байсары умер, то Кадырбек просил, чтобы «Государь бы ево Кадырбяшка пожаловать велел ему в Бурзенской волости вместо деда своего Байсары быть в тарханех». Царь утвердил Кадырбека в тарханах и повелел «ему Кадырбяшке будучи в тарханех государевы станичные службы и посылочные всякие службы служить с своим братьем с князи и тарханы и дуваня…» [Асфандияров А.З. Башкирские тарханы. Уфа: Китап, 2006. С. 101; Князья, тарханы, дуваны – категории служилых людей в башкирском обществе.]
Кадырбек Байбахтин умер около 1646 г., если исходить из сведений челобитной, составленной его сыном Тарханом Кадырбековым в 1672 г., в которой последний просил правительство записать его в уфимский служилый тарханский список: «…служил отец мой царю Михаилу Федоровичу и тебе Алексею Михайловичу тарханскую службу и тот ныне лет з дватцать и больше отец мой Кадырбяк умер, а после отца своего я остался мал, а ныне в я тарханскую службу поспел…» [Там же. С. 102.]. В другом документе уточняется дата смерти Кадырбек-тархана: «…тому с двадцать с шесть лет…» [Асфандияров А.З. Башкирские тарханы. С. 108.].
У Кадырбека был еще один сын – Исекей, который приходился старшим братом Тархану Кадырбекову и который также был тарханом: «…дед ево Кадырбак Бабахтин и отец его Исекей Кадырбакин и он Алдар в служилых списках и в грамотах в тарханех написаны…» [Асфандияров А.З. Башкирские тарханы. С. 83.]. В «Экстракте» из следственного дела от 13 июня 1740 г. об Алдаре Исекееве сказано, что «в прежние бунты зачинательми отец ево и он Алдар были главными» [МИБ. Ч. I. С. 408.]. На этом основании А.З. Асфандияров предположил, что Исекей Кадырбеков был участником восстания 1681–1684 гг. [Асфандияров А.З. Башкирские тарханы. С. 85.] Однако для подобных выводов нет достаточных оснований. Возможно, речь шла о том, что отец и сын были «зачинателями» восстания 1704–1711 гг., представлявшего собой серию «бунтов», т. е. военно-политических кампаний.
Алдар Исекеев обладал обширными земельными владениями как общинник Бурзянской волости. Но он также, вероятно, имел вотчины, пожалованные лично ему царем как тархану. По указу царя Петра I в марте 1700 г. уфимский воевода И.К. Пушкин выдал владенную память Якшимбету Янтикееву и Алдару Исекееву на вотчину «по Иргизу реке и с ыстоки и озеры с вершины и до устья» в ответ на их челобитную о том, что «тое же Ногайские дороги Кипчацкие волости» башкиры Шекарка Уразаев и Умирка Кутушев в их вотчине «воровски ходют и всякого зверя побивают и бобров словили» [Там же; Асфандияров А.З. История сел и деревень Башкортостана и сопредельных территорий. Уфа: Китап, 2009. С. 707.]. С.У. Таймасов считает, что речь идет не о левом притоке Волги, протекающем по территории Самарской и Саратовской областей, а об Иргизе нынешней Актюбинской области Казахстана [Таймасов С.У. Башкирско-казахские отношения в XVIII в. С. 238.]. Кроме того, Алдар имел вотчины близ Табынской крепости, а также в устье р. Тургай, впадающей в одно из озер к северо-востоку от Аральского моря [Таймасов С.У. Башкортостан и Казахстан в период становления Оренбургской губернии. Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. акад., 2006. С. 71.]. Таким образом, многотысячные табуны знаменитого тархана паслись на огромных просторах от Среднего течения Агидели до Приаралья.
__________________________
История башкирских родов. Бурзян. Том 31. Ч.I. / С. И. Хамидуллин, Б. А. Азнабаев, И. Р. Саитбатталов, И. З. Султанмуратов, Р. Р. Шайхеев, Р. Р. Асылгужин, С. У. Таймасов, В. Г. Волков, А. А. Каримов, А. М. Зайнуллин – Уфа: НОЦ «История башкирского народа» ИИГУ БашГУ, 2018. С.127-209.
Салават ХАМИДУЛЛИН
Продолжение следует…