Все новости
ХРОНОМЕТР
27 Августа 2020, 13:26

А еще был театр оперетты...

Об этом свидетельствуют документы, которые хранятся в Центральном государственном историческом архиве РБ. Их немного: всего лишь 17 папок. Это все, что осталось для истории от непродолжительного по времени существования музыкального театра в Уфе.

1943 год. Канонада грохочет за сотни километров от Башкирии. Здесь же, в глубоком тылу, люди трудятся, чтобы обеспечить бойцов Красной Армии всем необходимым. Непрерывно идут подготовка военных кадров и обучение пополнения для действующих войск. В Уфе, Белебее, Бирске работают оказавшиеся временно в эвакуации военные академии и училища. При каждом – свой духовой оркестр, работает клуб, а свободное время курсанты и рядовые красноармейцы посвящают занятиям художественной самодеятельностью.
Самодеятельные музыкальные коллективы, образованные красноармейцами и командирами, пользовались популярностью и в Уфе. Сегодня это никого не должно удивить: большинство выступавших на сцене были профессиональными артистами, призванными в ряды Красной Армии.
Правительство Башкирской республики оценило исполнительскую культуру участников армейской самодеятельности и решило собрать лучших из них в творческий коллектив профессионального музыкального театра. Тяжелое время войны требовало отдыха и разрядки. Оперетта – особый жанр: популярные, узнаваемые мелодии, комедийный сюжет спектаклей и, наконец, мастерство исполнителей давали возможность ненадолго оторваться от тягот военного лихолетья. Концертные бригады, которые были подчинены Башгосфилармонии, положили начало созданию Уфимского театра музыкальной комедии.
Театральная жизнь в Башкирии в годы войны – еще не исследованная во всей полноте страница истории и культуры республики. В трудное время были сохранены ведущие художественные коллективы: Башкирский объединенный театр драмы и оперы, Русский драматический театр, Объединенный театр кукол с репертуаром на русском и башкирском языках. Работали русский театр драмы в Белорецке, передвижной театр в Бирске, а также постоянно занятые на гастролях Аургазинский, Баймакский, Бураевский, Дюртюлинский и Кигинский передвижные колхозно-совхозные театры.
Уфимский Театр музыкальной комедии (так именуется в официальных документах театр оперетты) был образован в начале 1944 года и сделался одним из самых популярных сценических коллективов. В этом убеждают даже сухие строки официального отчета: в 1944 году театр показал 222 спектакля, их посетила 101 тысяча зрителей. Некоторые постановки были сыграны по много раз: оперетта «Марица» – 35 раз, «Сильва» – 28, героико-патриотический спектакль «Раскинулось море широко» – 27. Небольшая по численности труппа работала с творческим подъемом. Об этом свидетельствует обширный репертуар: «Свадьба в Малиновке» Б. Александрова. «Принцесса цирка», «Марица», «Сильва» И. Кальмана, «Холопка» Ю. Милютина, «Цыганский барон» И. Штрауса, «Роз-Мари» Р. Фримля.
Театр устраивал спектакли во многих местах. В Уфе площадками для выступлений стали сцены Русского театра драмы, Дома Красной Армии (ныне Дом офицеров), клуба НКВД (ныне Малый зал Башгосфилармонии), Летний театр в саду им. А. В. Луначарского, что свидетельствует как об энтузиазме творческого коллектива театра, так и, к сожалению, об отсутствии собственного стационарного помещения, которое никто не мог предоставить в годы войны. Это обстоятельство стало одной из причин ликвидации театра оперетты в Уфе.
После окончания Великой Отечественной войны правительство нашей республики обсуждало вопрос о переоборудовании клуба НКВД под здание театра музкомедии. Архивные документы не позволяют дать ответ, что помешало реализовать это намерение. К сожалению, в 1946 году театр оперетты в Уфе прекратил существование. Индустриальный и культурный центр, в который превратилась за годы войны столица Башкирии, предрасполагал к сохранению такого театра. Нет сомнения, театр оперетты обогатил бы культурную жизнь города и Башкирии. Пример тому – успешная деятельность одного из лучших на Урале художественных коллективов, Свердловского театра музыкальной комедии.
Архивные страницы не заключают ярко-эмоциональных оценок театральных рецензентов. Однако они сохранили свидетельства о тех, кто организовал и руководил музыкальным театром в Уфе: это директор театра Б. М. Матрос, художественный руководитель Р. Г. Пармский, дирижер М. Н. Резанов, художник П. Д. Егоров. О том, какая общественная значимость придавалась работе коллектива этого театра, говорит такой факт: в 1945 году к награждению медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» было представлено 27 человек из труппы.
Хочется верить, что своими воспоминаниями о работавшем в Уфе театре оперетты поделятся старожилы города и помогут восполнить забытые ныне, но, безусловно, значимые страницы культурной жизни.
Р. ЯНГИРОВ