Все новости
ХРОНОМЕТР
1 Августа 2020, 19:40

Башкирский след в попытках спасти Романовых

102 года назад защитники народа расправились с Николаем II и его семьей. Не удивительно, что события, произошедшие на территории нашего региона, не могли не коснуться жизни и нашей республики.

Как известно, еще в период существования Временного правительства России новые власти не могли решить вопрос с императором и его семьей. Летом 1917 г. их отправили в глубь страны, подальше от революционного центра, в Верхнеуральск Оренбургской губернии, но выяснилось, что их пребывание в этом беспокойном регионе невозможно. В конце концов, царскую семью отправили в Тобольск. Вот таким образом судьба последних Романовых тесно переплелась с историей нашего региона.
Между тем события в стране развивались следующим образом. В начале апреля 1918 года Президиум Всероссийского Центрального исполнительного комитета (ВЦИК) санкционировал перевод Романовых в Москву с целью проведения суда над ними. В.В. Яковлев (он же наш земляк-уфимец К.А. Мячин), назначенный чрезвычайным комиссаром по сопровождению Николая II и его семьи из Тобольска в Екатеринбург весной 1918 г., кажется, тоже попытался спасти царскую семью от кровожадных уральских товарищей, стремясь отправить Николая и часть его семьи (14-летний Алексей Романов был тяжело болен и его нельзя было везти) в Омск. Но ему помешали прежде всего его же земляки-помощники, Д.М. Чудинов (уроженец с. Силантьево Бирского уезда) и П.В. Гузаков (с Симского завода). Об этом весьма подробно пишет известный публицист, патриарх исторического краеведения В.П. Чемерис (см.: Республика Башкортостан, 6 августа 2013 г., № 151, с. 4).
Колчаковский следователь Н. Соколов в одной из своих записей от 28 января 1921 г. отмечал: «Все факты в поведении Яковлева, установленные следствием, определенно свидетельствуют о попытке увоза государя императора за Екатеринбург, а вовсе не представляют простую попытку перевоза его из Тобольска в Екатеринбург». В другом месте Н. Соколов отметил, что Яковлев при этом «выполнял возложенное на него поручение». Возникает вопрос: чье? Соколов полагал, что, скорее всего, поручение немцев.
В.В. Яковлев, в 1920-е годы оказавшийся в Китае, стал К. Стояновичем, активным участником революционного движения. Руководил информационным бюро советского советника при президенте Сунь Ятсене М.М. Бородина. После возвращения в СССР он был арестован. Следствие по делу Яковлева кончается приговором: 10 лет заключения и отправка на строительство Беломорбалта. Однако через несколько лет Яковлева освобождают, и он приступает к работе… в системе НКВД, в том числе начальником одной из колоний ГУЛАГа. Однако в 1938 г. он вновь репрессирован. Этот год считается и годом его смерти. Во всей биографии В.В. Яковлева, от измены до его расстрела, есть масса неясностей, тайн и странностей.
Совсем по-другому сложилась жизнь главных помощников комиссара. Наш земляк Дмитрий Чудинов (1890–1964) участвует в Гражданской войне, в 1920-е годы – на руководящей работе, в том числе зампредседателя Уфимского ГубЧК, откуда перешел на хозяйственную работу. В 1938 г., будучи управляющим Башкирской конторой «Главконсервсбыта», был арестован и почти два года содержался во внутренней тюрьме ОГПУ в Уфе. Затем, в конце 1939 г., реабилитирован. Награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени.
П.В. Гузаков (1899–1944) также участвовал в Гражданской войне. Военный контрразведчик, председатель Башкирской областной ЧК, ответственный секретарь Курского губкома ВКП(б), управделами ЦК ВКП(б). В 1938 г. репрессирован. Скончался после выхода из тюрьмы.
Можно сказать с уверенностью, что миссия комиссара В.В. Яковлева, выполнившего сверхважное государственное задание 26–30 апреля 1918 г., спасла тогда Николая II от гибели. Но смерть императора все равно наступила. Слишком уж агрессивно были настроены Уральский Совет и Екатеринбургский губком РКП(б) во главе с Ф.И. Голощекиным.
Башкирские полки, которые вели ожесточенные бои против красной партизанской армии Блюхера и братьев Кашириных, защищали Уфу, где должно было состояться Всероссийское государственное совещание, тоже не могли вовремя прийти на помощь. Лишь в середине июля 2-й башкирский полк совместно с частями Народной армии и чехословацкого корпуса сумели начать наступление в екатеринбургском направлении. Когда башкирский полк 25 июля ворвался в Екатеринбург, было уже поздно. Однако граждане Екатеринбурга были поражены самим фактом, что демократическая автономная Башкирия пришла на помощь. Вот что сообщает тогдашняя пресса: «7 августа в г. Челябинск прибывшей депутацией при торжественной обстановке вручено дорогое знамя 2-му Башкирскому полку от имени населения гор. Екатеринбурга с надписью на русском и башкирском языках: «Доблестным освободителям – благодарный Екатеринбург».
Знамя из белого шелка с зелеными краями, в середине полумесяц, с звездой, на верхушке древка серебряный полумесяц» (Вестник Правительства Башкирии, 21 августа 1918 г., № 1, с. 2).
12 июля 1918 г. областной Совет Урала в Екатеринбурге выносит решение расстрелять семью последнего русского царя. Для исполнения этого акта подбирается команда. Вечером 16 июля в помещении коменданта дома Ипатьева она уже готова, осталось лишь одно – стрелять. Николая II, Алису, сына Алексея, дочерей Марию, Татьяну, Ольгу и Анастасию приглашают спуститься со второго этажа вниз, а это 23 ступеньки до полуподвального помещения. Объявляется приговор, и сразу – грохот револьверных выстрелов чуть ли не в упор. Все кончено. Трупы потом выносят.
Говорят, что в истории нет сослагательного наклонения. Но каждый здравомыслящий человек все-таки, может быть в душе, хотел бы, чтобы можно было поправить историю. Чтобы было иначе, чтобы было не так, как это случилось на самом деле…
Рияз МАСАЛИМОВ
Читайте нас: