Все новости
ХРОНОМЕТР
23 Июля 2020, 17:20

Повелители северных тюрков.Часть пятая

Вотчинные права башкир, как мы уже сообщали, в дальнейшем были закреплены Соборным уложением 1649 года.

Вот статья 2 этого уложения (по тексту Национальной электронной библиотеки):
«Статья 2. А у которых вотчинников после их останутся дочери их и сестры замужем, и об вотчинах их учнут бити челом по родъству челобитчики тех умерших, дочери и сестры, которые замужем, в вотчину же, и им чинити указ по уложенью, а оне тем вотчинам вотчичи. А после которых умерших учнут бити челом о вотчинах после отцов своих сыновья и дочери, и те вотчины давати сыновьям, а дочерям вотчин з братьею жеребьев не давати, покаместа братья их живы, а давати дочерям после отцов их ис поместей на прожиток по указу. А как братьи их не станет, и дочери тем вотчинам вотчичи.
Да в прошлом во 137-м году блаженныя памяти великий государь святейший Филарет Никитич, патриарх Московский всея Русии указал, вотчины родовые и за службы даные отдавати вотчичам детем сыну. А будет умершаго сына не будет, и те вотчины дочерям. А будет судом Божиим и дочерей не станет, и те вотчины в род отдавати, кто ближе того роду вотчичем, а им за те вотчины деньги давати по умершаго душе в вечный поминок по уложенью. А купленая вотчина жене его, вольно ей в той вотчине, как похочет, нет до нея никому дела. А тот указ 137-го году написан, блаженныя памяти великого государя святейшего Филарета Никитича, патриарха Московскаго и всея Русии его государевою святительскою рукою.
А ныне государь, царь и великий князь Алексей Михайлович всея Русии указал, и бояре приговорили, кого московских чинов бояр, и окольничих, и думных людей, и стольников, и стряпчих, и дворян московских, и дьяков, и жильцов, и городовых дворян, и детей боярских, и иноземцов судом Божиим не станет, а после их останутся матери их, да после их же останутся жены их бездетны, а поместей после тех умерших не останется, и на прожиток матерем и женам дать будет не ис чего, и купленых вотчин потому же не останется, а останутся выслуженые и родовые вотчины, и тех умерших матерем и женам давати на прожиток из выслуженых вотчин, по их живот по разсмотрению. А тем вдовам тех выслуженых вотчин не продать, и не заложить, и по душе не отдать, и в приданые за собою не писать. А будет пойдет замуж, или пострижется, или умрет, и те вотчины отдавати вотчинником, кто к тем вотчинам будет ближе, по прежним государевым указом и уложеньем, как писано выше сего».
Федеративные отношения между башкирами и российскими властями, которые были основаны на решениях итоговой грамоты Земского собора 1613 года были нарушены 2 июля 1865 года, т.к. Башкирское войско было распущено. Вотчинное право, так, как оно было сформулировано, подразумевало именно военную службу башкир в собственном войске. Теперь же молодых людей стали призывать в армии на общих основаниях.
Все вернулось на круги своя при создании в 1917 году Башкирского правительства и войска. Между Российским рабоче-крестьянским правительством и Башкирским правительством в 1919 году было заключено соглашение.
Воссоздание башкирской государственности не было «прихотью» большевиков, как думают многие, а закономерным процессом развития федеративных отношений в России, которые начались именно в 1613 году!
Ишим-султан
Ну а что же получил Сибирский царевич Ишимбет, он же Ишим-султан, за поддержку первого из Романовых?
Очень даже многое, например, самостоятельность в международных делах своего царства, то есть суверенное государство башкир, которые не были еще в подданстве Московского царства.
В частности, Московское царство не вмешивалось в дела Ишим-султана, когда он и его союзники калмыки «освободили» Икско-Яикское междуречье от владычества Великого княжества ногайского. Более того, по утверждению историка Соловьева, в 1648 году Московское царство признало эти земли за Башкиро-калмыцкой конфедерацией.
История возглавляемой Ишим-султаном Башкиро-калмыцкой конфедерации, как одного из конфедератов Джунгарской империи, до сих пор остается малоизученной нашими исследователями.
Ишим-султан, он же Ишиммэт, он же Ишимбэт в документах Земского собора 1613 года, правил в 1609–1624 годах. Предлагаем вниманию читателей краткую хронологию его деятельности, которая составлена по данным из различных источников.
1600 год. Как мы уже писали выше, Ишим-султан явился в пределы Московского государства, но затем был выдан Гали-хану сибирскому. По всей видимости, он вел переговоры о принятии подданства.
1606 год. Ишим-Мухаммад (он же Ишим-султан) совершил поход на Тюмень. После пленения Алея Ишим объявляет себя ханом и организовывает нападения на уфимские и сибирские волости.
1613 год. Ишим-Мухаммад (также известный как «Аишмбат») обеспечил вооруженную охрану Земского собора, избравшего первого Романова на царьство.
1616 год. Ишим-султан в союзе с калмыками захватил город Уфу (сколько он там хозяйничал, неизвестно). В том же году, оказывая поддержку восстанию населения бывшего Казанского ханства, войска Ишим-султана заняли города Сарапул и Осу.
1618 год. 50000 калмыцких семей поселились на башкирских землях по долинам рек Ишим и Тобол.
1620 год. Ишим-султан женился на дочери калмыцкого тайши Хоорлука и заключил с двумя его сыновьями Лоузангом и Елдингом договор «О совместном использовании угодий». Возникла Башкиро-Калмыцкая конфедерация. Ставка конфедерации находилась, возможно, в Тобольско-Яикском междуречье.
Мы думаем, что аналогичный договор подписал и Аблай-султан, так как владения башкир Ишим-султана и Аблай-султана показаны рядом на карте «Carte de Tartarie», Guillaume de L’Isle (1675–1726), составленной в 1706 году. По этой карте мы видим еще башкир обоих правителей самостоятельными и в 1706 году.
1622 год. Ишим-султан возглавил поход войск конфедерации на город Уфу. Подробности неизвестны.
1624 год. Ишим-султан умер. После его смерти, как можно предположить, «должность» хана башкир оказалась «вакантной». Претенденты на эту должность организовывали смуты и возглавляли их.
В доказательство того, что башкиры были подданными и Аблай-султана приводим данные из «Истории Сибири» (историка Г.Ф. Миллера, XVIII век): «Вскоре после этого, в июле 1629 г., от одного перебежчика на Таре были получены известия, что Кучумовы царевичи и калмыки также ввязались в дело, будучи призваны на помощь влиятельным татарином из числа бежавших, по имени Неврусом Евгаштиным, который привел их к озеру Чану. Здесь обычно находились главный стан и место сбора этих народов, когда они собирались воевать Тарский и Томский уезды. По этим известиям, первым выступил Аблайгирим, сын царевича Ишима и внук хана Кучума, с 60 калмыками и их тайшами Кокшулом, Урлюком и Байбагишем; он потребовал для калмыцких тайш, люди которых находились при нем, ясак с барабинцев и прочих отпавших татар; Аблайгирим предполагал обратиться за помощью к тем же тайшам, а также к теленгутскому князю Абаку и к курчакскому тайше Кексешу, кочевавшему вместе с теленгутами в качестве самостоятельного калмыцкого князца. В это время его отряд, усиленный присоединившимися татарскими изменниками и барабинцами, насчитывал до 300 человек, с которыми он, в ожидании дальнейшего увеличения сил, перешел к теленгутам и расположился станом на речке Юлусе».
Иршат ЗИАНБЕРДИН
Продолжение следует…
Часть четвёртая
Часть третья
Читайте нас: