Все новости
ХРОНОМЕТР
16 Июля 2020, 15:36

Нефтяная составляющая ленд-лиза (мифы и реалии)

Все дальше уходят в прошлое тяжелые и трагические события Второй мировой войны 1939–45 годов, интерес к этому «всемирному пожару» до сих пор не ослабевает. Уроки той войны поучительны, их нельзя забывать.

К сожалению, в зарубежной (и не только) публицистике немало примеров фальсификации истории.
Главная цель таких публикаций и лжи – принизить решающую роль СССР в достижении победы, создать миф о том, что эта победа достигнута в основном благодаря американской помощи вооружением, боеприпасами, продовольствием и обмундированием, принизить индустриальную мощь нашей страны и колоссальные усилия нашей армии и тыла.
Появляется немало воспоминаний, воспевающих ту помощь из-за океана, восхищающихся надежной и красивой упаковкой американского продовольствия и т. п. При этом нельзя впадать и в другую крайность: конечно, нельзя отрицать ту помощь. Можно вспомнить, например, американские истребители «Аэрокобра», «Кингкобра», «Киттохоук», бомбардировщики «Бостон» и «Митчелл», танки «Стюарт» и «Шерлан», бронетранспортеры «Скаут», автомобили «студебеккер» и «виллис», а также другую технику, поставляемую по ленд-лизу в СССР и успешно использованную в войне.
Предыстория ленд-лиза такова (первая часть термина lend-leаse означает давать взаймы, вторая – сдавать в аренду).
Вторая мировая война началась 1 сентября 1939 г., когда Германия напала на Польшу. Вскоре в войну оказалась втянута Великобритания. Резко увеличилась потребность в нефтепродуктах. На долю США тогда приходилось две трети мировой добычи нефти. Нефтяной фактор оказал существенное влияние на цели, характер и ход «войны моторов ХХ века», которую державы антигитлеровской коалиции выиграли в том числе и благодаря полной обеспеченности горючесмазочными материалами. И, наоборот, среди причин поражения Германии и в Первой, и во Второй мировых войнах немаловажной стала нехватка нефти и нефтепродуктов. Английский маршал Фишер после окончания Первой мировой войны произнес пророческую фразу: «Кто владеет нефтью, тот правит миром». Вот почему мы акцентируем внимание читателя на этой части ленд-лиза.
Идея ленд-лиза, т. е. системы передачи от США взаймы или в аренду вооружения, боеприпасов, стратегического сырья, продовольствия, различных товаров и услуг странам – союзникам по антигитлеровской коалиции (в первую очередь Великобритании, Франции, а с июня 1941 г. – и СССР) в период Второй мировой войны, принадлежала 32-му президенту США Ф. Рузвельту, о чем он сообщил 8 декабря 1940 г.
Великобритания практически не имела собственных запасов нефти и не располагала достаточным количеством американских долларов, чтобы платить за поставки из США. Система ленд-лиза как раз решала способ оплаты – основного препятствия на пути американских поставок нефти в Великобританию.
Закон о ленд-лизе, который получил название «Закон по обеспечению защиты Соединенных Штатов», был принят Конгрессом США 11 марта 1941 г. Первоначальный срок поставок по ленд-лизу заканчивался июнем 1943 г., затем ежегодно продлевался вплоть до 30 июня 1946 г. Официально заявление о прекращении поставок США сделали 21 августа 1945 г., хотя такие поставки в Гоминдановский Китай продолжались еще ряд лет.
материалы, утраченные, уничтоженные, не использованные в ходе войны, не подлежат оплате;
имущество, оставшееся после окончания войны и пригодное для гражданских целей, оплачивается полностью или частично;
сохранившиеся военные материалы остаются у страны-получателя, но США имеют право истребовать их;
оборудование, не завершенное производством к концу войны, и материалы, находящиеся на складах США, могут приобретаться странами за счет американских долгосрочных кредитов.
Весной 1941 г. 50 американских танкеров переключились на поставки нефти в Англию. Правительство США показало миру, что вносит большую лепту в борьбу с фашистской Германией. В этот период в США было перепроизводство нефти в объеме 1 млн баррелей в сутки при ежедневной добыче 3,7 млн баррелей, т. е. эти «излишки» нефти были хорошо пристроены! Но этот важнейший товар не всегда доходил до того, кто его так ждал.
Немецкие подводные лодки, применявшие тактику «волчьих стай», устроили настоящую охоту за американскими танкерами. Не зря У. Черчиль назвал нападения на танкеры «самой черной тучей на нашем горизонте».
Для борьбы с подводными лодками США усилили патрулирование Атлантики, а также организовали промежуточные склады нефти и нефтепродуктов на острове Ньюфаундленд, в Гренландии, Исландии и на Бермудских островах.
В СССР поставки по ленд-лизу из США начались после подписания 1 октября 1941 г. Первого Московского протокола, согласно которому был определен срок окончания поставок – 30 июня 1942 г. В течение войны было подписано еще три подобных протокола: Вашингтонский со сроком поставок до июля 1943 г., Лондонский (до июля 1944 г.) и Оттавский (по май 1945 г.). Официально ленд-лизовские поставки в СССР были прекращены 12 мая 1945 г. Поставки по ленд-лизу в СССР осуществлялись из США и Англии. По официальным данным, нефтяная составляющая ленд-лиза для нашей страны включала в себя:
– авиационный бензин в объеме 1 млн 197 тыс. тонн, в т. ч. 558 тыс. тонн – с октановым числом выше 99;
– автомобильный бензин – 267 тыс. тонн;
– мазут – 287 тыс. тонн;
– смазочные масла – 111 тыс. тонн;
– специальные октаноповышающие добавки для приготовления авиационных бензинов – 834 тыс. тонн;
– керосин – около 17 тыс. тонн;
– парафин – около 6 тыс. тонн;
– другие химические продукты – порядка 6 тыс. тонн.
По ленд-лизу и коммерческим контрактам из США в СССР было поставлено 2,6 млн тонн различных нефтепродуктов. Наша страна получила из США оборудование для четырех НПЗ, буровые установки и другое нефтепромысловое оборудование, обсадные и насосно-компрессорные трубы, переносные сборно-разборные трубопроводы, контрольно-измерительные приборы, танкеры, железнодорожные цистерны, топливозаправщики и др. Основными путями транспортировки нефтепродуктов были Атлантический и Северный Ледовитый океаны. В августе 1941 г. на территорию Ирана были введены советские и английские войска, что дало возможность открыть еще один путь поставок нефтепродуктов по ленд-лизу. Большая часть оборудования и материалов поставлялась через Тихий океан и Дальний Восток.
Следует особо подчеркнуть нерегулярность поставок по ленд-лизу. Так, за 1941–42 гг. в СССР поступило всего 7 % отправленных за годы войны из США грузов.
В те критические для нас годы наша страна оказывала героическое сопротивление врагу своими собственными средствами, не получая заметной помощи от стран коалиции.Основные поставки по ленд-лизу пришлись на 1944–45 гг., когда исход войны был уже предрешен.
То есть львиная доля (две трети) этих поставок пришлись на Англию, а на СССР – лишь одна пятая их часть!
США получили за годы войны от союзных государств в счет погашения поставок по ленд-лизу товаров на 7,3 млрд. долларов. СССР отправил в США 32 тыс. тонн марганцевой руды, 300 тыс. тонн хромовых руд, немало золота, платины, пушнины, икры и т. п.
Так что называть поставки в СССР по ленд-лизу бескорыстной помощью США ни в коем случае нельзя!
15 октября 1945 г. было подписано советско-американское соглашение о поставках в СССР в форме долгосрочного кредита оборудования, имевшегося на складах США или заказанного по ленд-лизу, но не поставленного в СССР, на сумму 244 млн. долларов. Однако уже в декабре 1946 г. США в одностороннем порядке прекратили его действие. В 1947 г. и в 1960 г. США и СССР проводили переговоры о расчетах по ленд-лизу, но стороны не смогли прийти к согласию, поскольку США запросили 1,3 млрд долларов, значительно завысив сумму по сравнению с расчетами с другими странами. Переговоры возобновились в 1972 г., когда были подписаны три соглашения, в которых США согласились заметно снизить сумму платежей за поставки по ленд-лизу.
Немало нареканий вызывало и качество поставляемого оборудования – в основном, вооружения. Так, американские танки работали на бензине, что повышало их пожароопасность. Американская авиатехника не была приспособлена к русским морозам, некоторые самолеты по маневренности, скорости, оснащению вооружением уступали немецким и российским. И.В. Сталин в присутствии американского и английского послов в 1942 г. так выразился по этому поводу: «Советские люди отлично знают, что американцы и англичане имеют самолеты, равные и даже лучшие по качеству, чем немецкие, но по понятным причинам некоторые из них не поставляются в СССР».
Поставки по ленд-лизу в значительной степени способствовали расширению производства в США и обогащению монополий за счет правительственных заказов, полному сокращению безработицы с 8,1 млн человек в 1940 г. до нуля в 1942 г.! Система ленд-лиза использовалась США для политического и экономического проникновения во многие страны мира. «Потребительские расходы на продовольствие подскочили с 14 млрд долларов до 24-х, средние заработки возросли на 70 %... Только американцы могли назвать Вторую мировую войну “хорошей войной”, поскольку она помогла значительно поднять жизненный уровень», – так оценил результаты поставок по ленд-лизу профессор истории Канзасского университета Т.А. Уилсон. Первый заместитель председателя Совнаркома СССР Н. Вознесенский отмечал, что «монополистический капитал США ожирел на народной крови в период Второй мировой войны».
Оценивая героическую борьбу нефтяников СССР в годы Великой Отечественной войны за нефть, за бесперебойное и оперативное обеспечение горючим Красной армии, военно-воздушного и военно-морского флотов, патриарх нефтяной промышленности страны Н.К. Байбаков писал: «С чувством законной гордости можно отметить, что действующая армия ни на одном этапе не знала трудностей с нефтепродуктами, и даже в особо сложные первые годы войны, несмотря на ущерб, нанесенный временной потерей украинских, кубанских и частично грозненских промыслов, несмотря на демонтаж и эвакуацию ряда нефтеперерабатывающих заводов на Восток и уничтожение половины нефтебаз, все требования фронта оперативно удовлетворялись».
4 мая 1985 г. к 40-летию Великой Победы Указом Президиума Верховного Совета СССР за заслуги в обеспечении Советской армии и Военно-морского флота в годы Великой Отечественной войны орденами Отечественной войны I степени награждены объединения «Азнефть», «Грознефть», Батумский, Орский, Московский, Саратовский НПЗ, НПЗ имени В.П. Чкалова Орского объединения «Орскнефтеоргсинтез».
К сожалению, в их числе почему-то не оказались Уфимский и Ишимбайский НПЗ, продукцией которых в годы войны, по словам Н.К. Байбакова, «заправлялся каждый третий танк».
Энгель ЗАЙНЕТДИНОВ,
ветеран нефтяной промышленности, член Союзов журналистов РБ и РФ
Читайте нас в