Все новости
ХРОНОМЕТР
15 Июля 2020, 13:40

Шежере – это история твоего рода

В последние годы наблюдается повышенный интерес к изучению собственных корней и истории своего рода. Составление шежере – генеалогической летописи – увлекательное и важное занятие. Еще с древних времен люди стремились к сохранению памяти о своих предках. В прошлом имена и сведения о родственниках передавались из уст в уста, от дедов к внукам. Позднее появилась особая наука, изучающая происхождение, историю и родственные связи людей, а также занимающаяся составлением шежере – генеалогия.

Составление родословной позволяет досконально изучить происхождение семьи, рода, племени, что будет способствовать воспитанию патриотизма и бережного отношения к историческому и культурному наследию, укреплению семейно-родственных связей.
В шежере – генеалогическую запись башкирских племен и родов – вносились имена предводителей родов по мужской линии, включались сведения об исторических событиях, о важнейших фактах жизни родов и племен. Знание родовых шежере считалось обязательным. В XV-XVI вв. они получили письменное оформление. Самые ранние записи, возможно, были зафиксированы в булгарский период.
Башкирские шежере в известной степени носят энциклопедический характер. В них наряду с историческими сведениями имеются сообщения о быте, нравах народа, юридических и морально-этических нормах.
Отдельные шежере охватывают довольно большой исторический период. Например, запись рода айле содержит трактовку событий, начиная с древних времен до XVIII в. В кыпсакских родовых шежере эпоха кыпсакских объединений и последующие события XV-XVI вв. отражены во взаимосвязи с историей башкир. В шежере ранних периодов преобладает фольклорный материал: мифы, предания и легенды.
В последующих шежере, касающихся событий XIII-XV вв., основное место занимают исторические факты, иногда встречаются сюжеты героического эпоса, песен, элементы обрядового фольклора. Таковы, например, шежере карагай-кыпсакского, тамьян-катайского, табынского, усерганского родов и племен. Один из вариантов «Шежере племени усерган» написан в стихах и представляет собой письменный поэтический памятник. Своеобразно по форме, структуре и стилю шежере ялан-бурзянского рода, представляющее собой памятное письмо («Мактуб телмере») от поколения к поколению.
Башкирское шежере опирается и на традиции генеалогических записей тюркских, монгольских, арабских и иранских народов, особенно на такие книжные образцы, как «Жамаиг ат-тауарих» («Сборник летописей», 1300-1310 гг.) Рашид-ад-адина, «Шежере-и тюрк» («Тюркские шежере», XVII в.) Абулгазы, «Жамаиг ат-тауарих» («Сборник летописей», 1602 г.) Кадыра Гали.
В настоящее время желающие составить свое шежере обращаются в так называемые ревизские сказки. Может возникнуть резонный вопрос: что это такое? Где их искать? Ревизиями в 18-20 столетиях в России называли переписи податного населения – иными словами, налогоплательщиков. Составляемые в ходе этих переписей списки жителей назывались ревизскими сказками. Всего было проведено десять ревизий. Сказки I-III ревизий хранятся в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА, г. Москва), документы V-X ревизий – в региональных архивах. К сожалению, во время IV переписи зафиксированы лишь общие сведения.
Итак, как приступить к составлению шежере? Поиск генеалогической информации необходимо начать с изучения устных источников. В первую очередь необходимо получить всю известную информацию при помощи опроса родственников. Старшее поколение может назвать место и время рождения, бракосочетания, смерти и погребения, социальное происхождение некоторых ваших предков. Эти данные можно будет проверить по документам архивов. Необходимо провести исследование фотографий, наград и грамот, удостоверений, дипломов и других документов родственников. Необходимо, по возможности, взять у них интервью и зафиксировать всю информацию. Хотелось бы предупредить о том, что некоторые семейные предания могут содержать искаженную информацию, поэтому всецело верить ей тоже нельзя. Тем не менее, вся информация, полученная от родственников, должна использоваться при проведении генеалогического исследования.
После того, как вы уточнили принадлежность населенного пункта к определенной волости, уезду, губернии, нужно обратиться к архивным источникам. Поиск необходимо начать с документов администрации сельского поселения, а затем – муниципального архива.
Изучение своей родословной можно начать и с фондов ГКУ Национальный архив Республики Башкортостан. При необходимости можно обратиться в государственные архивы других регионов, а также в федеральные государственные архивы. Адреса муниципальных и государственных архивов Республики Башкортостан, государственных архивов близлежащих регионов, а также федеральных архивов можно найти на сайтах архивных служб. Возможно, возникнет необходимость обращения и к архивам ЗАГС. Адреса архива Управления записи актов гражданского состояния Республики Башкортостан, а также архивов районных и городских ЗАГС можно найти также на сайтах администраций районов и городов.
Важным источником получения генеалогической информации о сельских жителях советского периода являются документы волостных и сельских советов, особенно похозяйственные книги. Они находятся на хранении в администрациях сельских, поселковых поселений и в муниципальных архивах. В похозяйственных книгах содержится информация о крестьянских хозяйствах, где указаны все члены семьи, года рождения, грамотность, места их работы, а также размер приусадебного участка, хозяйственные постройки и др.
Богатый генеалогический материал содержится в метрических книгах фондов Уфимской духовной консистории и Оренбургского магометанского духовного собрания.
Определенную помощь при составлении родословной могут оказать материалы переписей населения начала XX в., которые могут быть использованы как основание для дальнейшего поиска сведений в других архивных фондах. Наиболее полно в фондах Национального архива Республики Башкортостан сохранились первичные материалы Всероссийской сельскохозяйственной и поземельной переписи 1917 г., которые отложились в архивном фонде Уфимского губернского статистического бюро. Фонд содержит документы, в которых отложились подворные карточки Всероссийской сельскохозяйственной и поземельной переписи 1917 г. по Белебеевскому, Бирскому, Златоустовскому, Стерлитамакскому и Уфимскому уездам. Подворные карточки Мензелинского уезда, который тоже входил в состав Уфимской губернии, были переданы Республике Татарстан. Перепись 1917 г. зафиксировала фамилию, имя, отчество главы хозяйства, перечисляла членов семьи по отношению к главе семьи (жена, сын, дочь, зять, сноха, сестра, мать, отец, племянник и т. п.) с указанием их возраста.
Одновременно с сельскохозяйственной переписью в 1917 г. проводилась и Всероссийская перепись городского населения. Большой интерес для генеалогического исследования представляют подворные ведомости и поквартирные карточки, которые отложились по уездным городам: Белебею, Бирску, Златоусту, Стерлитамаку. По ряду причин в г. Уфе перепись в 1917 г. не проводилась.
В подворной ведомости указывались фамилия, имя и отчество домовладельца, число жилых квартир, пол и число лиц, проживающих в квартире. В карточке имеется специальный раздел «Перечень лиц, живущих в квартире», где перечислялись фамилия, имя и отчество проживающего лица, пол, возраст, отношению к квартирохозяину, постоянно проживающие, квартиросъемщики и др.
Для воссоздания родословной также могут оказать помощь подворные карточки первой Всероссийской переписи населения 1920 г. В фондах Уфимского губернского статистического бюро (Р-473) и Центрального статистического управления Башкирской АССР (Р-472) отложились поселенные и подворные карточки вышеуказанной переписи только по сельской местности, за исключением Бурзян-Тангауровского кантона. Но по тем районам, которые входили в состав Оренбургской губернии, эти карточки являются практически единственным источником, за исключением метрических книг, по выявлению родственных связей на начало ХХ в. Перепись населения 1920 г. также проводилась на основе карточной системы сбора данных. В подворной карточке стояли традиционные вопросы: фамилия, имя, отчество, пол, национальность, возраст главы семьи, занятия-промыслы и т. д.
Метрические книги ряда православных и магометанских приходов Белебевского, Бирского, Мензелинского, Стерлитамакского, Уфимского уездов Уфимской губернии, а также Бугульминского, Бугурусланского, Бузулукского, Оренбургского уездов Оренбургской губернии находятся на хранении в архивных учреждениях Республики Татарстан. В Интернете представлена база данных по метрическим книгам церквей и мечетей за 1724-1917 гг., составленная архивистами Татарстана. С помощью базы данных можно выяснить сведения, интересующие вас, а затем – либо направить запрос, либо самостоятельно поработать с документами.
Первая ревизия была проведена в 1719 г. Вплоть до новой ревизии все перемены в естественном движении населения не принимались во внимание. Сама перепись длилась один-два года, а затем до следующей переписи проводилась ревизия, в ходе которой уточнялись и дополнялись первоначально полученные сведения. Женское население I, II, VI ревизией не учитывалось.
Ревизские сказки сгруппированы по времени проведения переписи, уездам Оренбургской губернии, социальному положению и национальности населения.
В настоящее время в Национальном архиве Республики Башкортостан имеются материалы переписей по Белебеевскому, Бирскому, Бугульминскому, Бугурусланскому, Бузулукскому, Верхнеуральскому, Мензелинскому, Стерлитамакскому, Троицкому, Уфимскому, Челябинскому, Шадринскому, Оренбургскому уездам Оренбургской губернии. Кроме этого есть дела по некоторым уездам Вятской и Пермской губерний.
В Государственном архиве Оренбургской области находятся на хранении материалы отдельных ревизий за период 1795-1850 гг. по городам Бирск, Стерлитамак, Уфа и некоторым населенным пунктам Бирского, Оренбургского, Стерлитамакского, Уфимского уездов.
Желающие окунуться в таинственный мир истории и ознакомиться с ревизскими сказками – источниками изучения корней своего рода – могут обращаться на сайт Управления по делам архивов Республики Башкортостан (www.gasrb.ru), где имеется специальный раздел «Шежере». Здесь размещены общие сведения о шежере, методические рекомендации по составлению генеалогического древа, образцы шежере, а также ревизские сказки 1795-1858 гг. Все это поможет составить генеалогическое древо самостоятельно.
Подготовил Нияз САЛИМОВ