Все новости
ХРОНОМЕТР
10 Июля 2020, 19:48

Навстречу солнцу. Часть вторая

ПЕРВОПРОХОДЦЫ Итак, к началу второго тысячелетия нашей эры Новгород стал одним из крупнейших и богатейших городов Древней Руси, а его владения простирались на северо-запад до Балтийского моря, на север – до моря Белого, на юго-восток – едва ли не до самой Москвы, а на северо-восток…

В 1883 году в Иркутске вышла очень интересная книга – «Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири. 1032–1882 гг.» (Щеглов И. Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири. 1032–1882 гг. – Сургут: «Северный дом», 1993), основанная на свидетельствах русских летописей, документов и различных, порой уникальных, изданий.
Начинается «Хронологический перечень…» со вступительных слов самого автора, кои необходимо привести полностью: «Хотя Сибирь как географическое имя в русских летописях упоминается впервые лишь в 1407 году, тем не менее задолго до этого времени русские более или менее уже были знакомы с нею. Южную часть ее впервые посетили русские князья в XIII веке, когда им приходилось ездить на поклон к великому хану. Что же касается до западной части Сибири, ближайшей к Уральскому хребту, то она была известна русским еще в XI веке. Честь первого знакомства с сибирскими обитателями принадлежит предприимчивым новгородцам, которые в XI веке уже имели с ними торговые сношения, причем все народы, жившие у Уральского хребта, по обеим сторонам северной части его, были известны им под именем югры или угры. Древнейшее известие о столкновении новгородцев с этими юграми мы находим под 1032 г. В этом году новгородцы под предводительством Улеба предприняли поход к Железным воротам, окончившийся неудачно, так как они были побеждены юграми, “и вспять мало их возвратишася, но многи там погибоша”». В примечании автор поясняет, что под Железными воротами здесь подразумеваются либо Уральские горы, либо – пролив между Новой Землей и островом Вайгач!
Далее Щеглов на основе летописей приводит сведения о подобных походах в 1096, 1114, 1187, 1193, а также в 1264, 1323 и 1329 годах. Свидетельство же летописца о походе 1364 года просто поразительно: «Зимою с Югры новгородцы приехаша, дети боярскии и молодые люди, и воеводы Александр Абакунович, Степан Ляпа, воеваша по Оби реки до моря, а другая половина рати на верх Оби воеваша». До походов Ермака еще более двух веков, судьба Москвы еще не решена на Куликовом поле, а новгородцы воюют на Оби у самого Ледовитого океана! И лишь под 1483 годом упомянут поход на Обь рати московского великого князя Ивана III.
Но с укреплением и возвышением Москвы настали черные дни для Господина Великого Новгорода. В 1471 году новгородцы потерпели тяжелое поражение от москвичей в сражении на реке Шелони, новгородские земли были разорены, а в 1478 году войска Ивана III осадили сам Новгород, который был вынужден подчиниться силе. Новгородской независимости пришел конец.
Дабы искоренить свободомыслие, уничтожить сам строптивый дух новгородский, Иван III в 1481 году повелел дать знатнейшим людям новгородским поместья в землях московских, а в 1488 году выслал еще восемь тысяч бояр, именитых граждан и купцов, поселив их в разных частях Московского княжества, «а на их земли, в Новгород, послали москвитян, людей служилых и гостей». «Сим переселением был навеки усмирен Новгород. Остался труп: душа исчезла; иные жители, иные обычаи и нравы, свойственные самодержавию», – писал об этом Н. Карамзин в своей «Истории Государства Российского».
Среди подвергшихся выселению из родных мест (по-нынешнему депортации) был и знатный новгородский род Резановых, представители которого даже избирались новгородским вечем посадниками. С жившего на рубеже XV–XVI веков боярина Дмитрия ведет свое начало российский дворянский род Резановых, один из представителей которого имеет прямое отношение к нашей истории.
Разгром Новгорода Иваном III не убил полностью свободолюбивого духа жителей древней республики. Тогда царь всея Руси Иван IV, уже прозванный Грозным, решил довести до конца черное дело, начатое его дедом Иваном III, и в 1570 году подверг Новгород жесточайшему разгрому, а его жителей – едва ли не поголовному истреблению.
И вот с этим страшным моментом русской истории связана одна почти что легенда о том, как, спасаясь от царского преследования, горстка новгородцев ушла далеко в Сибирь. На семи кочах (судах) новгородцы добрались аж до реки Анадырь, где один коч разбился, а люди с него сошли на берег, основав поселение. Пять кочей пошли далее вдоль берега, а еще один затерялся в море, но даже в XIX веке среди русских поселенцев на Аляске ходили разговоры, что люди с того коча выжили, а их потомки живут на американской земле, причем не на островах, а на материке. То есть Русская Америка началась во времена Ивана Грозного, и опять путь проложили новгородцы! Не верится? Особо недоверчивые читатели могут сами заглянуть в источник, откуда взята эта история (Чекуров М. Загадочные экспедиции. – М.: «Наука», 1991).
ПОД НЕБОМ КАЛИФОРНИИ
Я не буду касаться тем покорения Сибири Ермаком, выхода Московской Руси к берегам Тихого океана, открытия и присоединения к Российской империи Аляски: об этом достаточно хорошо известно. Но несколько слов о максимальном продвижении России и всего славянского мира на Восток сказать должен.
1803 год. На Аляску, которая уже принадлежит России, из Кронштадта отправляется морская экспедиция на судах «Надежда» и «Нева» под командованием, соответственно, Крузенштерна и Лисянского. Но во главе всей экспедиции поставлен высокопоставленный российский чиновник, действительный камергер, а по совместительству совладелец Российско-Американской компании, управляющей Аляской, – Николай Петрович Резанов, потомок знатного рода, происходящего из древних новгородцев.
О драматических событиях, связанных с этой экспедицией, написано немало, но пока мне не попадалось ни одной по-настоящему научной книги или статьи, хотя бы пытающейся разобраться с теми тайнами и загадками, коих в истории этой первой русской кругосветной экспедиции достаточно.
Как бы то ни было, в 1806 году Резанов оказался в Сан-Франциско – самом северо-западном городе Калифорнии – провинции Мексики, принадлежавшей тогда Испании. Увидев плодородность северной Калифорнии, он стал вынашивать идею присоединения сего края к России, используя для этого в том числе и влюбленность в него юной дочери коменданта Сан-Франциско Марии де Ла Консепсьон де Аргуэльо. Эта романтическая история стала широко известна в Советском Союзе и современной России благодаря музыкальному спектаклю театра «Ленком» по поэме Андрея Вознесенского «Юнона и Авось». Однако брак с католичкой требовал разрешения на высочайшем уровне. Резанов отправился за ним в Петербург, но не доехал: заболел в пути и умер в Красноярске в марте 1807 года. Реализовать свои планы по закреплению России в Калифорнии ему не удалось.
Впрочем, в руководстве Российско-Американской компании нашлись другие энергичные люди, и, идя по стопам Резанова, помощник главного правителя российских владений в Америке Иван Александрович Кусков 15 мая 1812 года заложил к северу от Сан-Франциско русское селение и крепость. В день тезоименитства императора Александра I, 30 августа 1812 года, «назначили день к поднятию на крепость флага – для сего посередине оной сделана была мачта со стеньгой, врытая в землю. По прочтении обычных молитв поднят флаг при пушечной и ружейной пальбе». Крепость была наречена Россом, и российский флаг реял над ней под синим небом Калифорнии до 1841 года.
В 1841 году крепость (форт) Росс была продана выходцу из Швейцарии, основателю колонии Новая Гельвеция Джону Саттеру. Россия уходила из Калифорнии. В 1846-м началась война Соединенных Штатов Америки с Мексикой. В начале июля морской десант американцев захватил мексиканские города Сан-Франциско и Монтеррей, а 7 июля 1846 года было объявлено о присоединении Калифорнии к США.
В 1867 году российское правительство продало Соединенным Штатам Аляску. Россия покидала американский континент – начавшееся на берегах Эльбы за тысячу с лишним лет до этого продвижение славян на восток завершилось.
Поразительно, как народы, полтора тысячелетия назад жившие по соседству на крохотном пятачке земли – Ютландском полуострове и по берегам Эльбы, отправились в противоположные стороны и вновь встретились за многие километры от своих родных мест, на берегах Тихого океана. Впрочем, хоть они этого и не знали, но никуда не денешься от факта – Земля круглая! Славяне, продвигаясь на восток, создали на бескрайних просторах Евразии великую многонациональную Российскую империю и ее реинкарнацию – Советский Союз. Германские племена англов, саксов и ютов в своем движении на запад создали Англию, ставшую спустя века огромной Британской империей, одна из далеких колоний которой превратилась в самую мощную державу современности – Соединенные Штаты Америки. А часть племени саксов, оставшаяся на континенте, заложила основу Германии, начав Drang nach Osten – «Натиск на Восток». В результате этого многовекового натиска были захвачены земли многих западнославянских племен, а сами эти народы были ассимилированы германцами и потеряли свою самобытность, свой язык, хотя и ныне на территории современной Германии многие географические названия звучат вполне по-славянски: Лейпциг (Липск), Любек (Любице – некогда славянская крепость Любимая), Шверин (Зверин), Лаузиц (Лужица), Тетеров, Торгау (Торгов)…
Шел 1945 год. Заканчивалась самая страшная война в истории человечества – Вторая мировая, в которой главными противниками были Германия с одной стороны и Советский Союз, Англия и Соединенные Штаты с другой. Германия оказалась зажатой советскими войсками с востока и войсками англо-саксонских стран с запада. И вот произошло историческое событие: 25 апреля 1945 года недалеко от города Торгау на Эльбе войска 1-го Украинского фронта встретились с войсками 1-й армии США.
Исторический круг замкнулся вновь, словно следуя древней мудрости Екклесиаста: «Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит. Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги своя. Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь». Так и люди, как солнце, как реки…
Непросто строились в веках отношения тех, кто некогда были соседями, а затем разошлись в противоположные стороны. Сейчас Россию и англо-саксонский мир разделяет океан, зовущийся на русском языке Тихим. Но по-английски он называется Pacific Ocean, что можно перевести как Мирный океан. Дай бог, чтобы он был таким всегда!
* * *
В марте 2007 года «Истоки» (№ 12) напечатали мою статью «Реальный герой романтической истории», посвященную русскому государственному деятелю и путешественнику, начальнику первой русской кругосветной экспедиции Николаю Петровичу Резанову и приуроченную к 200-летию со дня его смерти. Публикация этой статьи вызвала неожиданные последствия: на нее откликнулся потомок Николая Петровича, проживающий в одном из городов Башкортостана! Мы познакомились, он передал мне массу собранных им документов по истории рода Резановых, рассказал многие фамильные истории и предания. Когда мне довелось впервые встретиться с этим человеком, я был поражен – так он был похож на портрет своего далекого и к тому же непрямого предка. Да и весьма явно проступали в его внешности черты древних новгородцев, описание которых московским ученым я привел выше. Воистину мир тесен, а пути господни неисповедимы: встреча с этим человеком и его рассказ о происхождении рода Резановых навели меня на мысль написать только что прочитанное Вами, уважаемый читатель.
Владимир Агте
Часть первая
Читайте нас: