А вот герой нашей публикации подполковник в запасе, летчик 1-го класса Николай Киселев с самолетом близко познакомился, будучи старшеклассником. А именно в юношеском возрасте совершил несколько прыжков с парашютом из учебного самолета. Отныне все его фантазии были связаны с этой удивительной крылатой машиной, которую хотелось освоить, чтобы подняться на ней высоко, под самые облака, и парить там, словно птица.
Вырос Николай в большой семье в красивейших приволжских местах, среди березовых лесов и цветущих полей в Ульяновской области, в небольшой деревеньке Алексеевке, которая уже исчезла с лица земли. Кроме него в семье было еще трое детей. Помогали родителям по хозяйству, с детства были приучены к крестьянскому труду и соседями всегда ставились в пример.
Глава семейства Семен Ефимович прошел всю войну, несколько раз был ранен, неоднократно ходил за линию фронта за «языком», закончил войну капитаном, заместителем начальника разведки гвардейского стрелкового полка, награжден правительственными наградами. Обладал крутым, горячим прямолинейным характером, даже начальство побаивалось его. К сожалению, рано ушел из жизни: здоровье было подорвано нечеловеческими нагрузками, затяжной войной.
Вся тяжесть по воспитанию детей легла на плечи матери Анны Федоровны. С раннего утра до позднего вечера она работала в колхозе, успевала вести домашнее хозяйство.
В селе долгое время не было даже электричества, дети учились при керосиновой лампе, в школу ходили за семь километров от дома, через леса, холмы и перелески, при любой погоде, а зимой нередко встречались с волками. Такая вот обыденность русской глубинки… Но была в этой глубинке одна интересная деталь. В пятидесяти километрах от деревни находилась летная база Сызранского высшего летного училища. И район полетов нередко проходил через деревню. Николай частенько, закинув голову в небо, наблюдал за самолетами и вертолетами, вот тогда у него и зародилась мечта – стать летчиком. Уже будучи старшеклассником, на мотоцикле он ездил в училище, где работала его старшая сестра, которая помогла ему записаться в «Школу юных космонавтов». Там-то он первый раз и поднялся в небо, первый раз прыгнул с парашютом и твердо решил – будет военным.
Поэтому юноша отличался особой тягой к знаниям, много читал, особенно любил книги на военную тематику, увлекался спортом – легкой атлетикой, лыжами.
Председатель колхоза уговаривал Николая стать колхозным стипендиатом, поступить в сельхозинститут. А военкомат готовил документы в Омское общевойсковое училище. Но Киселев твердо решил: несмотря на большой конкурс, будет поступать в летное. Успешно пройдя отборочно-врачебную комиссию и сдав экзамены, Николай чуть не «срезался» на мандатной комиссии. Зацепка была одна – не хватало веса, но за него заступился сам начальник училища.
Генерал сказал тогда: «Зачислим, откормим!»
На первых курсах Киселеву тяжело давались точные науки – сказывалась слабая базовая подготовка, нехватка сельских учителей, но всегда выручала крестьянская настырность, упрямство, вера в себя. Наверстывал, за учебниками сидел до поздней ночи. Зато в летной практике ему не было равных. У курсанта была природная реакция, чувство машины, самый большой налет часов среди однокурсников. Знания впитывал, как губка. Сколько лет прошло, а он до сих пор с благодарностью вспоминает своего первого наставника – старшего лейтенанта Сергея Ивановича Кузьменко. «Это был летчик и педагог от Бога», – говорит Николай Семенович.
После окончания училища молодой офицер Киселев с квалификацией «Летчик-инженер», как один из лучших выпускников был оставлен летчиком-инструктором 625-го учебного вертолетного полка Сызранского высшего летного училища, служил в городе Пугачеве Саратовской области. С раннего утра и до позднего вечера находясь на аэродроме, полностью отдался летной службе, подготовке своих питомцев.
Но случилась большая и страшная беда – Чернобыльская катастрофа. Уже на четвертые сутки они – самые лучшие, опытные вертолетчики были на месте аварии. Началась напряженная, смертельно опасная работа. Летчики хорошо знали, что такое радиация, каковы ее последствия, но ведь были еще воинский долг, присяга, ответственность за страну.
Старшему лейтенанту Киселеву шел тогда всего лишь 23-й год. Вот строки из наградного листа: «Старший лейтенант Киселев Н.С. представлен к награждению медалью «За боевые заслуги» за высокое летное мастерство, слаженность и самоотверженность, проявленные при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Военный летчик-инструктор имеет общий налет 509 часов. Вертолет МИ-8 знает хорошо и грамотно его эксплуатирует на земле и в воздухе. В ликвидации последствий аварии на ЧАЭС выполнено 198 полетов, общий налет 55 часов. Принимал непосредственное участие в ряде научных экспериментов, выполнил 11 полетов на постановку и снятие роботов с аварийного реактора, на корректировку, фотографирование, киносъемку, радиационную разведку.
За мужество и отвагу, высокое профессиональное мастерство, проявленное при выполнении правительственного задания при ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, достоин награждения медалью «За боевые заслуги».
После Чернобыля – вновь служба летчика-инструктора, новые награды, благодарности, продвижение по службе, присвоение звания «Летчик 1-го класса». Случались и нештатные аварийные ситуации, но Николая всегда выручали собранность, самообладание, глубокое знание вверенной ему авиационной техники. Как опытный перспективный офицер, в 1987 году Киселев был переведен старшим летчиком-инструктором в Уфимское высшее военное авиационное училище летчиков, где встретил свою единственную любовь, нашу землячку Марину Владимировну. Сегодня они воспитывают замечательных детей: дочь – студентка, сын – школьник. Дружная счастливая семья навсегда осела в Уфе. Кстати, и живут они на улице Летчиков.
Служба сложилась удачно – дослужился до подполковника, в училище, где он проработал до 1993 года, всегда пользовался авторитетом у людей за скромность, честность, глубокую порядочность и врожденную интеллигентность.
Уйдя на «гражданку», Киселев не стал останавливаться на достигнутом, начал учиться. Окончил Башкирскую академию госслужбы и управления при Президенте РБ, сдал кандидатский минимум. В настоящее время работает исполнительным директором Башкирского регионального отделения Российского общества оценщиков. А как деятельного и инициативного человека, ветераны-инвалиды Чернобыля, проживающие в Уфе, избрали его председателем своей общественной организации.
Подполковник с горечью говорит: «Теперь приходится бороться не с радиацией, а с чиновничьим бездушием, формализмом и безразличием к проблемам инвалидов. Сколько побратимов мы теряем ежегодно… Радует то, что наконец налажен диалог с городом, властью. Мы находим полное понимание со стороны мэра Ирека Ялалова, который поддерживает ветеранские организации и помогает нам. Чернобыльцы, в свою очередь, вносили и будут вносить посильный вклад в духовно-нравственное воспитание молодежи».
Совсем недавно Николай Семенович принимал участие в 30-летнем юбилее ставшего для него родным Уфимского высшего военного авиационного училища летчиков. За восемь выпусков дипломы УВВАУЛ получили 1692 курсанта, 71 офицер-слушатель заочного отделения и 8 военнослужащих Казахстана. Шесть выпускников были удостоены диплома с отличием и золотой медали: Борис Боярский, Геннадий Багрий, Радик Асыльбаев, Владимир Каряев, Иван Гнетецкий, Вячеслав Власов. 63 выпускника стали обладателями «красных» дипломов. Два набора курсантов УВВАУЛ завершили обучение в Сызранском военном авиационном институте, в том числе с золотой медалью – Раушан Кутлуяров и Роман Молодкин.
Три выпускника училища удостоены звания Героя России: Андрей Анощенко — выпуск 1991 года (посмертно). Александр Блохин — выпуск 1993 года (посмертно). Александр Омельяненко — выпуск 1996 года – продолжает службу в Вооруженных силах России. В этом есть немалая заслуга их преподавателя и наставника Николая Киселева.
Борттехник, капитан Александр Костров так отозвался о Киселеве: «Настоящий летчик, наш мужик, верный и надежный, всегда протянет руку помощи в любой беде».
На торжестве Николай Семенович получал теплые поздравления от многочисленных друзей, сослуживцев, от тех, кого ставил «на крыло», учил покорять небо. Его трудолюбие и энергичность, верность долгу заслуживают большого уважения. А главным правилом его жизни было и остается – помогать людям, иногда даже простым добрым словом, полезным советом, своим участием и теплотой души.