Все новости
ХРОНОМЕТР
15 Июня 2020, 14:32

Несторианство – религия средневековых башкир

Имеются интересные сведения о том, что, например, половецких принцесс несторианского вероисповедания, которые выходили замуж за русских князей, не крестили заново. Несторианство некогда являлось традиционной религий и части башкир, и предков Терского казачества. К слову, по-другому их называют еще староверами.

В Азии последователей Византийского патриарха Нугзара (башкирское произношение имени Несторий) называют «насыр; насырани».
История прихода его на патриарший престол такова: 24 декабря 427 года скончался Константинопольский патриарх Сисинний, славившийся своим благочестием. Император Феодосий назначил на его место Нестория, являвшегося одним из ярчайших представителей Антиохийской богословской школы, к котороой принадлежали, помимо него, Арий и Иоанн Злотоуст. Христиане-несторианцы придерживались постулатов: «Нет бога, кроме Бога!» и «Пророки – посланники Бога». В 431 г. на Вселенском соборе в Эфесе константинопольский патриарх Несторий был предан анафеме за свое заявление о том, что «у Бога нет матери». Однако христианский собор в Бит-Запате объявил несторианство господствующим вероисповеданием персидских христиан. В 499 году в Ктезифоне была учреждена независимая несторианская патриархия. В 628 году несторианский патриарх Ишо-Яб получил от пророка Мухаммада – да благословит его Бог!– охранную грамоту для несторианской церкви, что и привело к ее наивысшему расцвету именно во времена арабского халифата. В Башкортостане сохранились кумбазы (женские украшения, пришиваемые к одежде, изготавливаемые из золотых или серебряных кругов, иногда из бронзы, куполообразной формы) с фетвами двух Византийских патриархов – Сисинния и Нугзара. Тексты фетв («фетва» – постановление высших богословов по тем или иным правовым вопросам) выполнены арамейско-сирийскими письменами и прочеканены на лицевых (выпуклых) сторонах кумбазов. На фото 1 – текст фетвы патриарха Сисинния на башкирском кумбазе.
Транскрипция: «Сайэ факиhа сэмэхэт жэфэ. Сф Сусанэ Лалэ». Перевод на русский язык – «Тень пещеры – результат щедрости мучения (от жары и суеты). Богослов Сисинний воспитатель».
На фото 2 – текст фетвы патриарха Нугзара на другом башкирском кумбазе.
Я прочел его следующим образом: «Кс вhмд в втк в нтк. Кс Нhзр». Глоссарий этого текста на современном башкирском языке звучит так – «Кыястынг эhэмиэте hакланып hойлэнелгэн нотокта. Хэсис Нугзар». Перевод на русский язык приблизительно таков: «Назначение аналогии в осторожности проповеди. Патриарх Несторий».
Украшение – кумбаз с фетвой патриарха Нугзара.
Транскрипция текста: «Кбз мдh назh. Кс Нhзр». Глоссарий – «Кабз мэдхиэлэй наззы. Хэсис Нугзар». Перевод на русский язык: «Только Вседержащий (один из эпитетов Бога) дарит милость. Патриарх Несторий».
Все три кумбаза найдены в Зианчуринском районе.
Сохранились и эпитафии башкир того времени, которые исповедовали несторианство. Эпитафии с кладбища села Баимово Абзелиловского района. Все они выполнены арамейско-сирийскими письменами.
На эпитафиях сохранились только слова «год».
Это только часть башкирских письменных документов, рассказывающих нам о ранней истории несторианства в средневековом Башкортостане.
Интересным будет в этом русле проследить личную биографию одного башкирского чиновника-писца времен Хазарского государства, по имени Сагит. Он – автор двух руннописьменных текстов: на Калмашской плите из Чекмагушевского текста и на стенке Софийского собора в городе Киеве. Многие исследователи читают данный текст слева направо, я же полагаю, что древние тексты читаются сверху вниз или справа налево.
Транскрипция: «Разнт. Блтэ Шам. Айык лтк Алтай айэк. Ээч Сма гайчк паск Эскт». Глоссарий:«Рэзинэт. Булак Шамдыкы. (Унынг) тыуган ягы Яйык (менэн) Алтай арауыгы. Нигезлэне Шамдынг Гайса оммэhендэге (кешелэре) осон пасех Сэгит ». Перевод на русский язык: «Это важно. Город принадлежит Шаму. Его (Шама) родина находится между Яиком и Алтаем. Для подданных Шамо (кагана), приверженцев Иисуса, обосновал это наместник Сагит».
Действительно, в те далекие времена город Киев в тюркских документах упоминается под названием «Шамкирс» и «Шамкирья». Само это слово переводится как «Поселение Шамо; город Шамо».
Вернемся к временам Хулагу-хана. Многие, возможно не знают того факта, что часть монгольских племен во времена Чингиз хана тоже исповедовала несторианство. Походы Хулагу-хана известны в истории под названием «желтых крестовых походов». Тогда башкиры рода табын жили на берегах реки Иркут (эта река протекает около города Иркутска), исповедовали ислам и именно для того, чтобы не участвовать в походе Хулагу-хана против своих единоверцев в Иране, переселились через долину Иртыша к берегам реки Камы. В этом походе Хулагу-хана участвовала часть башкир, которые исповедовали несторианство, армяне, грузины и монголы-несторианцы.
В шэжэрэ родословной башкир-табынцев буквально написано следующее:
Транскрипция: «Майки би ули Илек би, анинг ули Алчh би, аннинг ули Булгаир би, анинг ули Кара Табн би, ати Кара Газиз диб аталалр. Кара Табн би бурунги аурнларн ташлаб Чулман илгаси буина кучкан. Аннг ули Чулман би шунда килгач тугди». Перевод на русский язык: «Сын Майкы бека Илек бек, сын Илека Алших бек, сын Алшиха Булгаир бек, сын Булгаира Кара Табын бек, прозвище которого был Кари газиз. Кара Табын бек, забросив старые места, переселился к берегам реки Чулман (тюркское название реки «Кама»). Его сын Чулман бек родился там».
Со времен этих исторических событий остались башкирские поселения на Кавказе и на юге Ирана, где и сейчас живут и здравствуют наши соплеменники.
Самое удивительное, в Башкортостане встречаются и надмогильные памятники мусульманских богословов, которые выполнены в виде несторианских крестов. На фото 3 вы видите эпитафию Минглигареева сына Ядкара из села Утягулово Зианчуринского района.
Там написано буквально следующее. Транскрипция: «4-нчи хмлдэ. 1894-нчи илдэ Минглигири угли Иадкар дфн…». Глоссарий: «4-нсе хэмелдэ. 1894-нсе йылда Минглегэрэй улы Йэдкэр дэфен…». Перевод на русский язык: «4-го дня месяца хамл. 1894-го года Минглигирей сын Ядкаров захоронен….».
Таким образом, можно предположить, что часть башкирских племен с 5 века исповедовали веру несторианства (насрани).
Иршат ЗИАНБЕРДИН