Хотя, если вдуматься, «Чапаев» по своему жанру скорее героическая трагикомедия. Фильм этот сразу понравился зрителям, многие из которых смотрели его и двадцать, и тридцать, а то и полсотни раз. Короче, вполне закономерно, что Василий Иванович вновь привлек внимание кинематографистов, хотя «красная» тема в их среде вроде бы не котируется, в отличие от «белой».
Тем не менее известный сценарист написал сценарий, а известный режиссер дал ему экранную жизнь в виде модного ныне сериала. Чапаев в нем главный герой и выписан с нескрываемой симпатией. И всё бы ничего, да вот только самого-то Чапаева мы и не увидели, а увидели некий «клон», собранный, как из разных молекул, из слухов, сплетен, документов и домыслов. Их перемешали, как в миксере, и вылепили дорогостоящий «колобок», употреблять который надо весьма осторожно.
Перво-наперво, сразу видно, что «нынешний» Василий Чапаев совершенно не похож на свой реальный прототип. Настоящий Чапаев, как известно, не отличался молодецкой статью и пышными кудрями, чем «грешит» украинский актер Сергей Стрельников, исполнитель его роли. Даже знаменитых чапаевских усов, так сказать визитной карточки начдива, мы и близко не видим. А ведь Чапаев их холил и лелеял, достаточно взглянуть на его фотопортреты.
В самом начале фильма во время застолья семейство Чапаевых (за исключением их матери, которая, между прочим, пережила и мужа, и детей!) напевает песню «Ой, мороз, мороз!». Между тем песня эта – наша современница: впервые она была исполнена Воронежским русским народным хором во время концерта в 1952 году.
Во время мировой войны фельдфебель Чапаев титулует такого же, как и он сам, фельдфебеля «вашим благородием», что могло быть только в том случае, если б он, Чапаев, был банальным подхалимом и лизоблюдом, так как подобным образом нижний чин обращался к офицеру в звании вплоть до капитана. Но покажите мне хоть одного человека, способного Василия Ивановича в этом обвинить...
В сцене в офицерской землянке один из офицеров называет другого, штабс-капитана по званию (четыре звездочки на погоне при одном «просвете»), просто капитаном (один «просвет» без звездочек), то есть необоснованно повышает его в звании на одну ступень. Быть такого не могло!
В очередной раз выйдя из госпиталя, находящегося в российской глубинке, Василий Чапаев оказывается на собрании солдатского комитета: все солдаты при этом почему-то носят погоны его родного 326-го Белгорайского пехотного полка, который, по идее, в этот момент должен находиться в окопах «австрийского» фронта.
Батальные сцены в фильме не такие уж плохие, но поражает при этом фантастическая стойкость русских солдат: взрывы снарядов, даже произошедшие буквально «под носом», не производят на них совершенно никакого действия – стряхнули землю с плеч и еще крепче за винтовку держатся. Каким же образом мы тогда пол-России оставили и столько народу потеряли? «Тайна сия велика есть…»
Заметно почти полное игнорирование в снаряжении солдат вещмешков, шинельных скаток и такого вида оружия, как штык. Причем если у русских солдат он изредка еще встречается, то у тех же австрийцев отсутствует напрочь, чего в принципе быть не могло, так как винтовки всегда «пристреливались» со штыками.
Образ Петьки – ординарца Чапаева – буквально во всем списан с фильма 1934 года, вплоть до его манеры одеваться, его возраста и так далее. А ведь реальный Петр Исаев к киношному не имеет никакого отношения; он был, во-первых, одногодком начдива, которому в момент гибели было 32 года, во-вторых – бывшим офицером, отличавшимся завидной выправкой и аккуратностью в одежде (достаточно посмотреть на его фото), а в-третьих, он был не ординарцем, а занимал разные должности, в том числе и командира полка. И вообще, он был в дивизии не последним человеком. Кроме того, Исаев был женат. И наконец, реальный Петр Исаев не погиб на берегу реки Урал, а пережил своего друга и командира на целый год.
Сам Чапаев тоже не слишком походит на «оригинал»: реальный Чапаев более близок к тому персонажу, который был воплощен на экране Борисом Бабочкиным, и по своему холерическому темпераменту, и по внешнему виду, и по манере говорить, и даже по телосложению. К тому же известно, что Василий Иванович не пил и не курил, записным «казановой» тоже не являлся, хотя, будучи личностью харизматичной, был весьма популярен у женщин. А еще хорошо известно, что Чапаев был очень музыкальным человеком, играл на гармони и на гитаре (судя по одной из фотографий) и отлично, с удовольствием пел (у него, говорят, был весьма недурной баритон).
Кстати, в отличие от «киношного», реальный Чапай любой лошади предпочитал автомобиль: это было связано с тем, что ранения ноги и спины не позволяли начдиву комфортно ездить верхом.
Не будучи кавалеристом, Чапаев, тем не менее, носил шпоры, что хорошо заметно опять-таки на фотоснимках. Кроме того, еще с осени 1918 года Василий Иванович постоянно носил на френче введенный для красных офицеров специальный «командирский знак» в виде красной звездочки в венке.
История с Троцким. В «Страстях…» он представлен откровенным хамом, который в буквальном смысле плюет на Чапаева. В действительности же «наркомвоенмор» был достаточно умным человеком и Василия Ивановича ценил – например, во время своего приезда к нему в дивизию Троцкий наградил начдива именными часами. Визит этот, между прочим, происходил осенью 1918 года и был зафиксирован на кинопленку. В сериале же это событие почему-то отнесено к лету, как, впрочем, и почти все события фильма, кроме одного сюжета, связанного с учебой в Академии. А ведь Чапаев был направлен в нее не летом, как в кино, а в середине ноября.
Далее. Очень хорошо заметен дорожный асфальт там, где его не могло быть, потому что не могло быть никогда.
Часто у белоказаков винтовки за спиной висят через левое плечо, а так их носили только в Красной армии – это был один из способов распознавания «своих».
На гимнастерках красноармейцев постоянно встречаются «контрпогончики» для пристегивания погонов, а этого в годы Гражданской войны быть не могло, так как красные специально их спарывали, чтобы у солдат было меньше соблазна для перебегания в стан противника и чтобы их не могли уличить в сочувствии белым, которые, в свою очередь, намертво эти погоны пришивали с той же целью.
В одной из сцен в штабе у Чапаева на стене висит плакат, относящийся к 1919 году, в то время как само действие происходит в 1918-м.
Михаил Фрунзе откомандировывает Чапаева из Академии обратно на фронт – формировать 25-ю дивизию и командовать ею. Бред! Во-первых, Чапаев вернулся с учебы по собственному желанию, а не по приказу; во-вторых, Фрунзе направил его командовать не дивизией, а Особой Александров-Гайской группой войск Восточного фронта, а 25-ю дивизию, уже созданную, Чапай возглавил лишь в апреле 1919 года, то есть когда еще не весь снег растаял. А в фильме мы видим, как он прибывает на новое место службы, когда на ветках рябины полным-полно ягод (!).
Да и вообще, с погодными аномалиями у авторов какие-то нездоровые отношения.
Как Фрунзе, так и новый комиссар чапаевской дивизии Фурманов уже традиционно на себя не похожи, даже на фото можно не смотреть. К тому же комиссар в фильме как минимум одногодок Чапая, хотя на деле был гораздо моложе его – всего 28 лет.
Еще очень бросается в глаза чрезвычайная упитанность красных бойцов (впрочем, и белых тоже). И это в то время, когда вся Европа, а не только Россия, страдала от повальных эпидемий и голода.
А как носят шашки военные люди? Подобным образом, косо, могли носить только сабли, а казачья шашка всегда носилась строго вертикально, вдоль ноги.
Чапаев почти никогда не снимает свою папаху, хотя известно, что он не брезговал фуражкой и куртку-кожанку тоже нашивал. Причем нигде на фотографиях не отмечено, чтобы у него на папахе имелась звездочка, как в фильме. А еще не видно, чтобы он снимал ее хотя бы у тела погибшего брата, я уж не говорю о том, чтоб ему пришло в голову снять головной убор при входе в церковь. А ведь к этому приучали с раннего детства, такие вещи делались «автоматом».
Как и всякий уфимец, я с нетерпением ожидал сцен, связанных с Уфой. И мне показали! Лучше бы я не видел этой ненаучной фантастики. Вместо хорошо знакомой нам реки Белой показали нечто грандиозное – то ли Волгу, то ли Днепр (говорят, что снимали на Украине). Сама битва за Уфу (одно из крупнейших сражений Гражданской войны, между прочим!) больше похожа на некие местечковые разборки с парой пулеметов и тремя пушечками. В массовых сценах вообще не видно более пятидесяти человек одновременно, – лучше бы сделали на одну серию меньше, зато с достойной массовкой. В общем, сражение за Уфу ни на что не похоже, – ни Уфы, ни сражения нет и в помине...
Гибель Чапаева. В сериале этот эпизод, к сожалению, почти буквально копирует фильм 1934 года, как будто у авторов не было другого выхода. Однако это не так, ведь каким именно образом погиб начдив, точно не известно до сих пор; более того, некоторые свидетели утверждали, что Чапаев уцелел и даже попал к белым в плен, а в дальнейшем совершил побег. Кстати, на эту тему можно было построить вполне достойную интригу, чего, собственно, от авторов и ожидали.
И это не всё, во что хотелось бы «ткнуть носом» наших «мастеров экрана», хотя и этого достаточно, чтобы понять: с профессионализмом у нас в стране туговато. С сериалом «Страсти по Чапаю», как, впрочем, и со всеми другими, кинематографисты опять перегнули палку, регулярно впадая из одной крайности в другую. Получился, к сожалению, банальный ремейк, растянутый «в пространстве и времени» на целый десяток серий и нанесший тем самым серьезный урон нашему свободному времени. Хотя с таким богатым материалом можно было создать истинные шедевры. Но авторы пошли по кратчайшему пути, создав «киножвачку», с которой сидишь у экрана и вечер за вечером тупо смотришь на экран. И ждешь, когда тебе в пасть положат очередную порцию разжеванного, а то и уже переваренного материальчика, сдобренного стрельбой, подслащенного поцелуями и подкрашенного экзотикой. Впрочем, шоу-бизнес можно понять, – на то он и бизнес! А нам остается только просить прощения и у Чкалова, и у Чапая, и у «ночных ведьм»…
Геннадий ШЕВЕЛЕВ, Владислав МОРОЗОВ