Все новости
ХРОНОМЕТР
6 Марта 2020, 20:53

Давид Бурлюк и первые уфимские художественные выставки

Давид Давидович Бурлюк – замечательный русский художник, литератор, издатель, критик, журналист, теоретик и новатор искусства, человек бурлящего таланта и столь же бурлящей энергии, с конца лета 1915 до весны 1918 года жил в Башкирии: в Иглино, Буздяке, Уфе. В Уфимский период Булюк активно и плодотворно работал – написал более 200 картин, неоднократно выезжал в Петроград, Москву, Самару где участвовал в футуристических выставках, литературных и художественных вечерах, издательских проектах.

В 1916 году он становится членом Уфимского художественного кружка и экспонирует свои картины на трех выставках, организованных этим кружком. Первая из них состоялась в октябре-ноябре 1916 года, вторая – в марте-апреле 1917-го, третья также в 1917 году.
Но как оказалось, была еще и четвертая выставка, и прошла она в апреле 1919 года. В Книжной палате Республики Башкортостан я просматривала подшивку газеты «Великая Россия», выходившую в Уфе марте-мае 1919 года, в тот период, когда город и губерния были заняты войсками Колчака. В № 20 «Великой России» от 13 апреля 1919 года была размещена следующая заметка:
Художественная выставка. В воскресенье 13 апреля в помещении 1-го высшего начального училища (угол Телеграфной и Пушкинской) открывается выставка картин петербургских, московских, уфимских и др. художников.
Выставка организована при ближайшем участии членов Уфимского художественного кружка, находящегося пока в периоде реорганизации. Выставку эту можно считать четвертой в Уфе очередной выставкой.
Экспонируется более 300 произведений: картин, этюдов, акварелей, рисунков и пр., распределяющихся по художественным школам от академического реализма до неоимпрессионизма, и даже футуризма включительно.
Выставка будет открыта ежедневно с 10 до 5 часов дня до 20 апреля включительно.
Проведение такой значительной выставки в крае, охваченном гражданской войной, событие поистине удивительное. Можно напомнить, что 31 декабря 1918 года красные в очередной раз захватили Уфу, 14 марта колчаковцы с боем взяла город, но уже 9 июня (по новому стилю) части красной армии – на этот раз окончательно – овладели Уфой, а затем и всей губернией. И в условиях братоубийственного безумия, среди хаоса гражданской войны, члены Уфимского художественного кружка устраивают экспозицию из более чем 300 произведений. Здание бывшего уездного училища, где проходила выставка, сохранилось (это ул. Пушкина, 110), правда, в недавнем времени была проведена его реконструкция, и исторические внутренние интерьеры теперь уже утрачены.
В 1919 году Давида Бурлюка уже не было в Уфимской губернии, еще весной 1918 года вместе с семьей художник отправился в лекционно-выставочное турне по городам Сибири, в октябре 1920-го из Владивостока эмигрировал в Японию, а через два года в США. Но на четвертой уфимской выставке его произведения, по всей видимости, были представлены. В альбомах и каталогах произведений Д.Д. Бурлюка, ныне хранящихся в Башкирском художественном музее им. М.В. Нестерова, приведены подробные научные описания работ художника, составленные известным искусствоведом, специалистом по творчеству Бурлюка, заместителем директора музея по научной работе Светланой Владиславовной Игнатенко. В них указано, что такие известные работы мастера, как «Красный полдень», «Девочка-татарка», «Расцветшая Сирень», «Радуга», поступили в музей в 1919 году из Уфимской художественной студии.
Интересную хронику уфимской художественной жизни 1910-х годов, проведении выставок, можно было бы составить по публикациям в местной периодике. Но, к сожалению, в Уфе не сохранилось ни одной полной подшивки газет этого периода – только разрозненные подборки. Уфимский историк Михаил Игоревич Роднов во время очередной научной поездки для работы в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге просмотрел номера газеты «Уфимская жизнь» за октябрь 1916 года. Привожу несколько заметок из этого издания.
«Уфимская жизнь». 1916 год, 5 октября
К художникам и любителям живописи
Во второй половине октября в г. Уфе уфимское общество народных университетов, по инициативе и силами группы художников и любителей, устраивает выставку произведений живописи и скульптуры.
…Устроители выставки настоящим письмом обращаются ко всем, кто занимается живописью, рисованием и скульптурой, с предложением принять участие в выставке присылкой на нее своих работ… Тех же, кто имеет в своих частных коллекциях какие-либо подлинные произведения мастеров живописи и скульптуры, устроители выставки покорнейше просят не отказать предоставить им эти произведения на время выставки.
…Иногородние благоволят направлять экспонаты для выставки по адресу: Уфа, Губернская земская управа, Якову Семеновичу Бородину. Сюда же следует обращаться и за всеми справками по делам выставки.
«Уфимская жизнь». 1916 год, 9 октября.
Из заметки «Художественная хроника»
За исключением ученических выставок из Реального училища, имеющих специальный характер, в трехсотлетней истории Уфы насчитывается всего лишь две выставки. Лет 15–20 тому назад была выставка работ глухонемых. Кажется, были выставлены копии с некоторых известных картин. Вторая выставка была устроена лет 5 тому назад кочующим по провинции с давних пор художником Лунд.
Ныне и в этой области, по-видимому, назревает новая жизнь.
В газетах уже появилось сообщение, что 16 октября открывается первая в Уфе выставка произведений местных художников и любителей.
Наряду с этим организуется общество под названием «Уфимский художественный кружок», имеющее целю объединить разрозненные силы художников и любителей живописи, скульптуры и рисования на почве общих интересов в этой области.
Организация такого общества и устройство выставок были задуманы группою художников и любителей еще в 1913 году. Обстоятельства военного времени замедлили осуществление намеченного плана.
Устраиваемая ныне выставка будет представлена не только произведениями местных художников и любителей, но и картинами известных мастеров из частных коллекций. Мы слышали, например, что один из учредителей «кружка» И.Н. Шамов предлагает из своей коллекции оригиналы Айвазовского, Верещагина, Шишкина и др. Вероятно, не откажутся экспонировать и другие владельцы художественных произведений в Уфе.
Из заметки «У художников»
8 октября открылся «Уфимский художественный кружок»… Собрание открыл один из учредителей кружка И.Н. Шамов. Присутствовали 27 человек. Председательствовал Ю.Ю. Юлюменталь. Заслушана историческая справка о возникновении кружка и устав… Установлен размер членских взносов (вступительный 1 р., и годовой 4 р.).
Затем был разрешен ряд организационных вопросов. Избрано правление (Ю.Ю. Блюменталь, И.Н. Шамов, Я.С. Бородин и кандидаты П.П. Григорьев и П.М. Лебедев).
…Возник и вызвал бурю прений вопрос о принятии на выставку работ по художественной фотографии. С одной стороны, указывалось на тесное соприкосновение фотографии с живописью во многих случаях и отмечалась заслуга фотографии в деле воспроизведения художественных картин, популяризации. С другой, показывалось, что фотография ничего общего с живописью не имеет.
Собрание признало сначала допущение фотографии возможным, но затем, вследствие категорических заявления П.М. Лебедева об отрицательном отношении к этому и неприемлемости им никаких общений с фотографией, собрание пересмотрело вопрос и сняло его с очереди. По вопросу о допущении на выставку прикладного искусства собрание высказалось в положительном смысле.
Поручено правлению предоставить свои соображения о плане деятельности кружка, озаботиться подысканием помещения для кружка и предоставить соображения о стоимости его оборудования для постоянных собраний и занятий членов и разработать вопрос об устройстве художественной библиотеки.
В правление Уфимского художественного кружка был избран художник и общественный деятель Юлий Юльевич Блюменталь (1870–1944), в 1926–1935 годах он станет директором Башкирского государственного художественного музея и одним из преподавателей Уфимского театрально-художественного училища. Порфирий Маркович Лебедев (1882–1974) – художник, в будущем известный педагог. Яков Семенович Бородин в 1910-х годах служил бухгалтером в Губернской земской управе. Одним из инициаторов создания общества и коллекционером живописи был уфимский лесопромышленник Иван Никитич Шамов, происходивший из вятских крестьян-старообрядцев, в Уфе ему принадлежало несколько каменных домов на ул. Большой Казанской, которые сохранились.
«Уфимская жизнь». 1916 год, 26 октября
21 октября в помещении губернского музея открылась выставка картин. Выставлено 263 произведения. Из них 34 из коллекций И.Н. Шамова, Д.И. Татаринова, В.Т. Комарова и др. работы профессоров Айвазовского, Шишкина, и Плешанова, и известных художников А. Васнецова, П. Верещагина, Е. Волкова, А. Демьянова и др. Остальные 229 вещей составляют работы местных художников и любителей живописи… Из любителей некоторые участвовали в провинциальных художественных выставках; произведения же Бурлюка, Лебедева, Блюменталя и Васильева экспонировались и в столицах. Художественный уровень выставки в общем для провинции довольно удовлетворителен. По содержанию произведений на выставке господствуют пейзажи… За три дня на выставке перебывало 650 человек. В день открытия выставку посетил начальник губернии.
Выставка имела несомненный успех у публики. В номере от 27 октября сообщалось, что выставка продлится до 20-х чисел ноября, «на днях будут опубликованы правила для групповых посещений и экскурсий на выставку».
Интересные подробности об участии Давида Бурлюка, видимо, в третьей уфимской художественной выставке приведены в воспоминаниях Александра Александровича Алексеева (1901–1982), опубликованных в 2002 году в журнале «Киноведческие записки». Подростком А. Алексеев некоторое время жил у родственников в Уфе. В 1919 году из Уфы добрался до Владивостока, эмигрировал, жил и работал в Англии, США, Франции, где стал известным художником-графиком, книжным иллюстратором, аниматором.
«…В разгар лета 1917 г. жители Уфы неподалеку от городского вокзала увидели крестьянскую повозку, груженную огромным сундуком. На нем спиной к вознице невозмутимо восседал мужчина и читал газету. Его звали Давид Давидович Бурлюк. Этот художник-живописец – опекун и друг Маяковского – был футурист, известный в обеих столицах.
Господин Бурлюк был гением рекламы: после постановки своего прибытия в город, очень откомментированного в прессе, он председательствовал на вернисаже с лицом, раскрашенным в зеленый цвет. Его левый глаз был закрыт нарисованным фингалом, а в бутоньерке торчала кофейная ложечка. «Гвоздем» выставки был трупик настоящей мыши, приколотый в центе маленького натюрморта, написанного маслом. Все полотна были распроданы за один день: тетя Катя купила пять».
Работы Давида Бурлюка, возможно, выставлялись в Уфимском художественном музее уже в первые годы его существования. Например, в газете «Власть труда» от 15 августа 1922 в заметке «Художественный музей» описывается его экспозиция, размещавшаяся в особняке на Гоголевской улице, в первом из четырех залах посетители могли видеть «русскую живопись с очень древних времен, когда существовала только иконопись, и до последних футуристических рисунков».
Янина СВИЦЕ